Прелесть снобизма
Интеллектуальные игры толстых
журналов
“Как бы ни называть нынешнюю
интеллектуальную ситуацию – постмарксизм,
постструктурализм, постмодернизм,
постапокалипсизм, – за всем этим стоит недоверие
к большим историям, радикальным теориям,
привилегированным точкам зрения. Интересен
отдельный момент, текст, индивид” – такую
уверенность высказывает известный культуролог
Александр Эткинд, автор интеллектуальных
бестселлеров “Эрос невозможного”, “Содом и
Психея”, “Хлыст”, выступивший в журнале “Новое
литературное обозрение” со статьей “Новый
историзм, русская версия” (№ 47, 2001). В чем же
отличие нового историзма от старого и чем он
ценен в нынешней ситуации, как отзывается на ее
вызовы? “Старые формы историцизма были часто
связаны с прежними формами утопизма. Планы
изменить человека требовали радикального
утверждения его исторической изменчивости и
культурной относительности. Отрицание природы
человека и вера в пластичность всех форм его
деятельности – обязательный спутник
радикальной политики. В нынешней атмосфере с
новой силой осознаются противоположные идеи,
основанные на признании антропологических
универсалий. Эти сущности преемственны у разных
времен, взаимно понятны у разных народов. Сегодня
интереснее следить, как функционировали в разных
обстоятельствах, как сталкивались с институтами
и верованиями одни и те же проявления
человеческой природы: половая любовь и страх
смерти; самоощущение тела и изумление при
встрече с неведомым; стремление к обогащению и
потребность придавать смысл происходящему...
Вниманием к этим универсалиям новый историцизм
более всего отличается от прежних, чаще всего
марксистских вариантов историцизма”.
***
Опубликованное в журнале “Иностранная
литература” (№ 4) эссе “Анатомия снобизма”
Артура Кёстлера, одного из популярнейших
“возвращенных” авторов перестроечного времени,
посвящено исследованию всем на первый взгляд
понятной и во многом простительной человеческой
слабости. Как это большей частью и бывает, под
пристальным взглядом понятное становится
загадочным, простительное – остротревожным. “Я
пришел к убеждению, – пишет Кёстлер, – что
снобизм не просто смешная слабость, а
краеугольный камень мировоззрения нашего
современника, симптом, свидетельствующий о
нездоровье нашей цивилизации, отсутствии
твердых ориентиров и измерении ценностей
неподходящей меркой”. В самом деле, все мы
говорим вслух и даже действительно думаем, что
“склонны дружить с людьми, которые нас творчески
раскрепощают, с которыми мы чувствуем себя
свободно, которые разделяют наши вкусы и
интересы, верны, способны к сопереживанию и
привлекательны для нас независимо от ранга и
профессии. Неловко признаваться, что
руководствуемся мы этими соображениями в
гораздо меньшей степени, чем хотелось бы”.
“Ценность человека на рынке социальных
отношений, – продолжает Кёстлер, – определяется
не тем, что он есть, а тем, что он собою, в
буквальном смысле, представляет. Мало быть самим
собой – надо быть кем-то. Это настолько частое
явление, что трудно и помыслить общество, не
зараженное микробом снобизма. В таком стерильном
обществе о человеке судили бы лишь по внутренним
качествам, не думая о славе, богатстве и
профессиональных успехах. Какие именно качества
мы имеем в виду? Мужество или смирение, ум или
душевное тепло, а может быть, праведность? Нам
требуется мерка, но какая?” В том-то и беда,
подытоживает автор, что мы не имеем такой мерки и
не ищем ее, но считаем, что с нашими критериями
все в порядке.
***
Обсуждению многостороннего феномена
советской культуры был посвящен международный
симпозиум, организованный известным славистом
Жоржем Нива в Женеве в июне прошлого года. Журнал
«Знамя» (№ 4) публикует материалы этой
интереснейшей конференции, в которой с
«советской стороны» приняли участие
филолог-классик Симон Маркиш, культурологи
Владимир Новиков и Наталья Иванова, социолог,
ректор Европейского университета в Петербурге
Борис Фирсов, актер и писатель Сергей Юрский. В
своем горестно-страстном выступлении Сергей
Юрский говорил о непостижимом явлении –
советском кино, задавленном, придушенном
цензурой, но свободном и любимом: «Малокартинье
(типично кинематографический термин) было
связано с очень сложной и многоступенчатой
системой контроля и цензуры. Но зато когда фильм
выходил, он демонстрировался во всех кинотеатрах
громадной страны. В любом самом захудалом
кинотеатрике, пропахшем потом, сырыми ботинками
и скверным табаком, над экраном, похожем на
несвежую простыню, висела лента красного кумача
с надписью на ней: «Из всех искусств для нас
важнейшим является кино. В.И.Ленин». И являлось!
Так оно и было! Со стороны государства смотрение
фильмов всем народом было, конечно, принуждением.
Но какое это было сладкое принуждение! В темных
залах киношек смеялись и плакали, забывались,
отрываясь от скудной действительности, или с
восторгом узнавали себя, свою жизнь, только
освобожденную от боли, от грязи и потому так
похожую на идеальную. Одно дело бумажки, которые
зачисляли фильмы в ту или иную рубрику. А другое
– реальные люди, которые делали это кино. Сколько
талантов, сколько фантазии, сколько труда!
Сколько искренности, сколько умения, почти
полностью подчиняясь необходимости, на
миллиметровом пространстве выразить
накопившуюся боль, запретную печаль и подлинные
мысли».
Елена ИВАНИЦКАЯ
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|