Дом на полпути
Так называется один из этапов
принципиально новой схемы реабилитации,
разработанной российскими учеными
В прошлом году Министерство образования
приняло “Концепцию профилактики
злоупотребления психоактивными веществами в
образовательной среде”. Тогда казалось, что
самое главное – предупредить беду. А борется с ее
последствиями пусть медицина. Однако повальное
увлечение подростков наркотиками, дороговизна и
несовершенство реабилитационных методик,
предлагаемых рынком, заставили задуматься о
необходимости не только профилактики средствами
педагогики, но и реабилитации.
И тогда группа ученых по заказу Министерства
образования разработала “Концепцию
реабилитации несовершеннолетних,
злоупотребляющих психоактивными веществами”.
Реабилитация в ней рассматривается как
целостная система воспитательных,
психологических, образовательных, медицинских,
социальных, правовых и трудовых мер,
направленных на отказ от психоактивных веществ и
формирование личности, свободной от наркотиков.
После оценки типологии семьи, диагностики
внутрисемейных отношений и состояния ребенка
члены реабилитационной бригады (педагог, врач,
психолог, социальный педагог, социальный
работник) помогают наркозависимому постепенно
перейти от медико-психологического к
социальному этапу реабилитации. Главное здесь –
изменить отношение подростка к проблеме,
превратить ее из тупиковой в решаемую.
Одновременно ведется работа с родителями,
которые после эмоционального шока тоже
нуждаются в помощи. Когда слишком болезненное
отношение к возникшей проблеме перейдет у них в
спокойное и конструктивное, психолог и
социальный педагог вместе с родителями обдумают,
как в каждом конкретном случае восстановить
семейные отношения, увлечь подростка учебой,
работой, спортом.
Реабилитация наркозависимых может
осуществляться и в амбулаторных, и в
стационарных условиях. Для тех, кто уже давно
попал в наркотический плен, конечно,
предпочтительнее стационар, терапия средой.
Подросток будет постоянно занят (до 14 часов в
сутки): учеба, самообслуживание, труд, досуг.
На психотерапевтических занятиях
(индивидуальных или групповых) специалисты
разбудят потенциальные ресурсы личности
подростка, закрепят навыки содержательного
общения, научат распознавать, объективно
оценивать и регулировать свои чувства.
Обязательно будет учитываться:
1) педагогическая запущенность, связанная с
длительным переживанием статуса отстающего
ученика;
2) академическая неуспешность, вызванная
требованиями, не соответствующими уровню
зрелости ребенка;
3) сопутствующие пограничные психические
расстройства (астенические, церебрастенические,
аффективные), сочетающиеся с невротическими
реакциями.
Основная программа реабилитации рассчитана на
6–12 месяцев в зависимости от состояния ребенка.
Начальный этап (вход в программу) – обследование,
тестирование, консультирование, ориентация и
адаптация в центре – длится около двух месяцев.
Развернутый (основной) – продолжается от 6 до 8
месяцев. В это время происходит максимальная
интеграция в “терапевтическую среду”, усвоение
норм и правил сообщества. Постепенно позитивное
давление среды сменяется взаимодействием со
средой. Поощряется личная ответственность,
активность и автономность.
Продолжительность завершающего этапа (выход из
программы”) 2–3 месяца. Режимные ограничения и
жесткие санкции постепенно сокращаются. Теперь
подросток должен научиться активно использовать
полученные навыки в реальных жизненных
ситуациях.
Тогда-то наконец и произойдет самое главное, ради
чего, собственно, все и затевалось, – подросток
вернется в школу и семью.
Но даже после такой реабилитации амбулаторное
подразделение центра еще долго будет оказывать
ему социальную поддержку. Если жизнь выпускника
в реальных условиях окажется опасной, ему могут
даже предоставить другое, защищенное, жилье.
Например, так называемый “дом на полпути”.
Мария ГОТОВА
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|