Над водами Уводи
Город Иваново стоит на речке Уводь.
Казалось бы, что в этом удивительного?
Практически все города России стоят именно на
речках (разве что за исключением приморских
городов). Как правило, с одной стороны этой речки
находится древнейшая часть города, а с другой –
более молодая его часть. Первая исторически
считается центральной частью, а вторая –
соответственно заречной. В Москве, к примеру,
есть Замоскворечье и Заяузье (а до сравнительно
недавних пор было еще и Занеглименье). В Твери
имеются Заволжье, Затверечье и Затьмачье. И так
далее.
А вот в Иванове никакого Зауводья нет. Потому что
город появился только в середине девятнадцатого
века сразу на обоих берегах этой реки.
Трудно определить, какой из берегов центральнее.
Соответственно непросто решить, откуда же начать
прогулку по Иванову. Так что остается одно –
начать от гостиницы.
В центре Иванова три популярные гостиницы –
“Центральная”, “Турист” и “Советская”. А
вокруг них сосредоточены ивановские
достопримечательности.
Начнем, пожалуй, с первой.
Окрестности гостиницы “Центральная”
Собственно, сама “Центральная”
гостиница – уже шедевр. Шедевр конструктивизма.
Вообще ивановский конструктивизм – один из
интереснейших в России. Дело в том, что в 1929 году
недавний маленький и безуездный город сделался
столицей огромнейшей промышленной области,
включающей губернии Владимирскую, Ярославскую и
Костромскую. В то же время планировалось
перенести столицу РСФСР из города Москвы в город
Иваново-Вознесенск (правда, Москва все-таки
оставалась столицей СССР). Неудивительно, что
здесь на рубеже двадцатых и тридцатых годов
прошлого столетия было построено довольно много
интереснейших, притом весьма объемистых
строений именно в конструктивистском стиле.
Конечно, любопытные сооружения в то время
появлялись и в Москве – жилой дом Мельникова,
например, или ДК имени Русакова. Однако же в тесно
застроенной столице архитекторы чувствовали
себя не столь вольготно (ведь эпидемия тотальных
сносов наступила несколько позднее, когда
конструктивизм уже из моды вышел). В
Иваново-Вознесенске сносить было нечего. И
поэтому ивановский конструктивизм гораздо более
масштабен. Например, та же гостиница
“Центральная”, выстроенная московским
архитектором Д.Разовым. Это самая старая из ныне
существующих ивановских гостиниц. В те же
времена она была еще одной из самых крупных в
СССР – 530 мест впечатляли.
Правда, жить в архитектурном памятнике не
особенно комфортно – здесь далеко не каждый
номер оборудован привычными удобствами. Однако
это компенсируется местоположением и,
естественно, невысокой ценой.
Прямо под окнами гостиницы находится площадь
Революции – одна из главных площадей Иванова.
Значимость этой площади, к примеру,
подтверждается тем, что именно здесь находится
здание городской администрации. Кстати, оно было
перестроено из старого трактира, который здесь
держал кабатчик по фамилии Гусаров. Это
неудивительно – ведь нынешняя площадь Революции
ранее называлась площадью Георгиевской, а еще до
того – Базарной. А где торгуют – там, конечно, и
едят, и пьют.
Правда, еще в середине девятнадцатого века
торговля здесь осуществлялась не так часто, как,
например, в уездном городе Шуе. Об этом, к примеру,
свидетельствует документ под названием:
“Приговор жителей Вознесенского посада об
учреждении еженедельных базаров”: “Мы,
нижеподписавшиеся Владимирской губернии
Шуйского уезда Вознесенского посада купцы и
мещане, быв в общем собрании Вознесенской
посадской думы и выслушав предложение думы об
учреждении в Вознесенском посаде еженедельных
базаров, имели рассуждение о том, в какой именно
день должен быть назначен в посаде базар. По
внимательном рассмотрении и обсуждении всех
обстоятельств, относящихся до сего дела, находим,
что учреждение базара полезно было бы назначить
по воскресеньям, как потому, что в этот день
крестьяне и прочие жители свободнее от
ежедневных занятий, так и потому, что жители
окрестных селений, приезжающие в село Иваново на
базары по понедельникам, произведения свои и
разные жизненные продукты могут сбывать
первоначально в посаде, а с могущим последовать
остатком привезенных товаров они могут
отправляться к базару на следующий день в село
Иваново”.
То есть получается, что до объединения села
Иванова и Вознесенского посада в один город
здесь было всего два базарных дня в неделю – один
по воскресеньям, а другой по понедельникам – в
разных частях будущего города.
Кстати, и в те времена площадь Революции была не
только площадью торговой, но и местом
общественно-политическим. Здесь, например,
располагалась судная изба – один из центров
сельского самоуправления. Яков Гарелин,
промышленник и краевед, так писал о событиях, в
ней происходивших: «Сущность дела при
приглашении на сходы не объявлялась, да и самые
вопросы ставились по желанию выборного (в его
руках находилась судебная и административная
власть) или управляющего. Богатые крестьяне или,
по местному выражению, первостатейные и
добросовестные (выборные по разным отраслям
хозяйства) сидели около выборного за столом, а
остальные все стояли не только в комнате, где
было собрание, но и в сенях и даже на улице, так
как судная изба была небольшая; предложения о
разборе дел читались старшим земским
(секретарем) или объявлялись выборным словесным.
Сбора голосов не было, а почти постоянно по
совету добросовестных и первостатейных дела
решались согласием прочих, посредством крика
голытьбы: “согласны!”».
Чаще всего виновных побивали розгами, а в случаях
особенно тяжелых (например, поджог или же
святотатство) – и кнутом.
На противоположной стороне площади, в маленьком
Аптечном (ранее – Поповском) переулке находится
одна из уцелевших еще с “сельских времен”
достопримечательностей – старая аптека. Ее
открыл в 1842 году литовец Людвиг Вильде
(впоследствии крещенный в православие и
называвшийся с тех пор Леонтием Ивановичем).
Профессия ткача была в то время крайне вредной.
Понятий “охрана труда” и “техника
безопасности”, разумеется, еще не существовало,
а работать приходилось в атмосфере, насыщенной
всяческими химическими испарениями. Ивановский
писатель Ф. Нефедов так описывал собственные
впечатления от посещения ткацкого цеха: “С
непривычки после какой-нибудь четверти часа
пребывания кружится голова и чувствуется
тошнота”. Рабочие, конечно, были к этому
привычные и боли головной не ощущали, только
жаловались:
– Одежи не напасешься… И износишься, и преет на
тебе все, и расползается во все стороны… Бе-да!
(Прело и расползалось, разумеется, от тех же самых
испарений.)
Тем не менее с годами последствия химических
отравлений все же начинали ощущаться. И аптека
Вильде была здесь, в промышленном селе, как
нельзя более кстати.
Правда, в результате Первой мировой войны и
революции жизнь аптеки вошла в сильнейший за всю
свою историю кризис. В 1918 году исследователи
писали: “Больное место в деле охранения
народного здравия в настоящее время занимает
аптека. Как аппарат чисто капиталистический, она
не может удоволетворять тем требованиям, какие к
ней предъявляются: доставление
доброкачественного и недорогого товара.
Лекарственный голод развил ужасную подделку
всевозможных препаратов и поднял цену на все
медикаменты так высоко, что они являются
доступными лишь для зажиточных слоев населения.
Теперь аптечное дело ухудшилось еще более, так
как владельцы аптек, опасаясь их реквизиции,
прекратили приобретение медикаментов или
доставляют их в таких ничтожных размерах, что не
представляется возможным их приобрести для
нуждающегося больного. И врачу нередко
приходится заменять один ингредиент другим или
его суррогатом”.
Но Леонтий Иванович Вильде не был в том виноват.
Рядышком с Аптечным переулком, на углу улиц Марии
Рябининой и 10 августа, находится одна из главных
достопримечательностей города – его древнейшая
кирпичная постройка. Это маленькое беленькое
зданьице, известное под именем “Щудровская
палатка”. Она появилась в семнадцатом веке, а в
начале девятнадцатого ею владел Осип Щудров,
который использовал ее как склад готовых тканей.
Отсюда и название этой своеобразной
достопримечательности. А после революции и до
недавних пор она использовалась как жилье.
Сама же улица Рябининой была долгое время
знаменита восхитительным колодцем, воздвигнутым
здесь в конце девятнадцатого века. Он был
выполнен в виде деревянного сруба, покрытого
двускатной крышей и увенчанного деревянной
головой барана (тот колодец служил для того,
чтобы поить животных, правда, чаще не баранов, а
лошадей). В результате это место так и стало
называться – “Барашек”. А в скором времени
одной из близлежащих улиц даже присвоили
официальное название – улица Барашек. Так же,
“Барашком”, называли находившийся здесь раньше
рынок.
Там же, на улице Рябининой, точнее, на пересечении
ее с Садовой улицей, находится розовый
трехэтажный домик. На этом месте в семидесятые
годы девятнадцатого века находился один из
первых в городе театров. Основал тот театр
Василий Демидов (по его же инициативе на Садовой
улице были посажены деревья). По его поводу
санкт-петербургский “Театральный альманах”
писал: “В известном торговом посаде
Иваново-Вознесенске находится постоянный
театр… довольно значительная труппа под
управлением антрепренера Хотева (театр
принадлежит г. Демидову). Публика охотно посещает
театр, так как игра артистов весьма сносна,
кое-что разыгрывается дружно”.
“Дружно разыгрывали” большей частью водевили.
Отсюда можно выйти по Садовой улице на одну из
основных транспортных магистралей города
Иванова – проспект Фридриха Энгельса и по нему
пройти в сторону речки Уводи. Здесь, на
пересечении с Крутицкой улицей, стоит довольно
симпатичный и своеобразный храм – Казанской
Божьей Матери, напоминающий отчасти церковь,
отчасти жилой дом. Впрочем, его история еще более
своеобразна.
В восемнадцатом веке здесь размещалась
“набойка” (то есть ткацкий набойный цех) Осипа
Степановича Сокова (в которой применялись
прогрессивные по тем временам краски, сделанные
на основе ивовой коры, дубовых листьев и простого
репчатого лука). Впоследствии “набойка” перешла
к другому мануфактуристу, М. Ф. Ямановскому,
который переделал ее под молельный дом
старообрядцев. Спустя еще столетие молельню
переоборудовали в полноценный храм.
Так что в нашей стране не только церкви
переделывали под гражданские сооружения, но
случалось и наоборот.
По преданию, отсюда вел подземный ход к берегу
речки Уводи. Это неудивительно – река находится
совсем недалеко. На противоположном же берегу
красуется салатово-зелененькое здание с
шестиколонным портиком. Это памятник еще одной
из несостоявшихся советских утопий – сделать в
Иванове выставку достижений текстильного края,
этакий филиал московской ВДНХ. Правда, здесь в
скором времени разместился театр.
А за “ивановским ВДНХ” виднеется весьма
внушительных размеров Введенский храм
(прозванный жителями Красной Церковью). Он может
поразить воображение даже искушенных жителей
крупнейших городов России.
Эта церковь сравнительно молодая – она была
построена в начале двадцатого века на средства
ивановских предпринимателей. При советской
власти храм, как водится, закрыли, но в конце
восьмидесятых годов, когда храмы стали
возвращаться Православной церкви, был передан и
этот храм. Правда, передача прошла не сказать
чтоб очень гладко – четыре православные
активистки даже объявили голодовку. Зато потом,
когда храм все же передали верующим, те не
ограничились простым приходом, а образовали
здесь Введенский женский монастырь.
Окрестности гостиницы “Турист”
Гостиница “Турист” не так своеобразна,
как гостиница “Центральная”. Зато она гораздо
современнее и комфортабельнее, а ее
расположение, пожалуй, самое удобное из всех
гостиниц города Иванова. Она стоит на берегу
реки, и от нее одинаково близко находятся
достопримечательности как левобережной, так и
правобережной частей города.
Начать же прогулку от этой гостиницы стоит с
очаровательного деревянного пешеходного
мостика, который перекинут через Уводь как раз
напротив входа в “Турист”.
Этот мостик возник здесь в начале пятидесятых
годов совершенно случайно. Он не был
предусмотрен никакими планами развития Иванова,
и никому и в голову не приходило выстроить здесь
что-нибудь подобное. Зато необходимо было
перебросить в этом месте через Уводь самые
банальные, ничем не примечательные трубы. Долго
решали: как бы сделать так, чтобы трубы не слишком
бросались в глаза. В конце концов решили:
перекинуть через речку пешеходный мост, а трубы
спрятать под его настилом.
Так возникло одно из излюбленных мест встреч и
прогулок ивановских жителей. Ведь именно отсюда
речка Уводь смотрится наиболее живописно. А ведь
речка значительно старше и города, и даже села.
Упоминания о ней относятся еще к пятнадцатому
веку. Правда, названия ее иной раз выглядели
несколько иначе: “Се аз, князь великий Иван
Васильевич, пожаловал есми Спасского монастыря
архимандрита Ефимьева Иоакима с братьею… дал
есми им свое озеро Вознесенское в Медвежье Угле,
да освободил есми им реку свою Уготь, рыбу в ней
ловити” (“Жалованная грамота вел. кн. Ивана
Васильевича Спасо-Ефимиева м-ря архъим. Иоакиму
на оз. Вознесенское в Медвежье Угле и на рыб.
ловлю в р. Уводи”). Или такой документ: “И лесы
бортный на реце на Вуготи по вешней воде полой по
сухой берег… присудил те земли великого князя и
лесы бортные по реце по Оуготи по вешней полой
воде по сухой берег Фомке (“Правая грамота,
данная с суда кн. Ив. Юрьевича бортнику вел. князя
Фомке Талыканину на пустоши и бортные леса,
бывшие в споре с кн. Стародубскими”).
Ощущение такое, что из этих странных, непривычных
слов пошли особенности ивановского устного
фольклора, все эти “доможилы” и
“панкраты”.
А за мостиком дорога приводит к одной из самых
интересных и уютных улиц города – Крутицкой.
Если пойти по этой улице налево, то дойдешь до
затейливого двухэтажного краснокирпичного
домика, стоящего на неожиданном изломе улицы. Это
– бывшие “Удинские номера”, или “Удинская
гостиница”, так жители Иваново-Вознесенска
именовали бывшую фабрику Удиных, в которой в 1876
году открылась… городская арестантская на 15–20
задержанных.
Правда, холодящие душу кровавые преступления
здесь встречались нечасто. В основном же
нарушения правопорядка были приблизительно
такого уровня коварства: “Вчера… разбиралось
дело крестьянина... Галкина, обвинявшегося в
беспатентной торговле вином в своей съестной
лавочке… Галкин продал Галицину полбутылки
казенного вина за 33 коп. Это было замечено
городовым Петрушкиным, вследствие чего у Галкина
был произведен обыск и найдены одна четверть
казенного вина и еще остаток в графине.
Обвиняемый не признал себя виновным, говоря, что
в это время сильно пьянствовал и что продавал ли
он Галицину полбутылки “казенки” или нет, – не
помнит… Больше всего Галкин настаивает на своем
пьянстве, что отрицает городовой Петрушкин”.
Если же отправиться по улице Крутицкой вправо, то
окажешься у здания ивановских театров. Их здесь
сразу три – музыкальный, драматический и кукол.
Все вместе это называется Дворцом искусств, хотя
ивановские жители охотнее зовут его лягушкой –
сооружение и впрямь похоже на присевшее перед
прыжком болотное животное.
Конкурс на это гигантское сооружение был
объявлен в 1931 году. В нем победил проект
известного конструктивиста Ильи Голосова, но
впоследствии строительство вдруг передали
Александру Власову. В 1940 году Дворец искусств был
выстроен, и это дало ивановцам возможность, с
одной стороны, наслаждаться многочисленными
представлениями, а с другой – иронизировать по
поводу внешнего вида нового сооружения.
А еще на улице Крутицкой, в доме 9, в 1925 году
открылась первая в стране фабрика-кухня. Нарком
здравоохранения Семашко назвал ее “бомбой,
брошенной в старый быт”, а иваново-вознесенский
поэт Челноков приветствовал фабрику-кухню в
своем стихотворении:
С горечью, гневом, грустью,
Забита,
Темна,
Груба,
Склонялась к печному устью
Кухонная раба.
Помои, пеленки, корыта,
Стирка, горшки, стряпня…
К грязной каморке пришита,
Она
Не видала дня.
Сегодня
Фабрикой-кухней
Мы ставим над старым крест.
Сколько наручников рухнет
С наших жен,
Матерей,
Невест!
Фабрику-кухню снабдили всяческими
механизмами для мойки, резки, шинковки и рубки,
игровой комнатой, умывальниками, душем и
плакатами: “Пообедав, зайди в читальню”. Сам же
обед стоил 20 копеек и состоял из целого литра
первого блюда (щи или мясная лапша), жареного мяса
с картофельным пюре и зеленым горошком или
макаронами с яйцом, а также порции мороженого.
Вообще в двадцатые годы в Иванове очень много
внимания уделяли еде. Если подняться с Крутицкой
улицы на проспект Ленина и дойти по нему до
нынешней площади Пушкина, то окажешься в том
месте, где в 1926 году один известный доктор,
Л.М.Кибардин, впервые оказавшись в городе, решил
позавтракать: “Поднявшись в гору, я увидел на
правой стороне вывеску “Трактир”.
– Прямо девятнадцатый век, – удивился я. – А где
у вас ближайшее кафе? – спросил я продавщицу
булочной.
– Такого у нас не водится, – ответила она. – Вот
чаю вам подадут – если в трактир зайдете.
В трактире ко мне подбежал официант в белом
фартуке – точь-в-точь половой, каких показывал
Малый театр в пьесах Островского.
– Чего желаете?
– Стакан чаю и пару бутербродов с ветчиной.
Через минуту на моем столике стояли два пузатых
чайника с кипятком, на бумажке – порция чаю для
заварки, сахар, французская булочка и 400 граммов
колбасы.
– Куда мне столько! – невольно ответил я.
– Меньше не полагается, – залихватски ответил
официант, тряхнув кудрями. – С утра у каждого
аппетит должон, – наставительно добавил он”.
Впрочем, сейчас в этом месте легко отыскать очень
даже приличные и недорогие кафе.
А дальше, по так называемому Театральному мосту,
мимо скверика, высаженного после Великой
Отечественной войны молодыми еще ветеранами,
можно пройти к улице Батурина и полюбоваться
зданием его музея (улица Батурина, 6/40)
, посетить Музей ивановского ситца
(улица Батурина, 11/42).
И уж конечно не оставить без внимания еще один
конструктивистский памятник – так называемый
Дом Горсовета на 102 квартиры (проспект Ленина, 23),
построенный архитектором В.И.Панковым.
Окрестности гостиницы “Советская”
Гостиница “Советская” – классическая
советская гостиница со всеми плюсами и минусами
этого популярного жанра. Однако у гостиницы
имеется одно неоспоримое достоинство. Она
находится напротив Ивановского
областного художественного музея. Который, в
свою очередь, расположился в бывшем здании
Иваново-Вознесенского реального училища.
В Иванове еще с девятнадцатого века уделяли
должное внимание образованию. Подчас это
внимание было даже излишним. В частности, в
особых правилах, регламентирующих поведение
гимназистов, помимо объяснимых и понятных правил
– например, не посещать трактиры – существовало
несколько ограничений очень даже странных.
Например, такое: “Вне дома ученики обязаны быть
всегда в одежде установленной формы, и
положенные для них полукафтаны должны быть
застегнуты на все пуговицы. Ношение длинных
волос, усов и бороды, а равно излишних украшений,
а также тросточек, хлыстиков, палок –
воспрещается”.
Кроме того, гимназист обязан был всегда носить с
собою специальный “именной билет”, в котором в
случае отъезда на каникулы указывалось, куда
именно и на какой срок направляется юный
страдалец. К этому билету следовало прилагать и
“удостоверение родителей”.
Однако же обратной (а точнее говоря, прямой)
стороной той медали было обилие учебных
заведений в городе (а в советское время возник
даже университет).
Если пойти вверх по улице Ленина, то спустя три
минуты дойдешь до ее пересечения с улицей
Громобоя. Кажется, что в этом слове кроются
какие-то древнейшие и непонятные традиции
ивановских ткачей. В действительности Громобой
– всего лишь кличка одного из местных
революционеров.
Эта улица еще до революции была одной из самых
популярных и, как в то время говорили,
“просвещенных” улиц города. Здесь, к примеру, на
углу с нынешней улицей Калинина, в 1891 году
открылся так называемый Летний театр. Правда,
очевидцы несколько скептически его описывали:
“Это был громаднейший театр, вернее, сарай,
наскоро и кое-как сбитый из нетесаных досок.
Зимой этот театр сдавался в аренду под склады
сена, а летом его снимали заезжие антрепренеры”.
Однако же “сарай” пользовался у ивановцев
искренними симпатиями.
Неподалеку от площадки, где располагалось это
популярное увеселительное учреждение, стоит еще
один конструктивистский памятник – так
называемый Дом-подкова, выстроенный
архитектором А.И.Пановым в начале тридцатых
годов. Квартиры были предназначены для
высокопоставленных чекистов, и неудивительно,
что они были снабжены нечастыми для тех времен
удобствами – кладовками, встроенными шкафами и
так далее.
А если продолжить прогулку по улице Громобоя, то
по левой стороне будет еще одно сооружение в
стиле конструктивизма – бывший Народный
дом.
Впрочем, стоит вернуться на улицу Ленина. Пройти
мимо памятника самому Владимиру Ильичу, мимо
Дома-корабля (№ 49), выстроенного архитектором
Фридманом, мимо школы имени десятилетия
Октябрьской революции (№ 53), сделанного
архитектором В.И.Панковым в форме птицы (в плане),
но при этом с башенкой-надстроечкой (оба
сооружения – опять-таки конструктивизм),
свернуть вправо и выйти на привокзальную
площадь.
Ивановский вокзал – также ярчайшее произведение
конструктивизма (архитектор В.Каверинский). За
ним – северные окраины города, где до недавних
пор размещался аэродром, родина легендарной
дивизии “Нормандия – Неман”.
На этом можно прогулку закончить. Но если есть
еще желание и силы, можно доехать до другого, до
автобусного вокзала и совершить экскурсию в
бывшую уездную столицу – город Шую.
А лучше отложить эту поездку до следующего дня.
Чтобы неспешно погулять по городу и осмотреть
музеи, из которых наибольший интерес, пожалуй,
представляет так называемый музейно-культурный
центр. Говорят, что краеведческий музей также
хорош, но разглядеть это непросто. Большинство
залов находится на ремонте, а сотрудники музея
как-то укоризненно рассказывают посетителям о
трудностях своей работы.
«Щудровская палатка» |
Площадь Революции оправдывает свое
имя |
Городская арестантская на улице
Крутицкой |
“Ивановский ВДНХ” |
Улица Марии Рябининой |
Дворец искусств |
Железнодорожный вокзал |
Первая фабрика-кухня
советской страны |
Театральный мост |
Улица Батурина |
Площадь Пушкина |
Здесь стоял Летний театр |
«Дом-подкова» |
Та самая Уводь |
Введенский монастырь |
Домик в Аптечном переулке |
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|