Модернизация без реформы
Окончание. Начало в № 37
Вариант № 2: прагматическое решение
Государство никак не может определить
роль, которую, с его точки зрения, может занимать
система образования в стратегии развития России.
Теория человеческого капитала на местах легко
превращается в систему подготовки кадров для
производства и региональных нужд. А бесконечные,
но маленькие вливания средств в систему
образования при крайне неэффективной схеме
прохождения финансовых потоков оказываются
безрезультатными. Единая тарифная сетка мертвым
грузом лежит на социальной сфере и не дает
никакой возможности решать вопросы с зарплатой
учителей и врачей порознь, а окончательно
дискредитировавшая себя система трансфертов
сводит на нет идею повышения уровня
финансирования образования из центра.
При этом формальная принадлежность школ к
муниципалитетам и фактическая неспособность
подавляющего большинства местных органов
самоуправления содержать школы создают ситуацию
с точки зрения права тупиковую и двусмысленную.
Субсидиарная ответственность оказывается
невозможной, вопросы собственности запутаны
окончательно. В одних территориях учредителем
школ являются органы управления образованием, в
других – комитеты по имуществу...
Всем очевидно, что нужны радикальная прочистка
финансовых потоков и наведение порядка в базовых
нормах права. Тем более что сама система
начисления заработной платы работникам
образования безнадежно устарела, а контрактная
система юридически невозможна. То есть
устройство системы образования таково, что
перемены в ней просто невозможны. А конфликт
интересов главных игроков внутри ведомства не
позволяет провести радикальные изменения в его
устройстве. Такие изменения может провести
только тот, кто не входит ни в одну из
конфликтующих групп и имеет мандат доверия
высших органов власти.
Кто может претендовать на такую позицию?
Если использовать тот же метод анализа, что и при
разборе первого варианта, то есть обсуждать не
кандидатуры, а институты, могущие делегировать
своих представителей для решения задачи, то
вариантов немного.
Первый – представитель центра Г.Грефа. Стратегия
модернизации образования в русле общей
стратегии модернизации государства по Грефу.
Очевидным представителем в таком случае может
быть Я.Кузьминов – идеолог и разработчик
стратегии модернизации системы образования. Но
судя по тому, что такое развитие событий уже
давно могло произойти и не произошло, по каким-то
причинам такой ход представляется
маловероятным.
Другие варианты прагматического решения –
делегирование в образовательное ведомство
кого-то из региональных лидеров. Среди
губернаторов есть политики, глубоко
разбирающиеся в проблематике образования, а
знание реальной ситуации с прохождением
финансовых потоков из центра в регионы сможет
помочь им выполнить задачу по прочистке денежных
маршрутов.
Такие губернаторы – это, например, В.Кресс из
Томска, а также набирающий политический вес
С.Катанандов из Карелии.
С нашей точки зрения, наиболее эффективным, но, к
сожалению, маловероятным был бы выбор
“прагматического” кандидата из бизнеса.
Для модернизации управления системой
образования необходим свежий, незашоренный
взгляд менеджера, привыкшего иметь дело с
четкими параметрами эффективности. А выбор
содержания образования и развитие его качества
– с этим педагогическое сообщество справится
само, были бы условия. А также ориентиры
образовательной политики, которые тоже можно
разрабатывать силами общественных
образовательных институтов, которых, кстати
говоря, пока нет...
Назвать кого-то из представителей крупного
бизнеса в качестве кандидата на пост
руководителя нашего ведомства мы не можем – нет
никаких данных.
...Прагматический вариант принятия решения по
“корректировке” руководства ведомства, с точки
зрения экспертов, более вероятен, чем
политический. Но камнем преткновения здесь может
стать нежелание самих кандидатов идти на
должность руководителя такого
малоперспективного ведомства. И кадры из
окружения Грефа, и губернаторы, нынешние или
бывшие, и тем более крупные бизнесмены просто не
захотят рисковать своей репутацией.
Вариант № 3: внутриведомственные
перестановки
Традиционным и самым неэффективным
способом “корректировки” может стать
внутриведомственная рокировка.
Движение замов, или привлечение кого-то из
региональных начальников управлений
образования, или назначение очередного ректора,
или пересаживание руководителя академической
структуры в кресло министра – все эти
перемещения выглядят весьма вероятными и
ожидаемыми, но никакого результата, по мнению
большинства экспертов, с которыми мы обсуждали
эту тему, не принесут.
Можно сколько угодно тасовать
внутриведомственную колоду, менять одного
ректора на другого – в любом случае это будет
победа одной внутриведомственной группы над
другой. Сейчас очевидна победа интересов высшей
школы над школой ведомственной бюрократии – над
инновационным движением в образовании.
Региональные интересы выражены слабо, а
начальное профессиональное образование вообще в
загоне. Зато сильно лоббируется интерес
академической педагогической науки, основного
подрядчика в разработке концепции и содержания
образования при переходе на 12-летку. Изменение
этого соотношения в принципе ничего не меняет –
корпоративная логика управления системой
сохранится.
...Поэтому, хотя внутриведомственные передвижки и
выглядят наиболее привычными, смысла в них нет
никакого. Весьма вероятны и абсолютно
неэффективны.
Вариант № 4: без перемен
“Корректировка” правительства может и
не коснуться образовательного ведомства.
Судя по всему, это наиболее вероятно. С
формальной точки зрения работа в ведомстве
ведется немалая. Есть чем отчитаться, и особых
катаклизмов не происходит.
Сигналы, которые доходят до президента по
каналам аппарата правительства и из регионов, –
позитивные для нынешнего руководства
ведомством.
К тому же особых политических претензий к
системе нет.
Как выразился один из весьма осведомленных
экспертов: “Снимать министра образования никто
не собирается”.
Конфликты с ректорским корпусом сняты, отношения
с думским комитетом налажены, связи с регионами
отработаны, аппарат работает... Что еще нужно?
Тактика перемен выбрана довольно грамотно:
модернизация без реформы. Днище корабля требует
очистки, но курс и, главное, сам корабль менять
никто не собирается.
А любые изменения в руководстве – потеря темпа. А
значит, как учил классик, смена курса?
Нет, скорее всего “корректировка”
правительства нашего ведомства не коснется,
ближайшие месяцы будем плыть дальше в том же
направлении – модернизация без реформы.
Следующий акт развития ситуации – уже осенью,
когда станет известен результат эксперимента по
единому экзамену и начнется широкомасштабный
эксперимент по содержанию образования.
Но и тогда особых поводов для тревоги не будет –
работа ведется, все идет по плану: модернизация
движется, к тому же без реформ.
Что еще нужно?
Александр АДАМСКИЙ
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|