День глазами бабочки
Литературный труд – постепенное
уточнение мысли. Дополнительный шанс в
растянутых на семьдесят лет (или один день)
попытках угадать правильный ответ.
Странным открытиям творческой работы посвящена
беседа прозаика, сценариста, киноведа Елены
Олеговны ДОЛГОПЯТ (повести и рассказы
опубликованы в журналах «Юность», «Знамя»,
«Дружба народов», в Екатеринбурге выходит первая
книга) и нашего корреспондента Елены ИВАНИЦКОЙ.
– Считается, вероятнее всего
справедливо, что творческое начало присуще
каждому человеку. Каждый ребенок – творец.
Взрослый по большому счету – тоже, но обычно
забывает об этом. С чего начиналось ваше
творчество?
– Я не знаю никакого начала, не могу назвать
момент, когда стала сочинять. В детстве я
рисовала. Столько, сколько себя помню. Не знаю,
почему. Хотелось.
Не уверена, что творческое начало присуще
каждому человеку. Ваше утверждение ни на чем не
основано. Это пустая фраза, на мой взгляд.
Писать я стала поздно, в двадцать пять лет, если
не считать попытки вести дневник в седьмом
классе. Этот дневник – толстая серая тетрадь в
крупную клетку – дожил до сих пор. Я его не так
давно перечитала и сама себе удивилась.
– Это необыкновенно интересно. Расскажите, о
чем же вы писали тогда?
– Я рассуждала, например, о времени, когда
настанет коммунизм и все станут счастливы. Для
меня коммунизм был синонимом всеобщего счастья.
Но ведь на самом деле это невозможно, рассуждала
я, в любой момент от человека может уйти жена или
он сломает ногу. Нет, счастье невозможно.
Это было не политическое рассуждение, а
философическое. Я думала о самых разных вещах.
Например, я писала: бабочка живет один день, а
человек – семьдесят лет. Значит, один день для
бабочки то же, что для человека семьдесят лет.
Очевидно, время этих существ не совпадает, их
миры не совпадают, при том что это – один мир.
– Само время разное? Сказано как-то
поэтично-тревожно, но непонятно. Как вы сегодня
это объясняете?
– Строго говоря, человек не может понять, как
живут бабочка или собака. Другое дело, что
человек весь мир (миры всех) соотносит с собой. Он
рассказывает о собаке – как о человеке, о камне –
как о человеке. Иначе, наверное, невозможно.
– Как у вас возникает замысел? А как возникал
в детстве? Вы можете поймать этот момент?
– Работаю, вот и возникает. Очень хочу, чтобы
возникал, работаю, стараюсь. Когда не получается,
чувствую себя отвратительно, становлюсь
неприятным человеком. С ручкой в руке становлюсь
значительно умнее. Мне лучше думается, когда
пишу.
– Как складывались у вас отношения с вещным
миром?
– Не знаю, как ответить на этот вопрос. Могу
попытаться определить, что за мир был вокруг
меня.
Отец служил в армии, и мы переезжали с места на
место: из Карымской – в Читу, из Читы – в
Забайкальск, из Забайкальска опять в Читу, затем
– во Фрунзе, из Фрунзе – в Усть-Каменогорск… Мир
все время менялся, и только одно место в нем
оставалось неизменным. Каждое лето мы приезжали
в Муром, в дом, где я родилась, где выросла моя
мама, где моя бабушка прожила большую часть
жизни. Сложилось так, что я целый год прожила в
Муроме, ходила в школу, в которой до меня учились
мама и бабушка, за теми же партами сидела, училась
у тех же учителей. Муром – это вечность в моем
мире, место, где я, человек, чувствую связь с
космосом.
– А вы вжили в него часть души, и он открылся
вам в своем космическом значении?
– Нет, конечно. Это все слова, попытка передать
ощущение. Можно и другими словами попробовать
передать. Писание для меня – это способ
уточнения мысли.
– Как при постоянном процессе уточнения
мысли замысел исчерпывается и ставится точка?
– Никак не исчерпывается. Точка ставится по
другим соображениям. Ни у одного из великих
русских романов XIX века нет конца.
– Не кажется ли вам, что в школе от ребенка
вместо постоянного уточнения мысли большей
частью требуют другого: угадать ответ, которого
хотел учитель?
– Не только в школе. И не то чтобы требуют.
Человек сам почти всегда старается угадать
правильный ответ, очень боится ошибиться. Иногда
угадать ответ относительно легко, при решении
задач по математике, например (но только в
пределах курса средней школы!). С литературой
даже в школе все становится не так просто.
Самостоятельно думают очень редкие люди, мне
кажется. Способствуют ли развитию
самостоятельности мысли какие-то
обстоятельства? Конечно. Но какие, определить
трудно. Толчок может быть самым неожиданным, с
самой неожиданной стороны: спектакль, книга,
случайная встреча, трагедия, одиночество…
– То, что у нас растет нечитающее поколение,
– это суровая правда. Вы работаете в Музее кино и,
вероятно, особенно явственно видите, что
культура чтения вытесняется культурой кадра.
Как, на ваш взгляд, различается само восприятие
мира у нас, читающих сейчас и читавших в детстве,
и у нынешней нечитающей молодежи?
– Я не могу ответить на этот вопрос. Исследование
надо проводить, чтобы ответить. Понятно, что
сегодня дети видят другую реальность и, значит,
иначе видят. Может быть, меньше читают. Не знаю, я
не специалист. Что касается будущего, никто из
нас его не угадает. Человек склонен современную
ситуацию экспонировать в будущее.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|