“Нормандия – Неман” рождалась в
Иванове
До Великой Отечественной войны образ
Франции в сознании советского добропорядочного
гражданина был двояк. С одной стороны, родина
Парижской коммуны и один из символов борьбы
народа против власть имущих. С другой же –
империалистическое государство, а все
империалистические государства только и
мечтают, как бы задушить советскую державу.
В войну для многих стало ясно: Франция – это в
первую очередь люди, смелые, умные и благородные.
Центром же этого “открытия” стал город Иваново.
Город, в котором была сформирована легендарная
эскадрилья “Нормандия – Неман”.
Собственно, слово “Неман” возникло
позднее, в 1944 году, когда эскадрилья, уже ставшая
легендарной, особенно успешно прикрывала
сухопутные войска, форсировавшие важную водную
преграду – реку Неман. До этого она была просто
“Нормандией”. Это имя предложил французский
летчик Лефевр Марсель, родившийся в провинции
Нормандия (она более прочих пострадала от
фашистов).
Французскую “Нормандию” по соглашению между
правительством СССР и патриотической
организацией “Сражающаяся Франция” включили в
состав Вооруженных Сил Советского Союза в конце
1942 года. Для тренировок сразу же был выделен
аэродром на севере Иванова (сегодня там обычные
дома). Там же они и проживали. А летали поначалу на
советских истребителях Як-1.
Автор названия поражал своих русских соратников.
“Летчик должен летать в белых перчатках”, –
говорил Лефевр. Одним из главных его принципов
была довольно редкая для наших
соотечественников аккуратность.
Он был влюблен в полеты (и в одну девушку –
цирковую артистку, опять-таки воздушную
акробатку). Однако погиб на земле – сразу после
посадки на аэродроме загорелся его истребитель.
Несколько ближе и понятнее был Робер Ирибарн.
Возможно, потому что он всегда в качестве
талисмана брал в полет детскую игрушку –
плюшевого медвежонка. А русский человек
испытывает слабость как к медведям, так и к
суевериям.
Впрочем, медведь не уберег Робера – погиб он в
бою в феврале 1945 года.
Самым же ярким проявлением дружбы народов была
дружба между щеголем-парижанином, настоящим
маркизом Морисом де Сейном, и жителем села
Покровское Днепропетровской области Володей
Белозубом – отнюдь не утонченным щеголем,
напротив, великаном, неуклюжим и застенчивым.
Белозуб был механиком на самолете Мориса де
Сейна.
Маркиз из Франции, нисколько не смущаясь, помогал
механику проделывать самую грязную работу –
ведь огромные ручищи Белозуба часто не могли
проникнуть в те глубины механизма, до которых с
легкостью могли достать узкие и ухоженные руки
аса-летчика. Разговаривали же они на смеси языков
французского и русского, которым сами же друг
друга обучали.
Им довелось погибнуть вместе. На одном из
перелетов в каждом истребителе помимо летчика
сидел механик. Увы, именно в этот раз на самолете
де Сейна вдруг стал течь бензин. Летчик пытался
посадить свой Як, но пары горючего лишили его
зрения. Командир полка отдал распоряжение
маркизу – немедленно покинуть самолет. Однако же
французский дворянин не мог обречь на смерть
своего друга. В результате истребитель рухнул, и
оба друга были похоронены в простом русском селе.
Мать Мориса, мадам де Сейн, повесила рядышком их
портреты: “Теперь они оба – мои сыновья”. То же
самое сделала матушка Володи Белозуба на
Днепропетровщине.
Конечно, эта дружба была вовсе не единственной,
возникшей в легендарной эскадрилье,
зародившейся в Иванове. И неудивительно, что
именно здесь, в городе на Уводи, в 1992 году прошел
торжественный и яркий авиапарад в честь
пятидесятилетия “Нормандии – Неман”. В нем
участвовали русские и французские летчики.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|