СЕМЕЙНЫЙ КЛУБ В ИНТЕРНЕТЕ
Не трогай мамину игрушку!
Компьютер в доме обычно один. А желающих
посидеть за ним много. И вам он нужен для работы, а
ребенку хочется поиграть. Как тут быть?
Юля. Мы с сыном-подростком
никак не можем «поделить» компьютер. Он увлекся
им так, что сил нет – все свободное время
проводит за разными играми. Теперь мне не удается
ни спокойно побродить по Интернету, ни написать
письма своим друзьям… Обижать сына не хочется,
но и лишаться своего хобби я не могу. Как быть?
Ирина Хоменко. Понятие личного
пространства, на мой взгляд, должно быть
естественным для человека любого возраста (да-да,
включая малышей, едва освоивших слово “мое!”).
Иногда взрослые забывают, что они живут рядом с
ребенком, и говорят о его действиях (достижениях)
“мы” (“Мы уже проснулись, мы уже пошли в школу,
нам уже 5 лет...” и т.д.). Я глубоко уверена, что вот
эта семантическая привычка формирует у ребенка
не только чувство защищенности и объединенности
с родителем, но и чувство “общего” пространства,
которым распоряжается только он, ребенок.
Вырастая, малыш недоумевает: а почему нельзя
пользоваться твоей собственностью сейчас, если
раньше было можно? Движение хоть в ту
(ограничение), хоть в другую (вседозволенность)
сторону опасно. В первом случае ребенок считает,
что его права ущемляются, во втором – что ему
могли бы разрешать еще больше.:)
В данном случае я бы поступила примерно так.
Сказала бы подростку: “Слушай, я помню, как сама
на первых порах увлекалась компьютером – меня от
него было не оттащить. Даже некоторые дела
забросила! Но потом все вошло в норму, надо только
научиться дозировать свое общение с ним. А то
знаешь, такие люди есть – зомби называются.:) Они
ничего вокруг не видят и не слышат. Опасное
состояние, потому что настоящая жизнь мимо идет.
И еще. Знаешь, куча проблем наваливается: то не
успел, это забыл... Но я бы еще вот что хотела с
тобой обсудить. Конечно, я совсем не против, чтобы
ты пользовался моим компьютером. Но посуди сам –
мне ведь тоже хочется им пользоваться, у меня
теперь есть друзья, с которыми я могу общаться
благодаря ему. Знаешь, это намного интереснее,
чем все эти игры. Но я чувствую, что у нас с тобой
может возникнуть неприятная ситуация – когда
каждому из нас захочется пользоваться этой вещью
постоянно. Но это же несправедливо, верно? Давай
попробуем договориться, как нам быть, чтобы
никому обидно не было, а? Я сейчас выскажу свои
пожелания и предложения, а ты – свои. Идет?”
Текст приблизительный, можно обогатить его
чем-то еще. Но основная идея, на мой взгляд, именно
такая: установить очередность работы на
компьютере – в какое время и сколько он за ним
может посидеть (собственность эта все же ваша!);
попросить мальчика перед тем, как ему захочется
поиграть в “неурочное” время, уточнить, не
собираетесь ли вы его занять.
При таком раскладе на игрушки будет выделяться
специальное время. И такое же специальное время
будет у вас для отдыха от семейной жизни.
Подростки любят, чтобы все было “по-честному”.
Иногда они даже проявляют великодушие.:) Главное
– взывать к их чувству справедливости, а не
апеллировать к совести.
Когда у нас подобная проблема возникла, мы ее
решили именно таким способом. А первоначальная
модель была заложена еще в то время, когда сыну
начали звонить друзья и телефон был постоянно
занят. Теперь сын просто спрашивает, нужен ли
кому-то телефон или нет и сколько времени он мог
бы поговорить с другом. Все довольны, и никаких
обид. Попробуйте и вы так!
Вред от компьютера я бы не стала переоценивать.
Может, надо дать им немножко насытиться? Все
новое поначалу увлекает детей очень сильно. А тут
еще и возраст такой – интерес к чтению падает сам
собой, независимо от наличия компьютера.
По материалам сайта “7я”
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|