Чтобы дать детям возможность
выбора...
Давно уже стало ясно, что учеников надо
делать субъектами своего собственного
образования. Но как? Палитра форм бедна, и к тому
же ее давно монополизировала взрослая часть
школьного сообщества. Мы же, как нам кажется,
разработали форму, с помощью которой именно это и
может происходить в школе. Название отражает
суть: “Детско-взрослая гуманитарная экспертиза
демократических процессов в школе”.
Дело в том, что трудно представить себе
экспертизу демократического уклада жизни школы
только по бумажным документам – такая
экспертиза, вернее всего, будет неточной. Гораздо
продуктивнее наблюдать с экспертных позиций
живую школьную жизнь. Смотреть, на каких
демократических основаниях она разворачивается.
Мы уже несколько раз организовывали такую
экспертизу в своей школе и в других, которые нас
об этом просили. И что удивительно, эксперты-дети
могут быть гораздо и наблюдательнее, и гибче
экспертов-взрослых. Но, конечно, при определенных
условиях. И эти условия мы, педагоги, можем
реально создать. Потому что если мы просто
скажем: ребята, смотрите, что происходит на уроке,
и делайте выводы, демократичный это урок или нет,
то вряд ли они обратят внимание на сущностные для
демократического уклада вещи. Мы же с самого
начала гуманитарной экспертизы вместе с ними
вырабатываем критерии: на что прежде всего
обратить внимание и по каким показателям можно
это увидеть. Мы заметили, что тогда наведение
фокуса экспертизы происходит точнее. При всей
наивности детских формулировок взрослый человек
обнаруживает, что много интересного он на уроке
не заметил.
В процессе гуманитарной экспертизы ученик сам
выбирает свою экспертную позицию, и это важно с
педагогической точки зрения. Он опосредованно
учится выделять главное в полученной информации,
упражняется в монологической речи. В этом-то и
есть наша первая идея. Вторая – в очередной раз
попытаться демократизировать существующие
варианты аттестации школ, если, конечно, этим
заинтересуются управленцы.
Третья наша идея заключается в том, что в России
уже сегодня создается сеть школ, которые не
просто живут по законам демократического уклада,
но считают это важным, основополагающим. Тогда
поездки учителей и детей друг к другу
наполняются, так сказать, педагогическим
содержанием. И общение взрослых и детей
становится гораздо ярче. Потому что у них
появляется общая деятельность и эта
деятельность в высшей степени серьезна. Конечно,
через некоторое время после проведения
экспертизы многое стирается из сознания детей.
Но главное остается: они начинают понимать и чаще
всего принимать демократические ценности.
В то же время ассоциация школ с демократическим
укладом может стать неким общественным
экспертом при принятии тех или иных
государственных решений и проектов, потому что
мы уже сейчас научились гуманитарными способами
анализировать школьную практику, причем делаем
это вместе с детьми.
И все-таки может возникнуть вопрос: почему речь
идет только о демократическом укладе жизни, о
демократической школе? Почему, например, не
монархической или либеральной? Нам кажется, что
именно демократическая школа дает возможность и
детям, и взрослым проявлять различные взгляды и
мнения. По-другому устроенная школа для этого не
годится. Мы демократию в школе трактуем
значительно шире, чем просто процедуры
голосования и так далее. Правда, наши
американские друзья говорят, что если нет
общешкольного демократического митинга, то нет и
демократии. Я спорю в этом с ними: хорошо, если у
вас в школе 50 детей, а когда их 2000? Какой тут
скулмитинг?! Демократия, говорят, – это процедура
в большой политике. Да, согласен. Но в школе
демократия нужна для развития социальных
навыков и у ребят, и у педагогов, а не для
политических действий. Поэтому мы и считаем, что
школа с демократическим укладом жизни развивает
в детях демократические умения.
Есть две профессии – писатель и художник,
представители которых могут работать в одиночку.
Все остальные профессии связаны с работой в
группе. И в этом смысле навык демократических
отношений полезен всем. При этом, видимо, нельзя
рассматривать уклад жизни в школе только как
принцип внеурочной воспитательной работы.
Демократия на уроке – вот чего достичь труднее
всего, но и привлекательнее.
Во время экспертиз мы много внимания уделяем
именно урокам. Смотрим, обсуждаем, предлагаем
модельные. Зачем эти игры? Ведь модельные уроки
проводят дети, не искушенные в педагогических
методиках и технологиях. Ребенок пробует строить
демократичный урок, как он это понимает. И
нередко у него получается не хуже, чем у
обременного опытом учителя. Удивительно, но факт!
Теперь о школьных законах. Дело не в их
количестве и не в законах как таковых. Главное,
что дети и взрослые вместе принимают участие в их
обсуждении и вообще в обсуждении
демократических норм. Когда мы пересматриваем
законы жизни школы, это не означает, что мы делаем
нашу Конституцию лучше. Но мы вовлекаем в
обсуждение ребят, и они чувствуют, что имеют к ним
непосредственное отношение, что законы им не
навязаны. Это коренным образом отличается от
принципа коммуны Макаренко: пришел новый человек
– изволь соблюдать наши традиции.
Учитель на демократичном уроке может находиться
в разных позициях: и фасилитатора, и инструктора,
и эксперта. Но важно, чтобы он сообщал ученикам, в
какой роли он сейчас выступает. Тогда дети
поймут, что учитель не навязывает им свои цели и
свой объем учебной работы.
Не менее важна в демократической школе
постоянная и разноплановая ситуация выбора. Ведь
чаще всего дети ни школу, ни учителей не выбирают.
Учиться или не учиться – тоже не их выбор. Тогда
как же можно говорить о демократических
принципах школьной жизни? А ведь мы их все чаще и
громче сегодня провозглашаем.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|