Первый шаг: гуманитарная экспертиза
Гуманитарная экспертиза по составу
участников, формату и содержанию отличается от
привычной экспертизы педагогических инициатив,
курсов, экспериментов и даже индивидуальных
образовательных траекторий, так как во главу
угла ставит не задачу анализа и развития уже
кем-то выстраданной и выстроенной идеи или
концепции, а создание демократического поля
совместного построения и осмысления идей и
технологий формирования уклада школьной жизни.
Принципиальной особенностью ее является то, что
она с первого момента, с первых шагов строится на
демократической основе, то есть открыта для всех
желающих. И для учеников, и для педагогов, и для
родителей.
Сначала на общем сборе всего коллектива
предлагается всем желающим войти в экспертную
группу, выработать совместно критерии
экспертизы, исходя из ее целей и задач, и
посмотреть с позиции этих критериев на
пространства жизнедеятельности школы. При этом
экспертная группа разбивается на несколько
подгрупп, проводящих экспертизу из различных
ролевых позиций: учителя, ученика, управленца,
родителей, либо под углом рассмотрения
актуальных для данного коллектива проблем,
например: “равноправие и доверие”, “оценивание
и самооценивание”, “выбор и ответственность”.
При этом эксперты и экспертируемые
самоопределяются в одну из таких групп. И далее
смотрят и анализируют образовательные процессы
и пространства коллектива с позиции
выработанных критериев. Например, при анализе
демократичности атмосферы учебного занятия
смотрят: запуск занятия, насколько его цели и
задачи обсуждаются и принимаются всеми его
участниками; условия для обоснованного выбора на
уроке темы, темпа, способа работы, формы занятия,
рабочей группы кооперантов, формы отчетности;
реакция педагога на ошибку ученика,
использование ее как некоторой проблемной точки
для дальнейшего развития урока; демократичность,
уважительность и равноправие в общении всех
участников занятия; использование проблемных,
неожиданных, странных ситуаций, возникающих на
уроке, для создания общего образовательного
поля; возможности для выдвижения ребятами
собственных гипотез и их обсуждения.
Далее эксперты с педагогами, проводившими
занятия, обсуждают увиденное, соотнося его с
выработанными критериями, пробуют смоделировать
свой собственный урок или занятие, отвечающее
этим критериям и новым смыслам, возникшим во
время обсуждения первого цикла занятий. Проводят
второй цикл, уже модельных уроков, силами
экспертов, разбирают и анализируют их на общем
заседании. Результатами такой организации
экспертизы являются: реальное повышение
демократичности и равноправия всех субъектов
образовательного процесса; включение всех
участников в интенсивный технологичный поток
образовательных ситуаций; возможность учителю,
руководителю школы и ученику увидеть свою
собственную позицию, свои собственные проблемы и
точки роста всеми участниками и поработать на
свое собственное развитие и продвижение уже
здесь и сейчас; преодоление застойных процессов
за счет подключения множества людей, и в первую
очередь учеников, на равноправной основе;
возникновение большой группы школ –
единомышленников по отношению к целям и
ценностям демократизации школьной жизни и
втягивание в орбиту этих процессов других,
соседних школ, приглашаемых на эту экспертизу в
качестве экспертов.
Александр ТУБЕЛЬСКИЙ.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|