Когда-то, впервые
узнав о библейском проклятии “до седьмого
колена”, я возмутилась этой несправедливости:
этот самый прапрапраправнук и понятия не имеет о
прегрешениях своего далекого предка, а все равно
проклят?! Да за что?!
Много позже поняла: библейское “до седьмого
колена” – не проклятие, а констатация факта:
есть такие преступления, последствия которых
обречены нести дети, внуки, и дети внуков, и их
внуки, потому что изжить их в одном поколении
невозможно. История ХХ века может служить
иллюстрацией этой библейской истины...
Журналист австрийский еврей Петр Сихровски
через тридцать с лишним лет после того, как
нацистские преступники были названы и преданы
проклятию, решил пойти к их детям и внукам.
Спросить, какие у них сложились отношения с
родителями и дедами и что они думают обо всем
происшедшем много лет назад.
Он не нашел среди них ни единого счастливого
человека. Некоторые были преисполнены комплекса
жертвы: они жалели друг друга, пытались сравнить
себя с жертвами фашизма. Другие видели жертв в
своих родителях, поскольку сами были еще слишком
малы в годы расцвета Третьего рейха, а запомнили
только вечный страх взрослых, арестованных или
прятавшихся от арестов, молчаливых, униженных,
жалких. Третьи ощущали себя жертвами нацизма в
собственном доме, где родители, лишенные былой
власти, пытались воспроизвести ее в изощренном
тиранстве детей.
Почему они не могли избавиться от прошлого своей
семьи: ведь не может же человек в самом деле
“родиться виновным” (свою книгу Петр Сихровски
так и назвал: “Рожденные виновными”)? Человек не
виновен в том, что родился в семье представителей
национального, конфессионального,
профессионального меньшинства, почему-либо
дискриминируемого в данном обществе. Разве он
может быть виновен в том, что родился в семье
бывших нацистов (или бывших членов революционных
трибуналов, или бывших следователей НКВД, или
бывших “продотрядовцев”, отнимавших у крестьян
последнее и угонявших в Сибирь самых работящих и
хозяйственных)? Я снова и снова возвращаюсь к тем
полудетским своим вопросам – и не так легко
ответить на них.
Проще всего сказать: увы, может, это и
несправедливо, но так устроена жизнь. Бывшие
нацисты вынуждены скрываться от суда – и
невольно делают собственных детей участниками
этого беспрерывного панического бегства и
укрывательства. Вся атмосфера дома пронизана
чувством поражения, и дети вдыхают эту атмосферу,
растут в ней. Если же она иная, если родители не
хотят и имеют возможности не принимать приговор
истории, неплохо устроившись в одной из стран
Латинской Америки, они не могут изолировать
собственных детей от информации о том, что суд
все-таки был и мир вынес свой приговор, и за что, и
как все это было на самом деле: информация эта
есть повсюду – она в школьных учебниках, в
романах и кинофильмах, в документах. Когда
ребенок поймет, что все это непосредственно
касается его семьи, его отца и матери, его
героического или мрачно-молчаливого деда, он
испытает сильнейший шок, который не каждому дано
вынести. И чувство вины. И чувство
сопричастности.
Потому что история остается более или менее
абстрактной только до тех пор, пока она в книжках
и фильмах, пока она про кого-то, кого мы не знаем.
Потому что история нашей семьи, моей и твоей, это
наша история, она живет в нас и нами продолжается.
И от этого факта никуда не денешься.
Но тогда эту нить бесконечной вины можно тянуть и
опутать ею слишком многих. Хорошо, у этого отец
служил следователем и пытал людей. А дед другого
этого не делал, но написал на кого-то донос. А мать
третьего в свое время заложила основы
благосостояния семьи – и детей, и внуков,
присвоив добро репрессированных. И в той-то
деревне, в том доме, в этом квартале жители,
ничтоже сумняшеся, выдавали евреев на расправу, и
никто, ни единый человек, за них не вступился,
даже не попытался помочь ни своим бывшим соседям,
ни еврейскому ребенку...
Так мы приходим к самому непродуктивному:
виновны в конце концов все, все поголовно, и надо
стройными рядами выйти на площадь, посыпать себе
голову пеплом и покаяться... Хорошо, покаялись.
Что дальше?
Во-первых, чувство вины – чувство глубоко
интимное, это тема твоих приватных разговоров с
твоей совестью и с Богом. И со своими детьми.
Неплохо бы вообще-то помнить, что такого
разговора с детьми не избежать никому и что
последствия твоих поступков не кончаются на тебе
самом, они лягут на плечи тех, кто дороже тебе
всех на свете.
Во-вторых, кроме чувства вины есть еще чувство
сопричастности и ответственности. Именно
желание что-то исправить, компенсировать, внести
в мир еще одну частицу добра вело немецкую
молодежь в Израиль, в санитары и историки,
превращало их в священников и пацифистов...
Петр Сихровски написал блистательную книгу. Ее
издали сами немцы, как они неукоснительно издают
и другие антифашистские книги и документы. На
пороге нового столетия и тысячелетия
издательство “Комплекс-Прогресс” при поддержке
немецкого же фонда Фридриха Наумана выпустило
эту книгу на русском языке.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|