Премии превращают литературу «из формы
существования человеческой мысли в форму
существования самого человека». Литературные
мероприятия имеют свойство разрушать
«метафизичеcкое логово» интеллектуальной работы
церемониальными фарсами. Об этом писал в одной из
своих статей трагически погибший два года назад
юный поэт и философ Илья Тюрин.
И все-таки премия, учрежденная в память самого
Ильи («ПС» № 72, 2000 г.), кажется, избежала опасности
ритуального столбняка и вместе с книгой
«Письмо», аудиокассетой «Ровесники Луны», сайтом
“Дом Ильи” стала достойным наследником его
имени.
За полгода своей работы первый конкурс
«Илья-премии» собрал тридцать блистательных
рукописей и увенчался стилевым и ономастическим
чудом: Гран-при завоевал тридцатичетырехлетний
поэт Вячеслав Тюрин из поселка Лесогорск
Иркутской области. Подробности о многочисленных
открытиях и сюрпризах конкурса – на сайте
iliadom.russ.ru.
А «ПС», начиная с этого номера, публикует
избранные эссе лауреатов «Илья-премии».
ИЛЬЯ ТРУБЛЕНКО НА ВЕЧЕРЕ НАГРАЖДЕНИЯ
ЛАУРЕАТОВ В ЦЕНТРАЛЬНОМ ДОМЕ ЖУРНАЛИСТА
Ты ходишь в толпе, отведя клинок в
сторону
Такую автохарактеристику дает
семнадцатилетний красноярский поэт Илья
ТРУБЛЕНКО, и слова его эссе движутся похожим
опасным способом – лезвиями наружу – от
восклицательных знаков к спазму многоточий. В
его страстных монологах два предела – пепел
всесожжения и только что намалеванное утреннее
Солнце. Две краски юности и любви – черная и
красная
Л….Ю!
Люблю вечера! Люблю утра! Люблю дни! Что
пролетают и падают в глубокое озеро памяти… И –
даст Бог! – вода будет чиста, и я смогу увидеть
каждое утро, каждый день, каждый вечер – как
наяву!
Люблю будущее, оно так и летит нам в окна,
разбивается о стекло и вползает лентой света
через дверь. Как горячи моменты незнания своей
судьбы! И дело, поверьте мне, не в кармистике, не в
поганом материализме, а в нас, в наших органах
мысли и чувства. Да.
Люблю этот мир, эти вечно горящие помойки перед
входом в духовность, этих людей, которым уже
ничего не светит (а когда я прохожу мимо них, они
оборачиваются, нет, конечно, не зло, удивленно,
словно спрашивая: как? и ты?… – нет, нет, нет…).
Мне безумно мило хлюпающее словечко,
обозначаемое буквенным кодом – ЛЮ–БЛЮ!..
Господи, какая пошлость! Но я не в силах заткнуть
себе рот и кричу о любви, насмотревшись очередной
резни из ассенизаторской части мира. Ах, люблю!
Эх, люблю! Ух, люблю! Мне бы сентиментальные
финтифлюшки, как у Карамзина. Эти овечки,
пастушки и роковые дудочки. У-у-у! Как бы я это все,
любя и блея от любви, выплеснул бы на бумагу-у-у!
Это ли не счастье сознания, из-под… того еще
сознания? Это ли не любовь? Нет. Не любовь это. Это
бал-маскарад какого-то безумца, что темой своего
карнавала поставил любовь. И это все не мое.
О Господи! Прости, родимый. ЛЮБЛЮ!..
ЧЕРНЫЙ
В черном бродят вихри эмоций.
Самоподавляя и самоуничтожая друг друга, они
черствеют.
У моих мыслей два выхода, две эволюции, два пути
перевода. Одни: тупик, второй: выход. Я выбираю
тупиковую ветвь эволюции! Обрекаю себя на провал
в преисподнюю андеграунда.
Жизнь моя – смех. Жизнь твоя – ложь. Жизнь – это
правда.
Я иду в закат. В красное, где тысячи взрывов
заканчиваются смехом, а один чих – падением
Вавилона. В красной краске – клоунский нос и
революционный глаз. В ней призыв рвать с корнем
гвоздики, и розы, и мак – и кидать это все к ногам
сынов кровавого Марса. В ней частица меня, хотя я
предпочитаю слизь мрамора и бронзовую
монументальность, нежели жизнь, каковой она
является.
Подави волю! Уйди в черное. Растопчи сказку! Стань
человеком… А я… А я…
Уберите пепел и развейте над Солнцем.
ТЕНЬ
– Кто ты? – спросил я, глядя в желтые
глаза.
– Твоя тень, твои мысли, твои печали.
– И что заставило тебя прийти?
– Ты. Твоя жизнь. Я все знаю.
– Всего знать не может никто, даже моя тень.
Докажи.
– Ты, не любя, любишь. Ходишь в толпе, отведя
клинок в сторону. Ты только начал понимать жизнь,
ведь последние два года даже ты сам плохо
помнишь. Что тебя вообще в этом мире держит? Как
дальше ты будешь ковылять по жизни?
– В этом мире у меня есть друзья.
– Друзья, ха! Видали вы его, друзья у него?!
Представь себе – думают ли они о тебе столько,
сколько ты о них?
– Постой, не гони. Ты – тень, только моя тень. Я
сам себе хозяин. А ты тень.
– Насмотрелся я на тебя. Видел твои попытки
свернуть мир в комок и выкинуть в мусор. Видел,
как ты терпел и выводил из терпения. А я знаю, ты
добрый малый. Но определись сам. Слишком много
«но». Научись наконец играть с жизнью. Ты сможешь.
– Мне не хватит удачи.
– Удача – это уверенность и спокойствие. Прощай.
Твое возмущение утихло, надеюсь, больше не
встретимся...
Тень ушла в стену, догорела свеча. Светало. А я
сидел и думал над словами тени.
Я ЖИВУ
Сегодня под вечер ко мне приходят мысли,
одна за другой, но тихо, мрачно, будто прощаясь
раз и навсегда. Подходят с бледными лицами,
целуют в лоб, прижимаются, вздыхают и…
В этот вечер я как никогда нуждался в тихой
музыке и стихах. Стихи. Что такое настоящие стихи?
Это очень просто, право слово, это… Это когда
дрожь пробивает тело и ты понимаешь: “Вот оно!”
– но эти случаи по-своему редки и трогательны.
Трогательно, конечно, и их отсутствие, но ровно
настолько, насколько трогательна китайская
питка.
Еще одна отошла в угол, переломилась пополам и
отошла в небытие… Вечные вопросы, вопросы,
вопросы. И так легко и так точно подходит ответ!
Но вот целует – и уходит во тьму...
Я! Одно путаное “я” не дает воспринимать мир
таким, каким хотелось бы его видеть. А он,
вероятно, красив, лжив и жалок, но красота… Она
заглушает все. Дайте света! Жду красоты! Вальсы!
Вальсы! Вас не было в моей жизни, вы были затеряны
в глубине! Это… это, право, чудесный миг! Я хочу
вас запомнить! вас! Вальс, нескончаемый вальс
идей вокруг моей одурманенной головы. Те цветы,
что взращены важными божественными поцелуями в
этом сером куске нервов, должны быть всеобще
узнаваемыми, их должны любить и кричать о них на
улицах, шептать под луной и петь на просторах
полей!..
Куда же вы? Ах да, рассвет. Иди, последняя идея…
Она идет, бледная и исступленная, и, не доходя до
меня, падает, ломается и гибнет. Я бросаюсь к ней,
но она исчезает, едва улыбнувшись, разбивая все
надежды на определенность своей чертовой
улыбкой.
…Утро. Все дохнет, один я сижу на полу, думая:
смеяться? Или пойти на набережную?.. А свет все
льется и льется на пыльный пол. И птица за окном
веселится и летит в дым неба. Я живу…
Илья ТРУБЛЕНКО
г. Красноярск
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|