Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №37/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

Александр ТУБЕЛЬСКИЙ

Чтобы дать детям возможность выбора...

Давно уже стало ясно, что учеников надо делать субъектами своего собственного образования. Но как? Палитра форм бедна, и к тому же ее давно монополизировала взрослая часть школьного сообщества. Мы же, как нам кажется, разработали форму, с помощью которой именно это и может происходить в школе. Название отражает суть: “Детско-взрослая гуманитарная экспертиза демократических процессов в школе”.
Дело в том, что трудно представить себе экспертизу демократического уклада жизни школы только по бумажным документам – такая экспертиза, вернее всего, будет неточной. Гораздо продуктивнее наблюдать с экспертных позиций живую школьную жизнь. Смотреть, на каких демократических основаниях она разворачивается.
Мы уже несколько раз организовывали такую экспертизу в своей школе и в других, которые нас об этом просили. И что удивительно, эксперты-дети могут быть гораздо и наблюдательнее, и гибче экспертов-взрослых. Но, конечно, при определенных условиях. И эти условия мы, педагоги, можем реально создать. Потому что если мы просто скажем: ребята, смотрите, что происходит на уроке, и делайте выводы, демократичный это урок или нет, то вряд ли они обратят внимание на сущностные для демократического уклада вещи. Мы же с самого начала гуманитарной экспертизы вместе с ними вырабатываем критерии: на что прежде всего обратить внимание и по каким показателям можно это увидеть. Мы заметили, что тогда наведение фокуса экспертизы происходит точнее. При всей наивности детских формулировок взрослый человек обнаруживает, что много интересного он на уроке не заметил.
В процессе гуманитарной экспертизы ученик сам выбирает свою экспертную позицию, и это важно с педагогической точки зрения. Он опосредованно учится выделять главное в полученной информации, упражняется в монологической речи. В этом-то и есть наша первая идея. Вторая – в очередной раз попытаться демократизировать существующие варианты аттестации школ, если, конечно, этим заинтересуются управленцы.
Третья наша идея заключается в том, что в России уже сегодня создается сеть школ, которые не просто живут по законам демократического уклада, но считают это важным, основополагающим. Тогда поездки учителей и детей друг к другу наполняются, так сказать, педагогическим содержанием. И общение взрослых и детей становится гораздо ярче. Потому что у них появляется общая деятельность и эта деятельность в высшей степени серьезна. Конечно, через некоторое время после проведения экспертизы многое стирается из сознания детей. Но главное остается: они начинают понимать и чаще всего принимать демократические ценности.
В то же время ассоциация школ с демократическим укладом может стать неким общественным экспертом при принятии тех или иных государственных решений и проектов, потому что мы уже сейчас научились гуманитарными способами анализировать школьную практику, причем делаем это вместе с детьми.
И все-таки может возникнуть вопрос: почему речь идет только о демократическом укладе жизни, о демократической школе? Почему, например, не монархической или либеральной? Нам кажется, что именно демократическая школа дает возможность и детям, и взрослым проявлять различные взгляды и мнения. По-другому устроенная школа для этого не годится. Мы демократию в школе трактуем значительно шире, чем просто процедуры голосования и так далее. Правда, наши американские друзья говорят, что если нет общешкольного демократического митинга, то нет и демократии. Я спорю в этом с ними: хорошо, если у вас в школе 50 детей, а когда их 2000? Какой тут скулмитинг?! Демократия, говорят, – это процедура в большой политике. Да, согласен. Но в школе демократия нужна для развития социальных навыков и у ребят, и у педагогов, а не для политических действий. Поэтому мы и считаем, что школа с демократическим укладом жизни развивает в детях демократические умения.
Есть две профессии – писатель и художник, представители которых могут работать в одиночку. Все остальные профессии связаны с работой в группе. И в этом смысле навык демократических отношений полезен всем. При этом, видимо, нельзя рассматривать уклад жизни в школе только как принцип внеурочной воспитательной работы. Демократия на уроке – вот чего достичь труднее всего, но и привлекательнее.
Во время экспертиз мы много внимания уделяем именно урокам. Смотрим, обсуждаем, предлагаем модельные. Зачем эти игры? Ведь модельные уроки проводят дети, не искушенные в педагогических методиках и технологиях. Ребенок пробует строить демократичный урок, как он это понимает. И нередко у него получается не хуже, чем у обременного опытом учителя. Удивительно, но факт!
Теперь о школьных законах. Дело не в их количестве и не в законах как таковых. Главное, что дети и взрослые вместе принимают участие в их обсуждении и вообще в обсуждении демократических норм. Когда мы пересматриваем законы жизни школы, это не означает, что мы делаем нашу Конституцию лучше. Но мы вовлекаем в обсуждение ребят, и они чувствуют, что имеют к ним непосредственное отношение, что законы им не навязаны. Это коренным образом отличается от принципа коммуны Макаренко: пришел новый человек – изволь соблюдать наши традиции.
Учитель на демократичном уроке может находиться в разных позициях: и фасилитатора, и инструктора, и эксперта. Но важно, чтобы он сообщал ученикам, в какой роли он сейчас выступает. Тогда дети поймут, что учитель не навязывает им свои цели и свой объем учебной работы.
Не менее важна в демократической школе постоянная и разноплановая ситуация выбора. Ведь чаще всего дети ни школу, ни учителей не выбирают. Учиться или не учиться – тоже не их выбор. Тогда как же можно говорить о демократических принципах школьной жизни? А ведь мы их все чаще и громче сегодня провозглашаем.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru