Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №36/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

МНЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ

Чтобы избежать перегрузок, научитесь говорить им “нет!”

Л.И. Левина, педагог Центральной музыкальной школы. Возраст, с которого дети начинают заниматься музыкой, год от года молодеет. Я думаю, это неплохо и не грозит ребенку перегрузкой при условии, что он занимается с желанием и с хорошим педагогом, который сможет привить любовь к музыке, а не засушить ее бесконечным тренингом. Сейчас у многих детей уже с пяти лет раскрываются музыкальные способности, и опытный специалист достаточно точно может судить о перспективах того или иного ребенка.
Отдавая малыша в музыкальную школу, родители должны понимать, что занятия требуют много усилий и времени. Чтобы добиться успеха, ребенок должен проводить за инструментом 2–3 часа в младших классах и не менее четырех – в старших. При этом надо учесть: профессионалами становятся единицы.
Многие отдают детей в музыкальную школу для общего развития. Но программа школ пока не предусматривает такую категорию детей, следовательно, требовать с них будут так же, как с тех, кто стремится стать профессиональным музыкантом.
Занятия музыкой хорошо сочетаются с изучением иностранных языков: у музыкально одаренных детей хороший слух, поэтому нет проблем с произношением и запоминанием новых слов.
Я убеждена, что заставлять ребенка насильно заниматься музыкой не имеет смысла, поскольку ничего, кроме нервного перенапряжения и стресса, вы не добьетесь. Более того, опираясь на свой многолетний опыт, могу сказать: даже если ребенок проучился в музыкальной школе не один год и музыка дается ему ценой страшных усилий, лучше оставить занятия. Чтобы потом не пришлось спасать ребенка, оказавшегося за гранью срыва.

Д.Н.Головин, преподаватель информатики НПО “Школа самоопределения”. Думаю, что многочасовое сидение за компьютером вредно для детей. Особенно если они привыкли подолгу играть в компьютерные игры. По моим наблюдениям, подобные игры – это разновидность слабого наркотика. Хотя ломки нет – все время тянет. Кроме того, какие бы защитные экраны ни стояли на мониторе, компьютер – источник излучения со всеми вытекающими отсюда последствиями…
У некоторых детей компьютер вызывает отторжение: они быстро устают на занятиях, машина будто вытягивает у них энергию. Другие, наоборот, говорят, что компьютер дает им силы, и готовы часами общаться с ним, не чувствуя никакой перегрузки. Конечно, тут можно волноваться о хронической гиподинамии, об уходе от реальности, но это уже совсем другая проблема…

М.Ф.Головина, заслуженный учитель России, директор детского сада № 869. Перегрузка для детей, идущих в школу, начинается тогда, когда их усаживают за парты, заставляют слушаться и делать одно и то же. Все это противоречит природе ребенка, который должен двигаться, играть, иметь эмоциональную разгрузку. Все дети с удовольствием идут в школу, они любознательны, настроены на учебу, учитель – безусловный авторитет. Но если они попадают в строго регламентированную школу, где за все ставят отметки, держат железную дисциплину, заставляют сидеть неподвижно, психика их подвергается сильнейшему прессу. Как правило, это заканчивается глубоким неврозом, если родители поддерживают “курс” такой школы.
Выход один: выбирать школу, где есть условия и правильные основания для обучения шестилеток. Или отдать своего ребенка в школу позже.
О.И. Прошина, преподаватель английского языка (стаж 30 лет). При изучении иностранных языков, как нигде, необходима развитая волевая сфера. Запоминать правила, заучивать значение и написание чужих слов, ежедневный тренинг – все это требует особого напряжения воли. Поэтому я не сторонник того, чтобы начинать изучение иностранного языка с раннего детства. Хотя существует и совершенно иное мнение на этот счет.
Конечно, если ребенок растет в семье, где родители свободно владеют, например, английским, то почему бы не начать осваивать его одновременно с русским? Для детей младше семи лет, я считаю, изучение иностранного языка приемлемо только в форме игры.
Я вырастила не одно поколение учеников. И, прослеживая их дальнейшую судьбу, убеждаюсь: по-настоящему глубокие знания иностранного языка нужны только тем, кто связан с ним в силу своей профессии или кто постоянно проживает в языковой среде. Поэтому подумайте, прежде чем перегружать ребенка дополнительными занятиями.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru