Кто отремонтирует школу?
Директора знают, что ждать помощи от
властей бессмысленно. И рассчитывают только на
себя и свою изобретательность
В середине мая в СМИ появилось сообщение
о том, что в Ивановской области рухнуло здание
общежития ПТУ. Погиб один человек.
Информация эта промелькнула и забылась на фоне
других горячих событий, происходящих в стране и
за ее пределами.
Однако трагическое происшествие в одном из
центральных регионов России дает основание
предположить: этот случай не исключение, а
закономерность.
По официальным данным, в глубоком упадке не
только строительство, но и ремонт учебных
заведений системы Министерства образования, при
том что половина зданий имеет срок эксплуатации
более 50 лет. Системы отопления, горячего и
холодного водоснабжения находятся в
предаварийном состоянии, поскольку срок их
службы давно уже вышел. По свидетельству
начальника управления экономики Министерства
образования Юрия Шленова, учреждениями отрасли
поданы заявки на ремонт в размере 1,5 млрд рублей.
В критическом положении оказались сельские
школы, две трети которых расположены в зданиях,
требующих ремонта или находящихся в аварийном
состоянии. Потребности сельских школ в учебном
оборудовании удовлетворяются в последние годы
лишь на 3–5%. Это вынуждает удлинять срок
эксплуатации морально и технически устаревшего
инвентаря до 20 лет. Разница между
обеспеченностью городских и сельских школ
составляет 50–70%.
Нуждается ли ваша школа в ремонте, в новом
оборудовании, какая сумма требуется на эти цели и
откуда ее можно получить? – с таким вопросом мы
обратились к директорам сельских школ в разных
регионах.
Что болит?
“В ремонте нуждается все здание: от
водопроводной и отопительной системы до
электропроводки и крыши. Каждый год готовимся к
худшему, надеясь на лучшее, и Бог нас пока милует.
Минувшая зима была очень тяжелой из-за перебоев с
топливом: температура в классах порой не
поднималась выше 11 градусов тепла”, –
рассказывает Зоя Халюта, директор
Нововаршавской гимназии Омской области.
Зима становится суровым испытанием для
большинства сельских школ в стране. Педагогам
приходится думать не столько о качестве
обучения, сколько о качестве угля и других земных
материях.
Из-за плохого качества угля некоторые школы
Тальменского района Алтайского края этой зимой
отапливались дровами, которые заготавливали
родители учащихся.
“Наша школа была построена 34 года назад, –
сетует Ольга Масловская, директор средней
общеобразовательной школы №1 села Тальменка
Алтайского края. – В негодном состоянии
отопительная система, водопровод, требуется
срочно заменить крышу. Кроме этого много лет не
обновлялись лабораторное оборудование,
наглядные пособия, библиотечные фонды. Составили
заявку с описанием всех этих нужд для районного
управления образования, и специальная комиссия
при обследовании школы должна решить, на какие
именно цели следует в первую очередь дать
деньги”.
Покрыть все нужды школ в полном объеме
муниципальные бюджеты не в состоянии, поэтому и
происходит латание тришкиного кафтана: в одном
месте заштопали, в другом порвалось.
Так, на ремонт вышеупомянутой Нововаршавской
гимназии в прошлом году местная администрация
выделила “смешную” сумму в размере 3000 рублей, в
то время как реальные потребности исчисляются
миллионами.
Да и откуда возьмутся средства в дотационном
районе, в поселке, где годами не работают
предприятия, не собираются урожаи.
К сожалению, это типичная ситуация.
Конкурс невеселых, но находчивых
По свидетельству Алексея Андрейко, депутата
Законодательного собрания Республики Карелии, а
в недавнем прошлом бессменного директора
Коткозерской школы-комплекса Олонецкого района,
руководителям школ приходится проявлять чудеса
солдатской изобретательности для того, чтобы
помочь своим школам устоять в прямом и
переносном смысле этого слова.
“Все, что имеет наша школа сегодня –
компьютерные классы, спортивные залы, парк
сельхозтехники, – заработано трудом учащихся на
звероводческой ферме и на пришкольном участке, –
рассказывает он. – Были годы, когда мы собирали
до 70 тонн картофеля с 10 га земли. Часть средств,
которые удается выручить от продажи продукции,
выращенной на школьном приусадебном участке,
также используется на ремонт помещений”.
Однако не будем обольщаться: опыт Коткозерской
школы уникален. В большинстве случаев урожай,
собранный с приусадебного участка, если таковой
вообще имеется, используется для организации
школьного питания. Благодаря этому стоимость
одного обеда на каждого воспитанника в день
удешевляется до 8–10 рублей.
Некоторые делают ставку на создание
попечительских советов. Например, в той же
Коткозерской школе в состав этой структуры
войдут бывшие выпускники, сделавшие успешную
карьеру и обладающие реальными возможностями
для материальной поддержки родной школы.
Правда, не везде есть такие выпускники. “В моих
условиях я не смогу создать нормально
функционирующий попечительский совет, – с
сожалением констатирует директор сельского
социокультурного комплекса “Центр образования
“Гармония” (поселок Пушное Выборгского района
Ленинградской области) Юрий Рабинович. – Ну
приглашу я туда директоров трех окрестных
магазинов, и будут они сдавать в школьную кассу
по 500 рублей, что не решит наших проблем. К тому же
они сами живут в других поселках, им нет смысла
вкладывать деньги в мою школу”.
На вопрос, сколько денег требуется на ремонт его
школы, Юрий Рабинович отвечает, что легче
подогнать бульдозер и снести эту “старую
рухлядь”. В действительности он вынужден
изыскивать до 100 тысяч рублей ежегодно, в чем ему
помогают спонсоры, в том числе одно из лесных
хозяйств Ленинградской области.
Многих выручают гранты от зарубежных фондов, в
частности от Института “Открытое общество”
(Фонд Сороса).
На деньги американского мецената в тальменской
сельской школе № 1 Алтайского края приобрели 2
ксерокса, сканер. Участвуя в
российско-американском конкурсе, выиграли новый
компьютер, подключились к Интернету.
“А вообще наш единственный компьютерный класс
оборудован машинами IBM первого поколения аж
12-летней давности”, – жалуется директор этой
школы Ольга Масловская.
Как показали социологические опросы,
распространенным среди директоров сельских школ
является мнение о том, что все эти глобальные
проекты по реформированию школы, в том числе по
интернетизации села, не что иное, как
маниловщина.
“Кроме техники необходимо постоянное
обновление программного обеспечения и
квалифицированные специалисты, – рассуждает
Юрий Рабинович. – Только в нашем, Выборгском,
районе 2000 учителей, а на их переподготовку в
муниципальном бюджете вообще не заложено ни
копейки. Да, выход в Интернет, бесспорно,
необходим сельской школе. Но состояние линий
связи в сельской местности совершенно не
обеспечивает доступа в Интернет, даже с самой
маленькой скоростью. А чтобы провести
специальные каналы связи, потребуются десятки
тысяч долларов”.
Особенности национальных бюджетов
Главная проблема заключается в том, что 53,9 тысячи
детских садов и 69 тясяч общеобразовательных школ
находятся на содержании муниципалитетов,
которые не справляются с их полноценным
финансированием. По свидетельству министра
образования Владимира Филиппова, в половине
территорий дотации из вышестоящих бюджетов на
нужды школы составляют от 50 до 90%. Поэтому в
текущем году предстоит ввести соучредительство
школы органами исполнительной власти местного и
регионального уровней, чтобы разделить их
ответственность за содержание материальной базы
и финансирование школ.
По словам Ильсура Хадиуллина, первого
заместителя министра образования Республики
Татарстан, из 2508 школ региона примерно 30
расположены в ветхих помещениях. Цифра совсем
небольшая на фоне общей ситуации в стране, когда
в некоторых территориях “доля изношенности”
школьных зданий достигает 10–15%.
Секрет Татарстана прост и ясен: колоссальные
средства на капитальный ремонт, укрепление
материально-технической базы, строительство
образовательных учреждений здесь выделяются в
рамках особой, президентской программы. Ежегодно
в республике строится около 40 новых учебных
заведений.
Правда, рецепт благополучного региона подходит
далеко не всем.
По признанию Александра Кузина, первого
заместителя начальника управления образования
Ульяновской области, для решения такой
масштабной задачи, как укрепление
материально-технической базы образовательных
учреждений, “понадобится еще не один год, а для
полного покрытия существующих в этой сфере
потребностей и всего областного бюджета будет
недостаточно”.
Сегодня многие видят выход в том, чтобы
предоставить школе хозяйственную автономию. В
крупных городах такая мера во многих случаях уже
доказала свою эффективность. Готовы ли
включиться в рыночную стихию директора сельских
школ? Результаты опроса, проведенного учеными
РАО, наглядно показывают, что
хозяйственно-управленческие способности и
интересы свойственны лишь 15,1% от общего числа
руководителей сельских школ. Только 8,6%
опрошенных школ имеют хозяйственную
самостоятельность.
Режим пассивного выживания ставит школу в
положение заложницы местного бюджета, а ее
руководителя – в просителя с протянутой рукой.
Вместе с тем без поддержки со стороны властей и
бюджетов всех уровней школе, особенно сельской,
не выжить. Там, где это понимают, есть надежда на
преодоление кризиса.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|