Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №37/2001

Первая тетрадь. Политика образования

НАШИ КОНСУЛЬТАЦИИ

Работаю в библиотеке, в 1994 г. меня назначили преподавателем, а с 1996 г. работаю классным руководителем теперь уже 9 класса; на данную должность я оформлена приказом, но еще ни разу не получала компенсацию на приобретение книгоиздательской продукции.
Должна ли индексироваться задержка за выплату компенсации за методическую литературу?

Согласно п. 8 статьи 55 Закона РФ “Образовании” педагогическим работникам образовательных учреждений в целях содействия их обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере одного минимального размера оплаты труда. В необходимых случаях (при подаче соответствующих заявлений или при обращении в суд) на этот пункт, только выписав его полностью по тексту закона, и следует ссылаться. Наши читатели так и делают. Нам пишут: “Я сделала все, как вы советовали. Дело длилось 10 месяцев, но мой иск удовлетворен, и я получила 3400 рублей”. Такие письма могут только порадовать. Мы, собственно говоря, для того и работаем, чтобы наши читатели сами защищали свои права лично или при поддержке профсоюзов (как нам пишет председатель координационного совета объединения “Сибирский региональный профцентр”, входящего во Всероссийскую конфедерацию труда, они тоже добились выплаты задолженности по этим компенсациям). Что касается индексации по задержанным суммам компенсационных выплат, то имеется решение Верховного суда об индексировании задолженности при задержке выплаты зарплаты, но компенсация не зарплата. Поэтому здесь последнее слово останется за решением суда.

Наши читатели ставят еще один вопрос – о приведении зарплаты работников образовательных учреждений в соответствие со статьей 54 Закона РФ “Об образовании”, в которой сказано, что размер средней ставки заработной платы и должностного оклада педагогических работников устанавливается для учителей и других педагогических работников не ниже средней заработной платы работников промышленности в Российской Федерации. Читательница из г. Ангарска обратилась с соответствующим иском в суд, но он был “оставлен без движения”, т.к. истица не смогла представить официальную справку о средней заработной плате работников промышленности в Российской Федерации.

Такие официальные справки можно получить, очевидно, только в органах государственной статистики РФ или сослаться на их официальные публикации. Сложность такого иска состоит еще и в том, кто должен быть ответчиком по нему. Ведь орган управления образованием, который назначает зарплату конкретному работнику, действует не самостоятельно, а на основании постановлений правительства, и конечным ответчиком должно стать правительство, которое ввело порядок определения зарплаты с помощью единой системы тарификации и установило тарифные коэффициенты и ставку 1-го разряда в этой системе. Поэтому в итоге этой проблемой должны заниматься профсоюзы. Таково мое мнение, но, может быть, читатели знают более короткий путь законного решения этой проблемы.
Конечно, статья 54 носит декларативный по преимуществу характер, но пока она действует (а я думаю, что, столкнувшись с серьезными требованиями по ее исполнению, правительство попробует внести в закон изменения), задолженность по зарплате учителям и другим работникам образовательных учреждений растет.
Для справки можно привести следующие данные (см. “Экономика и жизнь” № 17, 2001 г., с. 32). Начисленная среднемесячная зарплата в феврале 2001 г. на одного работника по отраслям составила: образование – 1567 руб., промышленность – 3395 руб. (но газовая промышленность – 13198 руб., а легкая промышленность – 1499 руб.). Общая средняя зарплата в РФ оказалась 2655 руб.

Какая должность предусмотрена в средней школе: секретарь-машинистка или секретарь учебной части? В ТКХ указана должность “секретарь учебной части” с квалификационными разрядами от 4-го до 6-го. Значит ли это, что должности секретаря, секретаря-машинистки, например, методцентра (методкабинета), могут иметь такой же диапазон разрядов? Можно ли доплату инструктора по физкультуре в размере 0,25% (так в письме!) от соответствующей ставки распределить между двумя учителями?

Эти вопросы из нескольких писем объединяет одно: авторы знают действующие нормативы и соответствующие указания, но ищут способ распределить “лишние” деньги (себе: “Имею высшее профессиональное образование, 25 лет стажа, работаю секретарем в методическом центре по 4-му разряду согласно утвержденному штатному расписанию” или другим: “Один учитель ведет внеклассную работу в 1–4 классах, а другой в 5–11).
Согласно приказу Министерства просвещения РСФСР от 13 декабря 1986 г. № 264 и письму Минпроса от 12 февраля 1987 г. № 13-м в штатное расписание школ вводится должность секретаря-машинистки, а должность секретаря учебной части вводится в штатное расписание высших учебных заведений или средних технических образовательных учреждений. Что касается методических центров (кабинетов), то они являются не самостоятельными учреждениями, а структурными подразделениями (учебных заведений или органов управления). Поэтому для них штатное расписание определяется нормативами для соответствующих организаций. В частности, если в штатном расписании предусмотрена должность секретаря с оплатой по 4-му разряду, это лежит на ответственности лица, утвердившего расписание, хотя по межотраслевым нормативам эта общая для всех отраслей должность имеет только 3-й разряд. Если руководитель имеет возможность и желание повысить зарплату конкретному работнику, он должен в приказе написать: “...с доплатой по таким-то основаниям и в таком-то размере”, а не баловаться четвертью процента (!) соответствующей ставки.

Работаю учителем музыки в сельской школе, живу в ауле (селе) с семьей, что может подтвердить каждый сосед, в том же сельском районе, но прописана по семейным обстоятельствам в г. Майкопе. Положены ли мне льготы по коммунальным услугам? Начальство из сельского округа заявляет, что городским жителям коммунальные деньги не платят. Законно ли мне отказывают в выплате коммунальных? Ведь прописка здесь – второстепенный вопрос.

Нет, не второстепенный. Ответьте, пожалуйста, на вопрос, как сельская (окружная) администрация, выплатив вам коммунальные компенсации, отчитается в расходовании средств? Районная (окружная) администрация по закону обязана учителю, работающему в сельской местности, с учетом совместно с ним проживающих членов семьи, предоставлять бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением по санитарным нормам, установленным для данной местности. То, что соседи слышат, как вы по вечерам играете на пианино, т.е. фактически проживаете в селе, основанием для финансового отчета служить не может. Очевидно, вам необходимо было оформить регистрацию по месту временного проживания в селе и только после этого ставить вопрос о выплате вам компенсации по коммунальным расходам. Но и в этом случае необходимо представить доказательство, что вы проживаете в сельской местности почти постоянно по условиям работы. Как вы знаете, сейчас многие имеют дома в сельской местности, постоянно проживая в городе. В сельском доме можно топить печь и читать у теплой печки, но только это не дает основания требовать от государства компенсации за дрова и электричество.

С 1992 г. норма завоза топлива уменьшилась в два раза. Никто мне не может объяснить, почему.

Нормы бесплатного обеспечения специалистов (в том числе учителей) отоплением и освещением определяются местной администрацией, исходя из установленных с учетом местных условий санитарных норм и финансовых возможностей муниципального бюджета. Конечно, постановления, в которых такие нормативы устанавливаются, должны публиковаться (хотя бы в местной печати) и быть доступны для ознакомления всем заинтересованным лицам.

Директору школы дано право распределять учебную нагрузку среди учителей. По каким критериям распределяется учебная нагрузка: по деловым качествам, по возрасту или по семейному положению?

Если серьезно, то по качеству преподавания: чем лучше ученики знают немецкий язык, тем больше у учителя будет учеников. Но директор связан еще рядом обстоятельств: если общая нагрузка недостаточна, он может сократить “лишних” работников, но тогда он останется, например, без молодых (пусть еще недостаточно опытных) учителей – у него возникнут проблемы с уходом стариков на пенсию. Кроме того, при сокращении закон требует учитывать и деловые качества, и квалификацию, и семейное положение, и возраст работников. А как можно определить деловые качества? В давние уже времена мой начальник лаборатории говорил нам, молодым (правда, он не сильно отличался от нас по возрасту): “От тебя польза неизвестна, а вред возможен!” Поставьте себя на место директора и вы увидите, что никакого одного критерия здесь быть не может. Простое, казалось бы, распределение нагрузки есть отражение и организационной политики школы, и требований закона, и – часто и это – личных отношений.

До 2001 г. нам оплачивали отопление газом всей жилой площади, а в январе 2001 г. глава районной администрации издает постановление, которое мы посылаем вам. Правомерно ли это постановление? Если в семье два учителя, пользуется ли льготами каждый из них или льготы предоставляются одному?

В постановлении администрации Клетского района Волгоградской области от 10 января 2001 г. № 6 со ссылкой на соответствующие постановления администрации Волгоградской области установлены социальные нормы коммунальных услуг для работников социальной, культурной и ветеринарной сети, проживающих в сельской местности, и нормы расхода природного газа в размере 7 куб. м на 1 кв. м отапливаемой площади. Ничего неправомерного в этом постановлении нет, однако сами нормативы отапливаемой площади требуют, на наш взгляд, уточнения. Очевидно, что отапливаемая площадь включает жилые и вспомогательные помещения. Норма жилой площади согласно статье 38 Жилищного кодекса РСФСР установлена в размере 12 квадратных метров на одного человека. Поэтому необходимо уточнить определенные постановлением 24 кв. м на одного человека, имеющего право на льготы, и 10 кв. м на состав семьи. Если семья будет состоять из более чем двух человек? Понятно, что нормативы установлены по финансовым возможностям района и области, но их все же необходимо привести в соответствие с действующим законодательством.
Поскольку бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением предоставляется каждому члену семьи исходя из социальных норм, то бесплатное отопление, освещение и другие услуги рассчитываются на все помещение, а не на каждого отдельного человека. Зачем же в этом случае предоставлять двойную льготу, даже если в семье два учителя?

В этом году районный комитет народного образования обязал сдавать аттестацию на I категорию администрации всех школ в районе (директора, завуча и организатора). Правильна ли эта обязаловка?

Вообще говоря, “обязаловка” редко бывает правильной. Но судя по вашему письму, дело обстоит так: органы управления образованием в районе поставили задачу повысить уровень управления образовательными учреждениями. Возможно, они считают, что в районе все школы достаточно высокого уровня по оснащенности, наполняемости, объему преподавания, методике преподавания. Поэтому во главе школ должны стоять достаточно высоко подготовленные руководители, которым и предлагается пройти аттестацию. Возможно, предполагается заменить недостаточно квалифицированных руководителей. Об этом не нам судить. Я бы обратил внимание на следующее: организована ли какая-нибудь предаттестационная подготовка этих работников? Проводятся ли с ними занятия, курсы, организованы ли для них консультации? То, что вы пишете о методике предполагаемой аттестации (теоретический экзамен по психологии и методике преподавания, открытые уроки), имеет отношение к проверке квалификации руководителя образовательного учреждения, но больше может охарактеризовать его как учителя. Нужно напомнить, что аттестация учителей и руководителей учреждений образования проводится с разными целями, по различным критериям. Быть хорошим учителем еще не означает быть хорошим директором школы и наоборот: не всякий хороший директор – лучший учитель в своей школе. Любая аттестация – дело добровольное. Органы управления могут поставить задачу повысить уровень управления или качество образования. Но ее решение требует проведения сложной работы, а одна “обязаловка” для работников задачи не решает. Может быть, вы в приказе увидели только “обязаловку”, т.е. произвол, а о содержании проводимой в районе работы нам не написали?

Вопросы о льготах для ветеранов

В Российской Федерации разработана и осуществляется целенаправленная политика социальной защиты всех категорий ветеранов, в том числе ветеранов труда. Соответствующее законодательство состоит из Федерального закона РФ от 12 января 1995 г. № 5–ФЗ “О ветеранах” (последние изменения в который внесены законом от 4 мая 2000 г. № 57–ФЗ), из других федеральных законов и иных нормативных актов. Права, льготы и другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, установленные ранее законодательством СССР и законодательством Российской Федерации, не могут быть отменены без равноценной замены. Все законы и нормативные акты, ограничивающие права и льготы, предусмотренные для ветеранов законом, являются недействительными. Реализация прав и льгот ветеранов осуществляется по предъявлении ими удостоверений единого образца, установленного для каждой категории ветеранов Правительством СССР до 1 января 1992 г., а после этой даты – Правительством Российской Федерации. Поэтому для уточнения вопроса, дает ли та или иная награда статус ветерана и соответствующие льготы, необходимо обратиться в местный орган социальной защиты. Размер пенсии при этом обычно не увеличивается. При наличии соответствующего удостоверения ветераны имеют право на бесплатный проезд на городском и междугородном транспорте, на 50-процентную оплату жилья и коммунальных услуг в пределах нормативов потребления этих услуг, установленных органами местного самоуправления.

Годы работы в детском санатории инструктором по труду и воспитателем мне не засчитали в стаж за выслугу лет. Законно ли это? Как быть?

Детский санаторий относится к системе здравоохранения, поэтому пенсия по выслуге лет за годы работы в нем может назначаться в соответствии со статьей 81 “Условия, определяющие право на пенсию в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения” Закона “О государственных пенсиях в Российской Федерации” и с учетом постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. № 1066, в котором утвержден список соответствующих должностей. Для работников системы образования пенсия по выслуге лет назначается на основании статьи 80 “Условия, определяющие право на пенсию в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей” закона и постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. № 1067 (см., например, наше приложение “Документы” № 65, с. 5–6). В последнем постановлении, правда, указаны “санаторный детский дом”, “санаторная школа-интернат” и “санаторно-лесная школа”, но это образовательные, а не лечебные учреждения. Так что в первую очередь необходимо уточнить название учреждения. Среди должностей, работа в которых дает право на пенсию по выслуге лет, нет должности “инструктор по труду”. Можно только посоветовать нашей читательнице еще раз внимательно ознакомиться с соответствующими постановлениями и уточнить, если это возможно, данные в трудовой книжке.

Какими последними нормативными документами нужно руководствоваться в установлении продолжительности рабочей недели методистов методцентра (методкабинета)?

Статьей 43 Кодекса законов о труде Российской Федерации установлена нормальная продолжительность рабочего времени, которая не может превышать 40 часов в неделю. Установленная п. 5 статьи 55 Закона “Об образовании” для педагогических работников образовательных учреждений сокращенная продолжительность рабочего времени (не более 36 часов в неделю) на работников методцентров (методкабинетов), не являющихся образовательными учреждениями, не распространяется.

Отвечал экономист Владимир МАЛЮТИН

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru