Кого сегодня ждут родители и ученики?
В любом педагогическом институте или колледже
преподаватели рассказывают студентам о
требованиях, предъявляемых учителю. Причем
каждая педагогическая система предусматривает
свой набор качеств, способностей, умений,
необходимых педагогу. Есть и общие,
универсальные, которые должны быть присущи
любому учителю. Таково мнение профессионалов. А
что думают ученики, их родители, бабушки и
дедушки о том, каким должен быть учитель? На
вопрос о приоритетных качествах педагога нам
ответили респонденты в возрасте от восьми до
шестидесяти лет. И оказалось, что малышам (8–13 лет),
подросткам (14–16 лет), юношеству (17–19 лет), молодым
родителям (20–30 лет) и зрелым людям (30–60 лет)
идеальный учитель представляется по-своему.
Малышам нужен прежде всего добрый учитель, а у
тинейджеров это учительское качество
перемещается на предпоследнее место, зато с 17 до
60 лет постепенно опять становится все более
востребованным. Ум упоминается только у самых
младших, на втором месте, а из списка остальных
групп исчезает вовсе.
Для подростков важнее всего умение учителя
преподнести материал и умение общаться. А в
сложный период 17–19 лет больше всего
востребованы понимание и отзывчивость, за
которыми следует профессионализм, который
ценится как второе-третье по значимости качество
и во всех последующих группах.
Остроумный учитель нужен только малышам и
подросткам. Обаяние и артистизм ценят в
юношестве. О любви к детям вспоминают к двадцати
– тридцати годам, видимо, с появлением
собственных. А честность начинают ценить только
в старшей возрастной группе.
Оцените и своеобразие языка тех, кто отвечал на
наши вопросы.
Учитель в представлении ребят от восьми до
тринадцати лет должен:
– иметь хорошее здоровье,
– знать все,
– иметь классный журнал,
– быть храбрым.
Подросткам нужен “веселый, счастливый,
шутливый” учитель, который “немного дает
списывать и дает небольшой разгул ученикам”.
В 17–19 лет в учителе ценят “трудоголизм и
самоотречение”, а кроме того, “знание анатомии и
психологии”.
Группа двадцати–тридцатилетних перечисляет:
“целеустремление, любовь к Родине, любовь ко
всему живому, эстетическое образование,
уверенность в завтрашнем дне”.
И, наконец, люди зрелого возраста предлагают
учителю “быть мужчиной, бескорыстным и
политически образованным”.
Но чаще всего высказывалось пожелание, чтобы
учитель был “просто хорошим человеком”.
Лариса СТЕПЧЕНКОВА,
преподаватель педагогического колледжа №7
Москва
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|