Двойной стандарт
Неужели мы снова будем жить как в
старые времена: для начальства делать одно, а для
школы и детей – совсем другое?
Судя по огромному валу бумажных решений
и ужесточению мелочного контроля, первый учебный
год двадцать первого века вернул нашу школу в
конец семидесятых – начало восьмидесятых годов.
Начало застоя в образовании?
Вполне возможно, что многие не согласятся с такой
точкой зрения, и автор будет даже рад, если
возникнут аргументы, опровергающие его
предположение.
Но все-таки решусь вынести на обсуждение
педагогического сообщества то, что, как нам
кажется, является становящейся тенденцией
российского образования.
Есть такое выражение – «Грядут большие
перемены!». Как правило, этим выражением
пользуются, когда предчувствуют, что дела пойдут
иначе – в лучшую сторону. Вот-вот станет больше
свободы, дети избавятся от муштры и зубрежки,
учитель почувствует заботу, школе дадут деньги, и
образование перестанет быть вечной головной
болью и граждан, и правительства.
Но вот прошел знаковый год для нашей школы –
первый учебный год нового века. Для школы это был
год ожиданий: чего будет больше – свободы или
инспекции? Куда повернет образовательная
политика – в сторону увеличения школьной
демократии или усиления ведомственной
бюрократии? Что будет в школьной экономике –
прочистят пути денежных потоков до школы или,
наоборот, ужесточат контроль за расходами, а
денег станет еще меньше, и наконец, почти самое
главное: доверят школам реформу содержания
образования или снова будут из Москвы спускать
директивы об обновлении?
Прошедший год в образовательной политике, как
новогодняя ночь: как встретишь полночь, так и
будет. Как встретили? Бумагами, бумагами:
доктрину приняли, федеральную программу
утвердили, план правительства, концепцию
содержания структуры. Еще знак: решили, что без
принятия стандартов не будет финансового
норматива. Хитрость небольшая, но эффектная.
Действительно, раз стандарт не идет в нормальных
условиях, надо связать его с чем-то жизненно
необходимым, например, с нормативом. А то, что ни
структура самого норматива, ни методика его
расчета до сих пор не разработаны – какая беда?
Главное – стандарт принять! А те, кто будет
против стандарта, – те, значит, против норматива.
Действительных решений, приводящих в движение
сложный школьный механизм, не принято. Наоборот,
экономика образования стала еще больше
централизованной, контроль за мелочными
расходами тотальный: введение финансового
норматива, вместо того чтобы увеличивать
финансово-хозяйственную самостоятельность школ,
теперь, вполне возможно, будет средством
уничтожения этой самостоятельности.
Давайте избавимся от иллюзий
...А по линии обновления содержания образования
еще хуже. Верхи шумят, а внизу тишина и покой.
Потому что учителям на самом деле неясно, в чем
принципы обновления содержания образования. Чем
может или будет отличаться новое содержание
образования от старого?
Судя по многим знаковым решениям и высказываниям
руководства – московского и регионального – нам
новое содержание образования не нужно.
И классно-урочная система еще послужит, и
советская школа была самой эффективной, особенно
ее математическая часть, и военно-патриотическое
воспитание необходимо вернуть, и зуновскую
систему контроля знаний восстановить...
Пройдет еще год, и сам призыв к обновлению
содержания образования будет объявлен если не
ошибочным и вредным, то уж во всяком случае
второстепенным. Сойдет на нет и сама идея
модернизации школы.
Потому что вот уже и школьный год заканчивается,
а так и не появилось ясных и внятных ориентиров
нового содержания образования. И
широкомасштабный эксперимент уже заказан, и
школы под него определены, но остается без ответа
главный вопрос модернизации: что такое новое
качество образования?
Что мы предлагаем обществу?
В чем перемены?
Бестактные и ненужные вопросы.
В чем, в чем? Ни в чем.
И дело вовсе не в дискуссиях и попытке
критиковать – чего тут критиковать.
Просто давайте избавимся от иллюзий.
У нас нет способов ведомственного обновления
содержания образования. Я даже хочу отметить и
старание, и желание федерального органа
управления образованием изменить содержание
нашей школы. Но здесь как раз тот случай, когда
желания не совпадают с возможностями. Обновление
содержания образования через привычные
ведомственные приемы невозможно.
Можно принять концепцию совещанием, можно на
верхних этажах одобрить Базисный учебный план,
можно утвердить новые программы – это все хорошо
было для семидесятых годов прошлого столетия. А
сегодня человек начинает осознавать себя частью
открытого общества. И это вовсе не абстрактная
теория. Хочет этого кто-то или нет, но у учителя с
его более чем скромными доходами и ограниченными
правами (на труд, отдых, жилье) растет
самосознание и самоуважение.
“Беда” в том, что условием изменений в школе
является причастность каждого учителя к этим
переменам. А для этого нужны совершенно особые
способы управления. Таких способов в России еще
никогда никто не применял. Оказывается, теперь
каждый учитель – субъект системы образования.
Представляете?
И поэтому методология перемен иная. Через
становление общественно-профессиональных
институтов и их вовлечение в изменения. Массовое
вовлечение, а не представительское.
Такая методология перемен и есть создание в
системе образования проекта гражданского
общества.
А движение инструкций изменений сверху вниз –
это, хотим мы того или нет, проект реставрации
унифицированной, единообразной школы.
...Грядет Большой застой.
Где появится новая школа
С другой стороны, вполне возможно, что так и
должно быть. Это не ведомство ошибается, это
педагогическое сообщество выбрало неверный путь
развития новой школы.
Я первый могу покаяться: была надежда, что в
старые мехи можно влить новое вино.
Виноват – ошибся. Хотя надо сказать, что
начальный этап этого пути к новой школе очень
многими все-таки пройден. И как раз плотное
взаимодействие с ведомством позволило этот путь
пройти.
Я две недели провел в Красноярском крае и видел
очень много учителей и школ, в которых появляются
первые ростки нового образования. Замечательная
площадка – красноярская 113-я начальная школа
Елены Политахиной, в которой дети строят свое
образование через изменение архитектоники
школы. Удивительное состояние: каждый день
небольшое здание начальной школы в центре города
меняется. И внешне, и внутри: сдвигаются стены,
исчезают углы, появляются какие-то арки, или
вдруг школа превращается то в театр, то в студию,
то в детский парк...
Было много проектов, о них будет отдельный
рассказ в одном из ближайших номеров нашей
газеты, и почти в каждом интересном проекте
ощущается рубеж, преддверие открытия. Не уроки с
пересказом параграфов и решением типовых задач,
а реальная образовательная самодеятельность.
К этому рубежу многие школы уже подошли.
...Но здесь нужно честно сказать: времени на то,
чтобы оформить этот новый этап и перейти рубеж,
не хватило.
Инновационное сообщество пока не смогло
переосмыслить то новое качество образования, к
которому так стремится. И в проведенной
экспертизе проектов сети ФЭП почти все эксперты
это признают. Новое, к сожалению, не рождается так
быстро, как нам хотелось бы. Нужно накопление
большого массива, нужна систематическая
рефлексия, особые условия, чтобы произошло
осознание нового, его оформление в ясные,
понятные не только своим коллегам и
единомышленникам формы.
Времени не хватило, и силы, может быть, были
потрачены не на то.
И наивно обижаться на ведомство за то, что оно не
дает возможности появиться чему-то новому.
Богу – богово, а кесарю – кесарево?
Новая школа появляется скорее всего как
гражданская часть государственно-общественной
системы образования.
...Поэтому грядущий застой в образовании – беда,
но не катастрофа. И дело вовсе не в обычном в
таких случаях утешении «Прорвемся!», хотя,
конечно, прорвемся, первый раз, что ли?
Но дело еще и в том, что если двадцать первый век
действительно наступил, то крепостное право в
образовании, возможно, будет отменено и новая
школа может появиться рядом с ведомственными
инструкциями, но как автономная, независимая, со
своим содержанием.
Если, конечно, новость о наступлении XXI века
правда.
PS. Наши уважаемые читатели могут удивиться:
– В прошлом номере был материал о живой школе, а в
этом – про Большой застой. Так что же, школа
оживает или умирает?
С нашей точки зрения, все живое в школе, к
сожалению, начинает перемещаться из
официального нормативного пространства в
пространство частных инициатив учителей и
ученых. Постепенно начинает формироваться
двойная образовательная мораль: для начальства
мы делаем одно, а для души – совсем другое. На
уроке – одно, а в журнале пишем другое, на
педсовете говорим одно, а в своем кругу – другое.
Над школой будет укрепляться бюрократическая
вертикаль, а внутри школы будет проходить
невидимая миру детская и учительская жизнь. Вот
только не многие школы смогут противостоять этой
вертикали.
И самое грустное то, что дети будут отлично
понимать эту двойную школьную жизнь.
И перестанут принимать школу всерьез.
Так, незначительный эпизод, ритуал учебы.
...Не дай Бог.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|