Какие профессиональные качества ценятся в
традиционной школе...
Педагогическая деятельность, как и любая
другая, имеет свою структуру и систему
профессиональных требований, предъявляемых к
учителю. Владение знаниями и умениями,
необходимыми для успешного выполнения
профессиональной педагогической деятельности,
– профессиональная компетенция.
Основой для нее становятся определенные
свойства личности, которые развиваются в
процессе дошкольного, школьного, вузовского и
любого последующего образования будущего
учителя. Этот процесс не заканчивается никогда,
просто с течением времени переходит в
самовоспитание и самообразование.
Любая профессия требует специальной
одаренности. Она необходима и тому, кто решил
стать педагогом. В структуре каждой личности
находят отражение общие, особенные и единичные
свойства.
Общие – это нравственные, идейные, политические,
правовые, эстетические. Они образуют основу
индивидуального сознания. К особенным относятся
качества, связанные с профессиональной
деятельностью и индивидуальным опытом. К
единичным, неповторимым принято относить
особенности типа высшей нервной деятельности,
физического состояния каждого конкретного
человека.
В профессии учителя большое значение имеет,
например, собственная убежденность и
способность убедить других. Не менее важны
импрессивные способности: отзывчивость, умение
сопереживать. А эмоциональная чувствительность
и в то же время стабильность проявляются
постоянно в поведении педагога, особенно в
сложных педагогических ситуациях.
Наблюдательность, воображение, тактичность,
организаторский и ораторский таланты; гибкость,
критичность и глубина ума, волевые черты,
уверенность (не переходящая в самоуверенность)
также необходимы учителю. Как активность,
инициативность и энергичность.
Быть может, вас удивили слова “физическое
состояние”? Но именно с ним напрямую связана
трудоспособность и даже выносливость. Нельзя
обойтись и без чувства ответственности, долга и
сознательности, настойчивости, мужества,
здорового честолюбия и даже способности к риску.
В зависимости от ситуации учитель должен
проявить себя уступчивым или строгим,
неприступным, непоколебимым или мягким и
доступным, предельно собранным или
раскрепощенным и непосредственным. Надо еще
иметь в виду, что любое из этих качеств может быть
воспринято детьми положительно или отрицательно
в зависимости от сиюминутно сложившихся
обстоятельств.
Любой человек, а особенно учитель, должен уметь
соотнести свои способности со своими же
потребностями и уровнем притязаний. Это
предполагает обоснованную самооценку, которую
предстоит соотнести с оценкой окружающих. О
призвании можно говорить, если индивидуальные
качества человека отвечают особенностям
профессиональной деятельности. Интересно, что у
одного человека может быть одновременно
несколько призваний. И на протяжении жизни одни
призвания могут ослабевать и даже полностью
исчезать, а другие появляться или разгораться с
новой силой.
У разных людей удивительным образом
переплетаются, объединяются или противоречат
друг другу способности и характер. Психологи
объясняют это условиями жизни и воспитания.
Способности к конкретной деятельности, развитые
до уровня черт характера, создают
профессиональный характер. Высшая степень его
проявления называется талантом. Когда
профессиональный характер развивается до
высокого уровня, можно говорить о
профессиональном мастерстве.
Как правило, характер профессионала не
ограничивается сферой его деятельности, а
начинает проявляться и в других областях жизни.
Художник видит все окружающее глазами художника,
а педагог реагирует на все как педагог. Правда,
общность черт разных людей не означает полного
отсутствия различий. Конечно, они есть. Но вся
нервная система каждого из нас постепенно
приспосабливается к определенной модели. Мы
выбираем ее сами, но под давлением существующих
общепринятых параметров можем сами себе помочь,
а можем и навредить. Так, постепенно, опираясь на
данное нам природой, мы формируем индивидуальный
стиль работы, свой педагогический почерк.
Татьяна БЕРЕЗОВСКАЯ,
кандидат педагогических наук
...а какие – в школе Монтессори?
Критерии для создания профессиограммы
Монтессори-педагога можно разделить на две части:
личностные качества и профессиональные умения и
навыки.
Личностные качества – те, что должны быть
присущи любому уважающему себя и детей педагогу.
И, конечно, прежде всего любовь к детям и желание
с ними быть.
Профессиональные же складываются из специфики
нашего педагогического направления. В центре
педагогического процесса по Монтессори стоит
ребенок. У каждого ребенка своя программа жизни,
свой путь саморазвития. Ребенок наделен
потенциалом саморазвития от рождения и раскрыть
его может только в собственной деятельности.
Задача воспитателя в этом случае сводится к тому,
чтобы создать вокруг ребенка пространство,
облегчающее раскрытие собственного потенциала,
приспособление к окружающему вещественному и
социальному миру. Мы, взрослые, приглашаем
ребенка свободно действовать, познавать этот мир.
Л.С.Выготский называл такое пространство
культурной развивающей социальной средой. Этот
термин как нельзя более точен. Содержание этой
культурной развивающей среды – ключ к миру.
Ребенок в этой среде “образовывается” сам.
Каковы же тогда роль и функции педагога?
Монтессори-педагог должен знать и уметь очень
много специальных вещей. Он должен знать:
– основные принципы воспитания и обучения,
психологические особенности развития детей (как,
впрочем, и любой педагог);
– основы теории педагогической системы Марии
Монтессори (а для этого лучше всего
самостоятельно прочесть первоисточники и
хорошенько проработать их содержание);
– особенности построения специально
подготовленной культурной развивающей среды (а
иначе как создать пространство?);
– правила и способы презентации дидактических
материалов и пособий, составляющих развивающую
среду по Монтессори (презентация – очень
логичный и понятный ребенку способ
использования Монтессори -материалов, жестко
закрепленный за каждым материалом).
Но просто знать недостаточно, необходимо еще и
применять эти знания. Конечно, нужно уметь
проектировать и создавать предметную среду
вокруг ребенка: не только пользоваться
классическими, еще самой Марией Монтессори
придуманными, материалами, но и моделировать
свои авторские материалы. Некоторые из них
создаются подчас только для одного ребенка,
потому что это оказалось сегодня именно ему
очень нужным и интересным. Предметно-пространственная
среда создана, теперь постараемся организовать
самостоятельную деятельность группы детей с
очень привлекательными, развивающими и
обучающими Монтессори-материалами. При
отсутствии фронтального обучения каждый ребенок
получает индивидуально-личностные уроки, и это
тоже надо уметь делать, причем в условиях, когда
вокруг тебя много детей. Основная проблема,
которая встает в этом случае, – не дать ненужного
урока, о котором тебя не просили. “Помоги мне это
сделать самому” – так это звучит у Монтессори.
Хотя бы один раз в день вся группа собирается
вместе, и тогда учитель должен суметь
организовать групповую работу так, чтобы
удовольствие от деятельности в команде, в
коллективе получил каждый.
Но дети развиваются, идут вперед, как заметить
эти изменения? Мария Монтессори методом своей
научной педагогики определила наблюдение,
значит, Монтессори-педагог должен уметь
наблюдать за ребенком и за группой детей в целом.
А также уметь осуществлять педагогическую
диагностику в области практических, сенсорных и
интеллектуальных достижений детей.
Наконец, учитель сам является составной частью
окружающей ребенка среды. Он предоставляет
образцы социального поведения, построения
отношений, способов решения конфликтов, помогает
ребенку научиться понимать других людей и самого
себя. И мы снова возвращаемся к личностным
критериям. Хотя это скорее нравственные нормы.
Однажды Монтессори-педагоги детского сада № 1641
попробовали ответить на вопрос, чем Монтессори-педагог
отличается от педагога традиционного детского
сада. Их ответы очень хорошо иллюстрируют
вышесказанное: “Вся активность в учебном
процессе принадлежит ребенку”, “Учитель –
посредник между материалом и ребенком”,
“Учитель ориентирован на зону ближайшего
развития каждого конкретного ребенка”,
“Учитель создает атмосферу покоя, добра и
взаимоуважения”, “Не занимается фронтальным
обучением”, “Обучает не словами, а путем
создания культурной развивающей среды”,
“Учитель не оценивает ребенка, не акцентирует
внимание на его ошибках”, “Учитель минимально
пользуется вербальными средствами обучения”.
Не так давно, перечитывая “Педагогическую
психологию” Л.С.Выготского, я обратила внимание
на очень красивую и емкую фразу: “Тайна
воспитания в том, чтобы не воспитывать”. А ведь
до работы в качестве Монтессори-педагога почему-то
ее не замечала?!
Елена МАКСИМОВА,
член Ассоциации Монтессори-педагогов
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|