Восстанавливая память о минувшем, мы
обретаем самих себя
За последние десять лет выросло
поколение, не знавшее страха. И не случайно, что
именно оно сегодня пытается воскресить
трагические события и судьбы, преданные забвению
Им удалось то, что нельзя было сделать
раньше
“Человек в истории. Россия – ХХ век”.
Первый конкурс под таким девизом, объявленный в
1999 году, прошел с успехом, которого мы не ожидали.
Не ожидали, что получим такое количество (1651)
серьезных исследовательских работ, что они
придут из 425 городов и сел России: из Мончегорска
и Гремячинска, Рубцовска и Свободного, Тихвина и
Нижнего Ломова, Старой Тишанки и Кирова, Калуги и
Воркуты, Пугачева и Троицка. У нас не было
уверенности, что в этом успехе нет элемента
случайности или эффекта новизны. Поэтому,
объявив в 2000 году II Всероссийский конкурс, мы с
большим волнением ждали результатов: сколько
придет работ, каков будет их уровень, как
откликнутся регионы.
Наши опасения оказались напрасными. Мы получили
1824 работы, и география конкурса была не менее
обширной, чем в прошлом году (612 сел и городов).
Что же думают о нашей истории сегодняшние
15–17-летние, фактически первое поколение,
выросшее в условиях относительной свободы?
Присланные на конкурс работы очень разные. Они
разные по тематике. Одни писали об истории своей
семьи, другие рассказывали о чьей-либо
интересной судьбе. Писали о репрессиях и
коллективизации, об Отечественной войне и
незнаменитых, малых войнах, рассказывали историю
своего города, села, местного памятника или
кладбища, разрушенной церкви. Они разные по
жанру: иногда это научное исследование, иногда
короткое описание какого-либо эпизода, иногда
целая семейная сага... Разные они и по тому, какие
источники используют школьники – дневник
крестьянки или сухие статистические сводки,
устные воспоминания и мемуары или обычный набор
советских личных документов: от профсоюзного
билета до почетных грамот. Благодаря
конкурсантам архив “Мемориала” пополнился
уникальными материалами – военными дневниками и
письмами с фронта, ценнейшими документами,
добытыми из местных архивов.
Многое оказалось неожиданным и исторически
весьма значимым – и отнюдь не только в рамках
школьного конкурса. Мы никак не ожидали, что
получим такое количество работ о прошлом
крестьянской России, где так или иначе речь идет
о раскулачивании, коллективизации и голоде.
Невероятно цепко сидят в памяти и передаются из
поколения в поколение (для наших школьников –
это уже история их прабабушек и прадедушек!)
многие детали и подробности того, что тогда
происходило. Письменных источников, а главное,
воспоминаний об этом сохранилось крайне мало по
сравнению с масштабами этой народной трагедии, и
школьники сумели уже в последнюю минуту записать
передававшуюся из уст в уста историю, сумели
добраться до того, что хранилось в подвалах
памяти.
По этим работам стало видно, как память в разных
уголках России концентрируется вокруг
какого-нибудь важнейшего для этих мест события: в
Коми – это история ГУЛАГа, в Калмыкии –
депортация, в российских деревнях –
коллективизация и Отечественная война, в
Петербурге – блокада.
Многие из присланных работ были посвящены
проблемам краеведения – ведь по условиям
конкурса школьники могли писать и о судьбе
зданий, памятников, имений, церквей и даже
городов. В этих работах звучит не умиление и
любование ушедшим миром, а недоумение: зачем и
кому нужно было все это разрушить? Но важно и
желание, которое, несомненно, сквозит в работах,
– восстановить, сохранить, спасти то, что еще
можно спасти.
Многие из наших конкурсантов не ставили перед
собой задачу прислать нам грамотный реферат на
историческую тему, они предлагали нам свой
взгляд, свое отношение к советской истории. В
лучших работах нынешним школьникам удается то,
что невозможно было раньше – взглянуть на наше
прошлое и на прошлое их семьи, с одной стороны, с
явным участием, заинтересованностью и
пониманием, что это их корни, а с другой – оценить
прошлое трезво и объективно.
Да, прошлое предстает перед ними часто
окрашенным в очень мрачные тона: раскулачивание,
ГУЛАГ, война. Но они не пытаются с отвращением
отмахнуться от него или, наоборот,
идеализировать его, они хотят понять, как же их
близкие, несмотря ни на что, жили и выжили.
Ирина ЩЕРБАКОВА,
председатель оргкомитета Всероссийского
конкурса исторических исследовательских работ
старшеклассников, преподаватель Российского
государственного гуманитарного университета
(РГГУ)
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|