Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №36/2001

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

Путь через площадь, где звучали выстрелы

Комментарий на полях исследования

Скоро будет очередная годовщина событий в Новочеркасске в 1962 году. Всплывет ли эта дата в памяти кого-нибудь, кроме тех, кого они непосредственно коснулись?
Ведь расстрел рабочих, вышедших на демонстрацию протеста, почти удалось вытравить из памяти общества.
Все-таки если где и помнили, так именно в Новочеркасске. И именно в Новочеркасске начали восстанавливать правду и бороться за восстановление справедливости – так до сих пор и борются. Именно здесь появилась и эта работа старшеклассников, присланная на конкурс: “Два дня, которые потрясли Новочеркасск”.
Почему они вообще взялись за это дело? Да, конечно, у них в школе был исторический кружок. Да, конечно, захотелось принять участие в конкурсе.
Но на самом деле все началось с того, что кого-то из них заело. Как же так: на кладбище – мемориал, в знаменитой книге Солженицына целая глава посвящена тем событиям, а мы ничего не знаем? Это наш город, мы здесь родились и выросли – и вдруг оказалось, что наше представление о нем поверхностно и неполно, что наши бабушки и дедушки, мамы и папы утаили от нас нечто важное о себе...
Потом было удивление. Они удивлялись всему: тому, как много могут рассказать родственники, соседи, прохожие, если их спросить. Тому, что многие отказывались с ними говорить или говорили неохотно.
“Ходили с Ирой возле школы и записывали на мамин диктофон рассказы пожилых людей. Некоторые отказывались с нами разговаривать. А вот некоторых бабушек удалось разговорить...
Нас отпустили с самостоятельной, и мы с Ирой пошли к поликлинике продолжать записывать интервью. Было смешно, как некоторые бабушки убегали от нас или сразу притворялись глухими, когда узнавали, что мы от них хотим. Нам было непонятно, чего они так боятся”.
(Из дневника Вики Мардарь)

Вот эти последние слова – знак времени. Теперь, когда меня спросят, чего хорошего принесло нам падение прежнего режима, я просто процитирую это: “Нам было непонятно, чего они так боятся...”
Все равно, кто посоветовал им выбрать (а может быть, ребята сами решили?) именно такую отправную точку для того, чтобы оценивать события. Важно, что такой отправной точкой стала Декларация прав человека – декларация как критерий для оценок самых разных общественных событий и политических решений. Это иной взгляд на мир, совершенно чуждый поколениям советских людей. Нельзя сказать, чтобы и сейчас он был достаточно популярен, однако молодые участники конкурса демонстрировали его во многих работах прямо или косвенно.
И тем не менее дети как дети.
“Между дискотеками, новогодними и рождественскими вечеринками из последних сил набираю на компьютере материалы. Осталось несколько дней для сдачи работы, а у нас еще не все оформлено. Бегаю между школой и домом, ношу материалы, как связист, сижу на телефоне. Некоторые одноклассники не понимают, зачем мы с Ирой этим занимаемся, кто-то завидует, что нас иногда освобождают с уроков истории для наших спецзаданий...”
(Из дневника Вики Мардарь)

А в папку с работой вклеена фотография площади, через которую они ходили тысячи раз и будут ходить еще тысячи раз. Теперь это для них площадь, где 38 лет назад состоялся расстрел демонстрантов. И много других фотографий: свидетельство о смерти с прочерком в графе “причина смерти”, люди, погибшие на этой самой площади, копии трех приговоров осужденных в 1962 году...
Площадь теперь будет для них чуть иной, чем была прежде. И город. И страна. Вряд ли когда-нибудь они смогут воспринимать историю так, как ее учили и заучивали наши поколения... Их история теперь населена людьми, простыми людьми, каждый из которых имел право жить и быть счастливым..

Ирина ПРУСС


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru