Заяц, который не знает, что он заяц
Стиль времени можно определить одним
словом – ”наспех”. Возьмем, к примеру,
иллюстрирование детских книг...
А так выглядела детская книга в начале
XX века
Пятилетний ребенок поставил меня в
тупик. Дети часто задают сложные вопросы, но в
данном случае была задета моя профессиональная
гордость – я не смогла ответить, как называется
существо, изображенное в любимой книжке. То есть
по контексту мы оба знали, что это заяц. Но
определить так сию неведому зверушку означало
навсегда исказить юному существу представление
о мире животных. Сказать правду о том, что этот
монстр – просто неудачное творение художника,
значило бы подорвать у подрастающего поколения
авторитет взрослых и нарваться на еще одно
«почему?».
А и правда – почему? Когда-то детские книжки
оформлялись лучшими художниками, по выражению
Марины Цветаевой, “с высокой культурой руки и
глаза”. С ними можно было не только постигать
мир, но и учиться хорошему вкусу. Традиционно
русская, а потом советская книга стремилась к
совершенству и безупречности. В начале ХХ века
появилась даже специальная наука «искусство
книги», целью которой была разработка законов
идеальной формы, где не только иллюстрации и
обложки – шрифт, формат, расположение текста и
графики на полосе – все должно пребывать в
художественном единстве, быть в ладу с временем и
адекватным содержанию. Сегодня же становится
понятно, почему иногда писатели вообще
протестуют против иллюстрирования своих
произведений. Ведь художник безусловно соавтор в
книге (тем более в детской, где рисунки имеют даже
большее значение, чем текст), ибо оформление
всегда влияет на восприятие содержания. Для
книги быть «некрасивой» означает быть
нечитаемой.
Даже если знать, что издатель сегодня – прежде
всего бизнесмен (может, он читать с детства не
любит и ему что сосиски, что книги – все одно
товар, который нужно выгодно продать), все равно
нет логики в том, что он не стремится сделать
товар этот качественным.
В нашей стране традиционно книга была предметом
собирательства, даже те, кто не испытывает
никакого пиетета к книге как источнику знаний,
относились к ней как к престижной и дорогой вещи.
Думаете, история про библиофила, подбирающего
корешки под цвет обоев, анекдот? Как бы не так, у
книготорговцев 70–80-х был даже специальный
термин «интерьерщики».
Кроме как борьбой с подобным вещизмом, я не могу
объяснить тот факт, что книги сегодня издаются
такие некрасивые, их не только не хочется на
полочку поставить, но и читать в приличном
обществе неприлично, покуда в газету не обернешь.
Сейчас времена тотального книжного дефицита
начала 90-х, когда сам факт выхода книги (да хоть на
бересте) почитался за высшее благо, казалось бы,
прошли. Вроде бы пережили мы и последствия
издательского бума, когда (примерно с 1995 года) в
полиграфию стал стремительно внедряться
компьютер и дизайном стали заниматься те, кто
быстрее овладевал новой техникой. Спустя пять
лет все-таки произошло разделение труда. До
издателей дошло, что художник в
книгопроизводстве – отнюдь не лишняя штатная
единица. И сейчас появляются книги – настоящие
произведения искусства, пройти мимо которых
невозможно, но скорее потому, что это исключение.
А правило – массовая, тиражная книга, и
оформление ее продолжает оставаться случайным:
не возвращаясь к крепким традициям советской
книги, с одной стороны, и не реагируя на движение
современной дизайнерской мысли – с другой.
Объективных оправданий этому факту я не нахожу.
Злосчастный заяц увел меня в дебри детерминизма.
Может, и не надо искать внешних причин? В принципе
история часто доказывает, что не все можно
объяснить причинно-следственными связями.
Например, в первые десятилетия ХХ века в книжном
искусстве, как и в балете, и в архитектуре, мы
стали впереди планеты всей. В это время создаются
все основные законы построения книги,
действующие и сегодня: макет, композиция,
конструкция, правила верстки; появляется само
понятие – «книжный дизайн», создаются научные и
художественные организации, ведущие
теоретические разработки понятия «безупречное
издание», чтобы алгеброй поверять гармонию.
Создаются полиграфические институты и другие
учебные учреждения, готовящие художников книги
– образование, не имеющее аналогов во всем мире.
Издаются образцово-показательные книги. Этот
интерес к печати возникает, казалось бы, в совсем
неподходящих условиях: война, разруха, блокада,
дряхлые печатные станки, цинковый и бумажный
голод. Но как будто материальные трудности
только вдохновляют: нет бумаги – в ход идут
обертки и обои, разграблены типографские кассы –
разрабатываются новые шрифты, недоступны
фотомеханические способы репродуцирования –
возрождается гравюра на дереве. И воспринимается
это не как необходимость, а как эксперимент,
отражающий революционный пафос, как
доказательство того, что совершенство книжной
формы – это не качественная полиграфия (как
принято говорить сегодня), а результат
художественного замысла.
В это время выдвигается идея, что в книге яснее,
чем в любом другом произведении, даже чем в
картине или скульптуре, отражается
художественный стиль эпохи. И более того, книга в
отличие от других предметов материальной
культуры не столько несет на себе отпечатки
своего времени, сколько передает его дух. Так вот,
очевидно, в чем причина появления на свет наших
зайцев-мутантов – это стиль времени, который я бы
определила одним словом – «наспех».
Наталья АФАНАСЬЕВА
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|