Без романтической славы и
сочувствия потомков
Игорь Волгин. “Пропавший заговор”
КАРИКАТУРА НА НИКОЛАЯ I
Название выпущенной “Издательством
Либерея” новой книги Игоря Волгина, хорошо
известного множеству читателей своими работами
о Достоевском, – “Пропавший заговор” – связано
со словами, сказанными писателем в конце жизни о
судебном процессе 1849 года над петрашевцами (в
числе их был и Федор Михайлович): “Целый заговор
пропал”.
Непосредственно эти слова относились к эпизоду
подготовки наиболее радикальными участниками
кружка Петрашевского тайной типографии. Напасть
на ее след во время судебного разбирательства то
ли попросту не удалось, то ли помешали некоторые
влиятельные лица.
“...Скажу с достоверностью, что этого дела никто
до сих пор путно не знает; что видно из “дела”, из
показаний, – засвидетельствовал поэт Аполлон
Майков уже после смерти Достоевского, который
когда-то посвятил его в этот опаснейший замысел.
– Все вздор, главное, что было серьезного, до
Комиссии (следственной. – А.Т.) не дошло”.
Слов нет, увлекательна и загадочна эта история
сгинувшей типографии, убедительно
восстанавливаемой автором книги конкурентной
борьбы разных ведомств – Министерства
внутренних дел и грозного Третьего отделения (а
“персонально” двух знаменитых ищеек – Липранди
и Дуббельта), увенчавшаяся успехом стараний
“сочувствователей” и друзей петрашевцев утаить
некоторые документы и “вещественные
доказательства”.
И все же название и сам пафос книги Волгина
перерастают рамки этой “детективной” истории.
“Не пропадет ваш скорбный труд и дум высокое
стремленье”, – говорилось в знаменитом
пушкинском послании декабристам. Петрашевцев же
не только никто так вдохновенно не напутствовал
в тяжкую для них пору, но и впоследствии потомки
не очень жаловали.
“Жертвы 1849-го не будут овеяны ни всеобщим
сочувствием, ни романтической славой, – пишет
исследователь. – ...Их бледные тени, мелькнув на
просцениуме, исчезают почти незамеченные...”
В томе солиднейшего энциклопедического словаря,
вышедшего в самом конце девятнадцатого века, о
них отзовутся как об “обществе либеральных
журфиксов”: подумаешь, мол, собирались по
пятницам да разговаривали, на площади с оружием
не выходили, бомб не бросали... А придворный
историограф даже обозвал их комическими
преступниками.
Однако подвергли же этих “комиков”
жесточайшему испытанию – объявлению смертного
приговора, зловещему ритуалу подготовки к
расстрелу, остановленному перед последней
командой “Пли!”, чтобы затем объявить царскую
милость: кого на каторгу, кого в солдаты!
Вот что пишет Игорь Волгин, сопоставляя
декабристов и петрашевцев: “...Вторые в известном
смысле были опаснее первых, ибо само их
существование доказывало, что декабрьские
плевелы, казалось бы, вырванные с корнем, дали
ядовитые всходы. Подвижники декабря действовали
почти на голом месте. За петрашевцами уже
просматривалась традиция. Движение было размыто,
не оформлено и потому практически неуловимо; оно
могло уйти вглубь и вновь обнаружить себя в
подходящую историческую минуту”.
Сам же Достоевский в конце жизни, отнюдь не
будучи революционером (как и в молодые годы),
утверждал: “...чрезмерно большее число, в
сравнении со стоявшими на эшафоте, но совершенно
таких же, как мы, петрашевцев, осталось
совершенно нетронутым и необеспокоенным. Правда,
они никогда не знали Петрашевского, но совсем не
в Петрашевском было и дело...”
Можно сказать, что все происшедшее было даже не
судом над конкретными людьми, а свирепой тяжбой с
будущим России.
За год до процесса Николай I заверял дворянство,
что принадлежность помещикам земли – “это вещь
святая и никто к ней прикасаться не может”.
Петрашевцам же вменялось в вину, что они
высказывались за скорейшее уничтожение
крепостного права, которое и произошло – десять
с небольшим лет спустя (срок в масштабах истории
ничтожный).
Петрашевцы ратовали за гласное судопроизводство
– при Александре II состоялась судебная реформа.
Петрашевцы толковали об отмене цензуры – а вот
она, увы, пережила не только их, но даже их детей,
внуков и едва ли не правнуков!
По справедливому определению автора книги,
именно на допросах 1849 года Достоевский впервые
станет говорить власти “о ее собственных
выгодах – о необходимости следовать идеалам
справедливости и чести”, о вреде цензурного
гнета, о естественности для граждан – и о
полезности для самого государства – открыто
обсуждать все животрепещущие проблемы: иначе
“зачем же я учился, зачем науки во мне возбуждали
любознательность...”
Увы, “не внемлют!”, как горестно воскликнул еще
Державин!
Поразительно, как отважно, как рыцарски
вступается писатель за учение, которое приводит
в ярость его судей и к которому у него самого уже
тогда были большие претензии! “Социализм, –
говорится в его показаниях, – это наука в
брожении, это хаос... хотя, как мне кажется, из
теперешнего хаоса выработается впоследствии
что-нибудь стройное, благоразумное и
благодетельное для общественной пользы точно
так же, как из алхимии выработалась химия, а из
астрологии – астрономия”.
Читая книгу Волгина, изобилующую множеством
документов и мемуарных свидетельств, думаешь,
что мы действительно неблагодарны к этим людям, и
в первую очередь к главному “заговорщику”. Не
пользовавшийся приязнью со стороны
Достоевского, находившего в нем
“репетиловские” черты (хотя тут скорее можно
говорить о некоей эксцентричности и
экстравагантности), Петрашевский в ходе
следствия выказал замечательную стойкость,
самоотверженность, стремление поддержать
товарищей, облегчить их участь и взять всю вину
на себя. Именно он напоминал судьям, что “талант
Достоевского не из маленьких в нашей
литературе”, а большие таланты “есть
собственность общественная, достояние
народное”. Замечательно хладнокровие
Петрашевского на эшафоте, его иронические
реплики по поводу разыгранной над ними сцены
расстрела и “высочайшей милости”, его, уже
закованного в кандалы, прощальный обход друзей:
“каждого поцеловал молча или сказав что-нибудь...
Только на эшафоте впервые полюбил я его!” –
признается один из осужденных. Как известно,
Петрашевский и после каторги не “образумился” и
до самой смерти продолжал докучать властям, за
что, первоначально поселенный в Иркутске, был
ссылаем во все более глухие углы, в том числе в
Шушенское (о последующем пребывании там Ленина
было столько писано-переписано, но кто вспомнил о
другом томившемся там человеке?).
И “Пропавший заговор” Игоря Волгина – это не
только очередное звено его биографического
повествования о Достоевском, но и восполнение
существенного пробела в литературе, посвященной
истории русской общественной мысли.
Андрей ТУРКОВ
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|