Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №36/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

Восстанавливая память о минувшем, мы обретаем самих себя

За последние десять лет выросло поколение, не знавшее страха. И не случайно, что именно оно сегодня пытается воскресить трагические события и судьбы, преданные забвению

Им удалось то, что нельзя было сделать раньше

“Человек в истории. Россия – ХХ век”. Первый конкурс под таким девизом, объявленный в 1999 году, прошел с успехом, которого мы не ожидали. Не ожидали, что получим такое количество (1651) серьезных исследовательских работ, что они придут из 425 городов и сел России: из Мончегорска и Гремячинска, Рубцовска и Свободного, Тихвина и Нижнего Ломова, Старой Тишанки и Кирова, Калуги и Воркуты, Пугачева и Троицка. У нас не было уверенности, что в этом успехе нет элемента случайности или эффекта новизны. Поэтому, объявив в 2000 году II Всероссийский конкурс, мы с большим волнением ждали результатов: сколько придет работ, каков будет их уровень, как откликнутся регионы.
Наши опасения оказались напрасными. Мы получили 1824 работы, и география конкурса была не менее обширной, чем в прошлом году (612 сел и городов).
Что же думают о нашей истории сегодняшние 15–17-летние, фактически первое поколение, выросшее в условиях относительной свободы? Присланные на конкурс работы очень разные. Они разные по тематике. Одни писали об истории своей семьи, другие рассказывали о чьей-либо интересной судьбе. Писали о репрессиях и коллективизации, об Отечественной войне и незнаменитых, малых войнах, рассказывали историю своего города, села, местного памятника или кладбища, разрушенной церкви. Они разные по жанру: иногда это научное исследование, иногда короткое описание какого-либо эпизода, иногда целая семейная сага... Разные они и по тому, какие источники используют школьники – дневник крестьянки или сухие статистические сводки, устные воспоминания и мемуары или обычный набор советских личных документов: от профсоюзного билета до почетных грамот. Благодаря конкурсантам архив “Мемориала” пополнился уникальными материалами – военными дневниками и письмами с фронта, ценнейшими документами, добытыми из местных архивов.
Многое оказалось неожиданным и исторически весьма значимым – и отнюдь не только в рамках школьного конкурса. Мы никак не ожидали, что получим такое количество работ о прошлом крестьянской России, где так или иначе речь идет о раскулачивании, коллективизации и голоде. Невероятно цепко сидят в памяти и передаются из поколения в поколение (для наших школьников – это уже история их прабабушек и прадедушек!) многие детали и подробности того, что тогда происходило. Письменных источников, а главное, воспоминаний об этом сохранилось крайне мало по сравнению с масштабами этой народной трагедии, и школьники сумели уже в последнюю минуту записать передававшуюся из уст в уста историю, сумели добраться до того, что хранилось в подвалах памяти.
По этим работам стало видно, как память в разных уголках России концентрируется вокруг какого-нибудь важнейшего для этих мест события: в Коми – это история ГУЛАГа, в Калмыкии – депортация, в российских деревнях – коллективизация и Отечественная война, в Петербурге – блокада.
Многие из присланных работ были посвящены проблемам краеведения – ведь по условиям конкурса школьники могли писать и о судьбе зданий, памятников, имений, церквей и даже городов. В этих работах звучит не умиление и любование ушедшим миром, а недоумение: зачем и кому нужно было все это разрушить? Но важно и желание, которое, несомненно, сквозит в работах, – восстановить, сохранить, спасти то, что еще можно спасти.
Многие из наших конкурсантов не ставили перед собой задачу прислать нам грамотный реферат на историческую тему, они предлагали нам свой взгляд, свое отношение к советской истории. В лучших работах нынешним школьникам удается то, что невозможно было раньше – взглянуть на наше прошлое и на прошлое их семьи, с одной стороны, с явным участием, заинтересованностью и пониманием, что это их корни, а с другой – оценить прошлое трезво и объективно.
Да, прошлое предстает перед ними часто окрашенным в очень мрачные тона: раскулачивание, ГУЛАГ, война. Но они не пытаются с отвращением отмахнуться от него или, наоборот, идеализировать его, они хотят понять, как же их близкие, несмотря ни на что, жили и выжили.

Ирина ЩЕРБАКОВА,
председатель оргкомитета Всероссийского конкурса исторических исследовательских работ старшеклассников, преподаватель Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ)


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru