Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №34/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

Первый шаг: гуманитарная экспертиза

Гуманитарная экспертиза по составу участников, формату и содержанию отличается от привычной экспертизы педагогических инициатив, курсов, экспериментов и даже индивидуальных образовательных траекторий, так как во главу угла ставит не задачу анализа и развития уже кем-то выстраданной и выстроенной идеи или концепции, а создание демократического поля совместного построения и осмысления идей и технологий формирования уклада школьной жизни.
Принципиальной особенностью ее является то, что она с первого момента, с первых шагов строится на демократической основе, то есть открыта для всех желающих. И для учеников, и для педагогов, и для родителей.
Сначала на общем сборе всего коллектива предлагается всем желающим войти в экспертную группу, выработать совместно критерии экспертизы, исходя из ее целей и задач, и посмотреть с позиции этих критериев на пространства жизнедеятельности школы. При этом экспертная группа разбивается на несколько подгрупп, проводящих экспертизу из различных ролевых позиций: учителя, ученика, управленца, родителей, либо под углом рассмотрения актуальных для данного коллектива проблем, например: “равноправие и доверие”, “оценивание и самооценивание”, “выбор и ответственность”. При этом эксперты и экспертируемые самоопределяются в одну из таких групп. И далее смотрят и анализируют образовательные процессы и пространства коллектива с позиции выработанных критериев. Например, при анализе демократичности атмосферы учебного занятия смотрят: запуск занятия, насколько его цели и задачи обсуждаются и принимаются всеми его участниками; условия для обоснованного выбора на уроке темы, темпа, способа работы, формы занятия, рабочей группы кооперантов, формы отчетности; реакция педагога на ошибку ученика, использование ее как некоторой проблемной точки для дальнейшего развития урока; демократичность, уважительность и равноправие в общении всех участников занятия; использование проблемных, неожиданных, странных ситуаций, возникающих на уроке, для создания общего образовательного поля; возможности для выдвижения ребятами собственных гипотез и их обсуждения.
Далее эксперты с педагогами, проводившими занятия, обсуждают увиденное, соотнося его с выработанными критериями, пробуют смоделировать свой собственный урок или занятие, отвечающее этим критериям и новым смыслам, возникшим во время обсуждения первого цикла занятий. Проводят второй цикл, уже модельных уроков, силами экспертов, разбирают и анализируют их на общем заседании. Результатами такой организации экспертизы являются: реальное повышение демократичности и равноправия всех субъектов образовательного процесса; включение всех участников в интенсивный технологичный поток образовательных ситуаций; возможность учителю, руководителю школы и ученику увидеть свою собственную позицию, свои собственные проблемы и точки роста всеми участниками и поработать на свое собственное развитие и продвижение уже здесь и сейчас; преодоление застойных процессов за счет подключения множества людей, и в первую очередь учеников, на равноправной основе; возникновение большой группы школ – единомышленников по отношению к целям и ценностям демократизации школьной жизни и втягивание в орбиту этих процессов других, соседних школ, приглашаемых на эту экспертизу в качестве экспертов.

Александр ТУБЕЛЬСКИЙ.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru