Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №36/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

КОНТРОЛЬНАЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Аттестация: возможны варианты

Многие учителя и руководители образовательных учреждений недовольны тем, как проходит сейчас аттестация учителей. Управлением общеобразовательных учреждений и инспектирования Министерства образования РФ были собраны предложения педагогической общественности и подготавливаются вариативные формы аттестации.
С начальником управления Виктором Федоровичем САУТКИНЫМ о проблемах аттестации беседует наш обозреватель Людмила РЫБИНА.

– Как, соблюдая права учителя, проверить, не ущемляются ли права ученика на получение достойного образования? Кто может это профессионально и компетентно сделать?
– Лучше всего с результатами труда учителя знаком конечно же его коллектив. Школьная администрация по Закону “Об образовании” должна владеть реальной ситуацией, знать, как он работает. Это ее обязанность. Именно поэтому среди вариативных форм проведения аттестации мы считаем одной из самых информативных такую: представление на учителя пишет руководитель, а аттестационная комиссия знакомится с подготовленными им документами и принимает решение.
Правда, есть противоречие в том, что за уровень квалификации своих кадров отвечает руководитель, и деньги, которые должны быть прибавлены за повышение разряда, – у директора, а высшие разряды ему выдает аттестационная комиссия. Схема эта заложена давно, и смысл ее, может быть, в том, что аттестационная комиссия имеет возможность осуществлять внешнюю оценку, сравнивать претендентов на высшую категорию между собой, чтобы их уровень квалификации в одной области был одинаковым или хотя бы близким.
Даже если присвоение высших разрядов не будет в компетенции школы, то давать их должны, как правило, не по результатам беседы с учителем, а на основании анализа документов по результатам деятельности – представления, подготовленного директором. Как отдел наград при президенте не ждет явки героя труда и не выслушивает его доклада о собственных заслугах, а рассматривает представление на человека.
К тому же всем желающим повысить разряд приезжать в аттестационные комиссии при управлениях образования слишком накладно. Прибавка к зарплате маленькая, а расстояния наши немереные, да и экспертов столько не наберешь, чтобы к каждому учителю доехать. Вполне возможна как один из вариантов заочная форма аттестации – по представленным документам. Нужно по возможности освободить учителя от лишней суеты и стрессов при проведении аттестации. Тем более что на сегодняшний день прибавка за повышение разряда равна цене килограмма колбасы. Но в соответствии с действующими правилами требуется пройти процедуру аттестации для того, чтобы повысить разряд и уровень оплаты.
Должность обязывает меня принимать меры, чтобы соблюдались права учителя, а когда речь идет об оценке результативности его труда, очень часто его права-то как раз нарушаются аттестационными комиссиями, которые навязывают свои условия прохождения аттестации.
Сейчас мы предлагаем набор вариативных форм аттестации, из которого сам учитель может выбрать приемлемый для себя вариант. Традиционная форма экспертизы – посещение уроков членами экспертной группы, которая создается при аттестационной комиссии, с последующим их анализом – остается одним из возможных вариантов аттестации, если для учителя она предпочтительна и он сам выбирает именно ее.
Надо только понимать, что аттестационный период – это пять лет. В год учитель дает 700–1200 уроков, естественно, что 99 процентов времени он общается с детьми один на один. Сколько уроков из этой массы могут посетить эксперты? И сколько за весь период между аттестациями – администратор школы? Несомненно, администратор лучше знает о качестве и результатах труда учителя. Он может получать информацию и посещая уроки, и изучая документацию, и из общения с родителями, разбирая возникающие конфликты, из разговоров с учениками.
– Какие нарушения встречались чаще всего при прежней процедуре аттестации?
– Важна субординация между уровнями управления в образовании. Школа – автономна и не проходной двор. Без разрешения директора посещать уроки в школе никакая комиссия не имеет права. Директор должен облечь комиссию своими полномочиями, передавая ей право оценки своих сотрудников.
Даже если учитель написал заявление о том, что хочет пройти аттестацию и просит прислать к нему экспертов, то должен быть приказ директора об их допуске. Если приказ о направлении экспертов не согласован с руководством школы, а написан в управлении образования, то это превышение полномочий. Надо приучать органы управления уважать автономность школы.
Надо помнить и о правах учителя. Учитель по закону свободен в выборе технологии урока. Поэтому не прав тот эксперт, который оценивает по традиционным параметрам: использована ли на уроке наглядность, высока ли активность детей, главное, каких результатов достиг педагог. Ни по одному уроку, ни даже по пяти, которые может посетить комиссия, судить о том, как работает учитель, нереально. Кто-то умеет показать вершину своего педагогического мастерства, а кто-то теряется, волнуется в такой экстремальной ситуации.
Может традиционное посещение урока спровоцировать и такое. Приходят на урок эксперты и удивляются активности учеников, добротным ответам. Но оказывается, что у учителя с ребятами договор: руки поднимают все, но тот, кто знает, – правую, тот, кто не знает, – левую. Чему научили при этом детей?
Учитель может выбрать еще и такой вариант: анализ комиссией документально зафиксированных результатов. Это и журнал, и документы, отражающие участие детей в олимпиадах, и мониторинг результатов воспитательной работы, который в классных журналах сегодня, как правило, не отражается и мониторинг уровня обученности детей. Такими документами могут быть выписки из протоколов педагогических советов, методических совещаний.
– Подготовка таких документов, видимо, займет немало времени?
– Такого рода материал должен накапливаться у школьной администрации из года в год по работе каждого учителя. Тогда не придется экстренно готовить бумажки к аттестации. Тем более что такой анализ важен сам по себе и должен вестись администрацией для текущей работы с кадрами.
Регулярно должны проводиться административные контрольные работы. Оценка, которую выставляет в классе учитель, довольно индивидуальна. Пятерка у одного учителя отличается от пятерки у другого, и у одного и того же учителя для разных учеников требования на одну отметку могут быть разные. Учитель имеет право оценить четверкой слабого ученика, если видит, что тот старался. Индивидуальная отметка иногда необходима. Но кроме такой индивидуальной отметки время от времени должен проводиться мониторинг успешности обучения каждого ребенка. Вести его должен и сам учитель, и администрация.
Если у администрации документально зафиксированы результаты педагогической деятельности учителя, то он сам может и не участвовать в аттестации, за него могут говорить документы.
Я, приезжая в школы, прошу часто директора назвать пятерку или десятку лучших учителей и сразу задаю вопрос: чем вы докажете, что эти – лучшие? Не потому ли, что вы вместе рыбачите? Не потому ли, что вы дружны с детства? Должны быть документально зафиксированные результаты работы каждого учителя. Причем высокие результаты педагогического труда учителя – это отнюдь не сплошные пятерки в четвертях. Если успеваемость класса высокая, но зафиксировано несколько переводов детей из этого класса или переходов учеников в другие школы, можно ли считать, что учитель работает успешно? Директор обязан проанализировать, почему дети ушли.
Анализ документально зафиксированных результатов работы позволяет не только посчитать число пятерок и троек. Если администратор постоянно следит за этими результатами, то он прекрасно видит, не выдавливает ли учитель неуспевающих из своего благополучного класса.
Это тоже результат, который должен быть зафиксирован и проанализирован. Например, хороший, сильный учитель не хочет работать со слабыми детьми. Или не умеет научить, не владеет методиками работы в классе с не отобранными детьми?
Аттестационная комиссия это заметит? Это могут почувствовать родители, дети, может зафиксировать школьная администрация. Вот почему так важен мониторинг успешности обучения. Никто не требует пятерок от слабых учеников, но и их продвижение должно быть отслежено и проанализировано.
Часть проверочных работ нужно провести как административные. На них могут присутствовать представители администрации, а может быть, и родители, чтобы проследить, что дети не списывали, учитель никому не помогал, ко всем относился ровно, обстановка была спокойная.
Оценивать административные работы хорошо бы комиссионно. Если таким образом выставленные отметки административной работы совпадают с текущими отметками детей, тогда эти отметки истинные. И все это должно быть документально зафиксировано.
Задача управленцев – научить школьную администрацию грамотно писать представления на своих учителей. При этом во главу угла будет ставиться не то, сколько учитель показал фильмов или видеослайдов, какую наглядность использовал, а реальная результативность. Если учитель взял класс и не загубил детей, если результаты растут, пусть класс не самый сильный, но и слабенькие дети продвигаются в освоении программы, не бегут из школы, не прогуливают, то это нормально работающий учитель. А если результаты ухудшаются, то учителю нужна квалифицированная помощь. Результаты могут ухудшиться по многим причинам: возможно, учитель взял неудачный учебник, неподходящую методику. Тут поле для работы школьной администрации.
Какой главный результат учительского труда? Ученик должен комфортно чувствовать себя в школе, а выпускник – уверенно чувствовать себя на рынке труда. Ребенок должен с помощью учителя выйти на тот уровень притязаний, который сформулирован им или его родителями. При этом совершенно не обязательно он должен быть отличником. Не надо мучить ни детей, ни учителя. Даже от сильного ученика не надо требовать пятерок, если он не хочет получить медаль. Путь к медали – это каторжный труд. Пусть какой-то предмет будет у него на высоте, а другие – на четверку. Правда, это можно расценить и так: учитель не сумел заинтересовать, привлечь внимание ученика к своему предмету. И только внутри школы можно в этом действительно разобраться.
– Трудно не согласиться с тем, что комиссия не увидит всего, что знает и отслеживает изо дня в день директор школы, но ведь у учителя могут не сложиться отношения с директором, может дойти дело до конфликта, как быть, если учитель не рассчитывает на беспристрастность своего непосредственного руководителя?
– Важно, что перед учителем, который собрался проходить аттестацию, есть целый набор возможных форм. И выбирает именно преподаватель – то, что ему легче показать, то, в чем он чувствует себя сильнее.
Если учитель считает, что директор представляет его необъективно, то допустимо представление доверенного лица. Это новое понятие для процедуры аттестации. Представление может написать заместитель директора, или учитель из параллельного класса, или председатель методического объединения.
Еще один новый подход: представление результатов опытно-экспериментальной работы. Теоретическими разработками учитель может подтвердить уровень своей квалификации, но нужно обязательно представить еще и результативность своего экспериментального труда. Этот вариант важен для учителей, которые работают нетрадиционно, ведут педагогический поиск.
Участие и результативность в региональных профессиональных конкурсах тоже может быть засчитано при прохождении аттестации. На конкурсе учитель получал общественно-государственную оценку своего труда, демонстрировал профессиональную компетентность.
Те учителя, которые работают на развитие образования, могут тоже представлять для аттестации документы, свидетельствующие об их работе во всевозможных объединениях, начиная с муниципального уровня. Есть учителя, которые разрабатывают олимпиадные задания, собственные сборники задач или пособия, словом, продукцию, востребованную профессиональным сообществом.
– Вы говорили, что учитель большую часть времени один на один с классом, кто же главный эксперт в работе учителя?
– Конечно же не министерство. Его задача – предложить вариативные аттестационные технологии, помочь методически.
На сегодня слишком велики полномочия у региональных аттестационных комиссий. В каждом регионе стали создавать свои технологии и не везде юридически безупречные.
Администрация учебного заведения – самый реальный внешний эксперт.
Но главный эксперт – педагогическая совесть учителя. Он должен заниматься оценкой своей результативности на каждом уроке. После каждого урока нужно провести анализ, как после открытого урока. На практике же второй урок после открытого никогда не получается: учитель начинает прокручивать события назад и анализировать, что получилось, а что – нет. Анализировать каждый урок у учителя, как правило, нет привычки.
Школа сегодня сама выбирает систему отметок: сколько раз спросить каждого ребенка. Но одни только колонки отметок в журнале – это еще не мониторинг: важно отслеживать, сколько ошибок и какого рода делает конкретный ребенок, как их число и качество изменяется от работы к работе, тогда можно выявить тенденцию, можно поправлять дело, не дожидаясь конца года и итоговых отметок. Видимо, и администрация должна следить не только за итоговыми результатами, но и направлять регулярную работу учителя по ликвидации пробелов в знаниях учеников.
На одной из конференций мы выявили приоритетные направления аттестации. Это ее влияние на повышение эффективности и качество педагогического труда. Защита профессиональных прав учителя. Перенос оценки качества труда на уровень образовательных учреждений. Использование вариативных форм. И последнее, но важное – системность в отслеживании результатов труда учителя.
Системность в отслеживании результатов можно понять как желание собирать досье на учителя. Но в первую очередь это сбор материалов, которые помогают учителю оперативно реагировать на трудности каждого ученика, а администрации – помогать учителю в текущей работе, а не только перед аттестацией и даже не только по итогам года.
Можно, наверно, смотреть на педагогическое действо как на спектакль и оценивать урок как акт педагогического творчества, но это скорее взгляд на разовое мероприятие. А для действительно компетентной экспертной оценки важно отслеживать продвижение учеников в знаниях, их психологическое состояние, даже то, с желанием или нет они идут в школу.
– У педагогического мастерства есть две стороны: профессиональная компетентность и результативность деятельности. Пусть результативность отслеживает и сам учитель, и его администрация, но профессиональная квалификация присвоена ему вручением диплома об окончании института. Как быть с этим?
– Да, причем присвоена государственной комиссией, а при аттестации работает комиссия не государственная, а муниципальная или школьная. Но если мы говорим о защите прав учеников, то и квалификацию учителя время от времени необходимо проверять. Учитель вправе и не проходить аттестации, если не хочет повышать разряд. Но повышать квалификацию он обязан раз в пять лет. Может учитель за годы работы забыть свой предмет? Нет, но может значительно продвинуться в знании его.
Чтобы доказать свою компетентность в преподаваемом предмете, учитель, который решился на аттестацию, может сдать экзамен. На эту форму идут в основном молодые учителя. Может пройти собеседование, может представить и защитить реферат.
Научных разработок от учителя никто не должен требовать, но если он хочет показать, что он сделал, если у него есть ноу-хау и он может поделиться тем, что сделал, то комиссия познакомится с его творческими работами. Участие в методических и иных творческих объединениях учителей тоже может быть зачтено комиссией. Может быть представлена и защищена опытно-экспериментальная работа. Но может быть и просто представлен документ о повышении квалификации, но только в аккредитованных учреждениях. Кстати, к новому учебному году будут примерные программы повышения квалификации. Хотелось бы включить в эти программы вопросы правовой компетентности учителя. Учитель должен знать обязательно основные положения Конвенции о правах ребенка, основной Закон “Об образовании”, должен разбираться в своих правах.
– Все ли можно измерить в учительской работе?
– Как замерить мастерство учителя? Как замерить уровень комфортности пребывания ребенка в школе? Такой вопрос ставится, когда проводится аттестация школы. А уровень воспитанности?
Даже для измерения таких тонких вопросов может быть технология. Воспитанность – интегрированный показатель, но элементы его можно уловить, даже просто постояв в дверях школы утром или проходя с директором по коридорам. Как встречают директора и незнакомого человека ребята? Пропускают в дверях, сбивают, пробегая в буфет? Спешат спрятаться за угол? Мрачно проходят мимо, не замечая? Или открыто и радостно здороваются? Как реагируют на вопросы постороннего взрослого? А как выбегают дети на улицу после звонка? Целый набор таких показателей может складываться в критерии и нормативы. Единых и утвержденных не существует, но у каждого проверяющего они есть.
Методички на федеральном уровне можно, конечно, разработать, но это будет лишь материал в помощь аттестационным комиссиям, экспертным группам и в первую очередь самим образовательным учреждениям, потому что косвенно укажет, на что обращать внимание в повседневной работе. Но то, как вести мониторинг достижений каждого ученика и как отслеживать продвижение каждого учителя, должна разработать администрация школы.
– В проекте предлагается несколько вариативных форм прохождения аттестации, но каждый конкретный учитель, выбравший одну форму, уже не будет проверяться другими способами?
– Да, если учитель защищает реферат, то ему уже не надо сдавать экзамен. Если он выбрал заочную форму, то ему уже не придется давать открытые уроки. К сожалению, заочную форму не приветствуют кое-где, требуя только личной явки на комиссию либо присутствия экспертов. Но там, где есть зависимость служащего от чиновника – по воле одного, по попустительству другого или почти по прямому требованию, возникает возможность подношений и откровенной платы даже с известными таксами. И эксперт, который приезжает в школу, чтобы дать заключение, должен поработать, что-то написать, а значит, возникает вопрос о том, как его труд оплачен.
Поэтому предлагаем работу по экспертизе переложить главным образом на директора и его заместителя. Если директор назначен, то необходимо доверять ему, а следовательно, и его представлению.
Там, где у директора зафиксированы все текущие показатели работы учителя, идет мониторинг результатов, в любой момент готовы документы к аттестации, и результаты работы каждого учителя и учреждения в целом прозрачны.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru