Цель модернизации образования –
эффективная школа
Что для этого необходимо
Материалы для обсуждения
В настоящее время стало уже абсолютно
очевидным, что существующая система образования
не соответствует современным потребностям
развития страны, запросам общества и
государства. Она работает преимущественно на
самое себя, на самообслуживание и
самовоспроизводство.
Если ключевое слово в Послании Президента РФ
Федеральному Собранию – эффективность, то в
деятельности нынешней системы образования
ключевое слово – неэффективность:
– неэффективная экономика образования – не
поддающаяся счету, но очевидно затратная,
нецелевая, социально безадресная, предельно
затромбированная, в значительной мере
подверженная коррупции;
– неэффективное содержание общего образования
– устаревшее, неусвояемое, перегруженное,
наукообразное и нефункциональное, оторванное от
реальных потребностей жизни;
– неэффективное профессиональное образование, в
результате чего оно в значительной своей части
(особенно в начальном и среднем профессиональном
образовании) оказывается неконкурентоспособным
и не востребованным на рынке труда;
– неэффективная система
социально-экономического обеспечения
педагогических кадров, ставящая их на грань
нищеты, и столь же неэффективная система
подготовки этих кадров, парализующая всякие
позитивные изменения в школьном деле;
– неэффективное управление образованием,
предельно оведомствленное и
бюрократизированное, неспособное мобилизовать
как внесистемные, так и внутрисистемные факторы
и ресурсы развития образования.
Отсюда – центральная задача модернизации
образования: выстраивание эффективной
образовательной системы, соответствующей
запросам современной жизни и потребностям
развития страны, повернутой лицом, а не спиной к
интересам личности, общества, государства.
Данная задача, заявленная год назад, в настоящее
время, по существу, не стронута с места. Налицо
явная пробуксовка модернизации образования.
Основные причины этой пробуксовки:
1. Подмена реальных действий по модернизации
образования псевдодействиями, в первую очередь
навязыванием 12-летки.
2. Противоречие между заявленными целями
модернизации образования и реальными
практическими шагами в образовательной сфере,
свидетельствующими не о продвижении вперед, а о
топтании на месте и даже об откате назад (попытки
реанимации НВП, школьной формы, ревизия
светскости образования, административный реванш
и т.д.).
3. Отсутствие диалога с обществом и
образовательным сообществом по проблемам
модернизации образования, в результате чего
замыслы этой модернизации оказываются в
социальном вакууме и вызывают естественную
общественную аллергию (усугубляемую многими
реальными действиями в образовательной сфере, о
которых выше шла речь).
В предлагаемых материалах для обсуждения
предпринята попытка сконцентрировать основные
меры по пяти ключевым направлениям модернизации
образования – экономике образования, общему
среднему образованию, профессиональному
образованию, педагогическим кадрам, управлению
образованием. Здесь же выделены первоочередные
шаги, которые необходимо сделать в ближайшие
месяцы текущего года.
Данные материалы не претендуют на полноту и
бесспорность предлагаемых мер. Но очевидно одно:
если подобные меры не будут предприняты в
кратчайший период, станет окончательно ясно, что
модернизация образования – очередная фикция,
дымовая завеса для прикрытия подлинной цели
ведомственной образовательной политики –
реставрации старой, изжившей себя модели школы в
виде 12-летки.
Основные направления модернизации
образования
I. Экономика образования (см. также:
Педагогические кадры)
1. Введение с 2002 г. нормативного
бюджетного финансирования (НБФ) с учетом
обеспечения государственных образовательных
стандартов и необходимых условий
образовательного процесса.
2. Изменение с 2002 г. системы финансирования из
центра расходов дотационных регионов на нужды
образования, перевод соответствующих средств из
трансфертов в целевые субвенции, направляемые на
места через органы казначейства.
3. Разработка и введение с 2002 г. комплекса мер по
обеспечению доступности образования на всех его
ступенях и адресной социальной помощи учащимся и
студентам из низкодоходных семей, детям-сиротам
и детям, оставшимся без попечения родителей.
4. Введение налоговых льгот на частные инвестиции
в образование (по подоходному налогу;
освобождение от налогообложения
благотворительных пожертвований;
предоставление права предприятиям и
организациям при исчислении налога на прибыль
включать расходы на подготовку и переподготовку
кадров в затраты на производство и реализацию
товаров и услуг).
5. Отработка правовых и экономических механизмов
соучредительства и софинансирования
образовательных учреждений органами
государственной власти федерального уровня,
регионального уровня и органами местного
самоуправления.
6. Законодательное обеспечение
хозяйственно-экономической самостоятельности и
разнообразия организационно-правовых форм
образовательных учреждений и организаций
(внесение соответствующих поправок в
Гражданский и Бюджетный кодексы РФ).
7. Разработка и принятие комплекса мер по
поддержанию и модернизации основных фондов и
материально-технической базы системы
образования.
II. Общее среднее образование
1. Законодательное определение в 2001 г.
сроков школьного обучения.
2. Введение в 2001 г. рамочного государственного
стандарта общего образования и вариативного
Базисного учебного плана.
3. Реальное обновление и разгрузка содержания
общего образования:
– оптимизация учебной нагрузки учащихся;
– формирование нового базового содержания
общего образования;
– преодоление технократического крена общего
образования, обновление и увеличение удельного
веса социально-гуманитарных дисциплин;
– информатизация образовательного процесса
(обеспечение всеобщей компьютерной грамотности
учащихся);
– усиление и модернизация подготовки учащихся
по иностранным языкам (обеспечение знания на
уровне функциональной грамотности как минимум
одного иностранного языка всеми выпускниками
полной средней школы).
4. Структурная и институциональная перестройка
общего среднего образования:
– реструктуризация системы дошкольного
образования, создание в ней гибких форм и
структур, разведение функций дошкольного
обучения и содержания детей;
– переход на четырехлетнее начальное обучение;
– введение интегрированных курсов и модульной
организации обучения в основной школе;
– введение профильного обучения в старшей школе,
отработка гибкой системы профилей, школьных
округов и кооперации с учреждениями начального и
среднего профессионального образования;
– отмена выпускных экзаменов в школах и
вступительных экзаменов в вузы, введение системы
единых экзаменов;
– отработка различных механизмов
реструктуризации основной и старшей ступени
сельской школы при сохранении и поддержке
начальных малокомплектных школ (создание
образовательных и социокультурных комплексов,
учебно-консультационных пунктов, организация
системы “школьных автобусов”, развитие
дистанционного образования, экстерната и др.);
– нормативно-правовое обеспечение развития
новых типов общеобразовательных учреждений, в
том числе образовательных центров и комплексов,
а также учреждений для детей, оставшихся без
попечения родителей.
III. Профессиональное образование
1. Модернизация содержания
профессионального образования, обеспечение его
конкурентоспособности.
2. Информатизация профессионального образования
и обновление его учебно-производственной базы.
3. Структурная и институциональная перестройка
профессионального образования с ориентацией его
на потребности как федерального, так и
регионального рынка труда. Отработка различных
моделей интеграции начального и среднего,
среднего и высшего профессионального
образования, различных вариантов
многоканального финансирования учреждений
профессионального образования. Оптимизация сети
этих учреждений.
4. Концентрация переподготовки
высвобождающегося и незанятого населения в
учреждениях начального и среднего
профессионального образования.
5. Создание университетских комплексов и
учебно-научно-производственных объединений.
6. Отработка системы персонифицированного
финансирования высшего образования на основе
государственных именных финансовых
обязательств (ГИФО).
7. Введение системы государственного
кредитования среднего и высшего
профессионального образования в виде личного
социального образовательного кредита (как это
предусмотрено п. 6 ст. 42 Закона РФ “Об
образовании”).
IV. Педагогические кадры
1. Введение с 2002 г. новой системы выплаты
зарплаты работникам образования из федерального
бюджета.
2. Проведение в 2001 г. неотложных мер по повышению
заработной платы работникам образования
(восстановление надбавок за стаж работы;
введение надбавок молодым специалистам;
выравнивание нормы учебных часов за ставку
заработной платы учителей начальной, основной и
старшей школы).
3. Отказ от ЕТС и переход на отраслевую систему
оплаты труда работников образования.
4. Введение отсрочки от призыва на военную службу
для выпускников педагогических учебных
заведений на время их работы в образовательных
учреждениях.
5. Разработка и введение системы социальных
гарантий и льгот для работников образования.
6. Введение профессиональной пенсионной системы
работников образования.
7. Преодоление отставания системы
педагогического образования от потребностей
жизни, ее всесторонняя и глубокая модернизация.
V. Управление образованием
1. Расширение участия общества в
управлении образованием – от совета по
образованию при Президенте РФ до попечительских
советов образовательных учреждений.
2. Создание системы поддержки образовательных
сообществ и привлечение их к решению вопросов
образования. Организация Российского союза
учителей.
3. Дебюрократизация и сокращение аппарата
управления образованием. Разграничение функций
и полномочий аттестационных, методических и
инспекторских служб.
4. Создание независимой системы аттестации и
оценки качества образования.
5. Перевод методических служб из управленческих
структур в систему повышения квалификации
работников образования.
6. Создание единой системы образовательной
статистики и мониторинга образования.
7. Реорганизация Министерства образования под
задачи модернизации и развития системы
образования.
Первоочередные меры
1. Введение с 2002 г. новой системы выплаты
заработной платы работникам образования из
федерального бюджета (IV, 1).
2. Проведение в 2001 г. неотложных мер по повышению
заработной платы работникам образования (IV, 2).
3. Введение с 2002 г. нормативного бюджетного
финансирования с учетом обеспечения
государственных образовательных стандартов и
необходимых условий образовательного процесса
(I, 1).
4. Изменение с 2002 г. системы финансирования из
центра расходов регионов на нужды образования,
перевод соответствующих средств из трансфертов
в целевые субвенции, направляемые на места через
органы казначейства (I, 2).
5. Введение с 2002 г. комплекса мер по обеспечению
доступности образования на всех его ступенях и
адресной социальной помощи учащимся и студентам
из низкодоходных семей, детям-сиротам и детям,
оставшимся без попечения родителей (I, 3).
6. Введение налоговых льгот на частные инвестиции
в образование (I, 4).
7. Законодательное установление в 2001 г. сроков
школьного обучения и рамочных государственных
стандартов общего образования (II, 1, 2).
8. Организация широкого обсуждения проблем
модернизации образования в прессе и на
августовских совещаниях работников образования.
Варианты реализации первоочередных мер
1. Принятие в текущем году закона “О
финансировании системы образования” (пп. 1, 3–6) и
закона “О государственном образовательном
стандарте” (п. 7).
2. Принятие в текущем году комплексного закона
“Об обеспечении конституционных прав граждан на
общее образование” (пп. 1, 3–7).
Для обеспечения первоочередных мер (пп. 1, 3–7) в
бюджете на 2002 г. – подготовка и издание указа
Президента РФ “Об обеспечении конституционных
прав граждан на общее образование” – до 1.09.01.
Неотложные меры по повышению заработной платы
работникам образования (п. 2) могут быть проведены
соответствующим постановлением Правительства
РФ – до 1.09.01.
Эдуард ДНЕПРОВ,
академик РАО
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|