Время испытаний
Что мы можем сказать детям о войне –
минувшей и нынешней?
В этот великий день попробуем сравнить
две войны – самую известную и славную и как бы
неизвестную.
Одна война уже закончилась, а вторая идет.
О первой в школе знают все, про вторую стараются
не вспоминать.
Фронтовик в школе
Мне неизвестно пока, работают ли в
российских школах новые фронтовики? Бывшие
солдаты или офицеры, воевавшие в Чечне.
По-моему, на этот раз, на крутом повороте
российской истории, свидетели военной трагедии
не могут рассказать детям, какая она была – их
война.
Если раньше школа была естественным прибежищем
бывших солдат, то сегодня она – последнее место,
куда придет фронтовик.
А ведь в течение всей истории советской школы в
ней работали бывшие военные.
И сейчас это кажется таким естественным и даже,
если хотите, родным, что и представить себе
советскую школу без учителя или директора –
фронтовика просто невозможно.
Это отразилось и на изображении школы в кино –
нет ни одного фильма, где бы мудрый и степенный
бывший воин не олицетворял собой мужественное
начало защитника.
Киношные образы учителей-фронтовиков всегда
были чуть-чуть ироничными, чтобы скрасить их
назидательность. Но на самом деле фронтовики в
школе во многом удерживали других учителей от
крайних педагогических мер. Потому что, пережив
встречу с врагом, все они были так благодарны
судьбе за то, что она уберегла их от гибели, что
эта радость жизни и удивление от того, что
удалось вернуться живыми, сказывались и на
атмосфере в школе.
...Я работал с фронтовиками во всех школах, в
которых мне пришлось преподавать. И большинство
директоров моих были участниками войны. Когда
меня назначили классным руководителем 9 класса, а
мне было немногим больше лет, чем моим
воспитанникам, директор, Василий Иванович,
вызвал и сказал: «Когда войдешь в класс, не
требуй, чтобы все вставали». А тогда, в
семидесятых, учитель не мог начать урок без того,
чтобы дети встали и громко с ним поздоровались. И
вечером того же дня он позвал меня к себе домой и
сказал: «Понимаешь, на войне отношение к
дисциплине было не очень хорошее. В бою честь
друг другу не отдают».
У фронтовиков был опыт не придуманной, а
настоящей жизни, в которой отношения между
людьми проверяются не выполнением единых
воспитательных требований, а реальными
отношениями. И они задавали этот настоящий
жизненный стиль школьной жизни. У них не было
страха – после войны уже нечего было бояться.
Не было пиетета перед начальством, само
начальство их боялось как огня.
Правда, ветеранские рассказы о войне детей не
очень-то интересовали, но здесь виноваты не
ветераны, а то, как детей заставляли слушать.
Искусственность самой ситуации: «Дети, сегодня
перед вами выступит ветеран войны с рассказами о
своих боевых подвигах».
И музеи боевой славы, и вахты памяти, и даже посты
номер один у памятников героям очень скоро, к
сожалению, превратились в свою
противоположность – они воспитывали в
большинстве случаев не патриотизм и уважение к
ветеранам, а наоборот – раздражение и цинизм
ребят по отношению к истории своей страны и
своего народа. Нужен был огромный талант многих
выдающихся педагогов, которые смогли построить
пионерскую работу как движение, а не как план
мероприятий и сделать главным не ритуальность
уважения к ветеранам, а возможность ребят
строить свое, личное отношение к истории.
И хотя эта замечательная плеяда педагогов – в
основном приверженцев коммунарской методики
воспитания – не была фронтовиками, но если в
советской школе сохранилась традиция воспитания
на военной тематике, то во многом благодаря им.
Слова нужны. Но какие?
С девяностых годов, когда участники
Великой Отечественной постепенно ушли на пенсию,
дети перестали видеть перед собой тех, кто
воевал, кто участвовал в боевых действиях.
Ушли не только фронтовики, сменилась не только
эпоха в политике или экономике – школа перестала
быть местом, где ребенок получает ответы на самые
трудные и самые главные вопросы жизни.
Но сегодня в России идет война. И наше положение,
школьных людей, не просто сложное, но
драматическое. Идет война, в которой учитель не
может призывать встать на ту или другую сторону,
потому что враг не определенен. И школа делает
вид, что войны нет.
Но рано или поздно школа и война встретятся. Это
будет через много лет, когда повзрослевших наших
учеников их дети спросят: «А в какое время вы
жили?» И наши ученики обязательно подумают о том,
что не учителя научили их самому главному –
отношению к войне и миру.
История имеет странную особенность: чем дальше
отодвигаются события, тем больше особенности
одного времени накладываются на особенности
другого. И современные дети уже с трудом
различают на этом историческом горизонте
Великую Отечественную войну, и Гражданскую, и
Первую мировую... И дело вовсе не в количестве
фактов, которые им необходимо запомнить из курса
истории.
Образовательный минимум здесь не спасет.
Здесь педагогика становится перед нравственным
выбором. И этот выбор у каждого учителя: что он
скажет детям о войне?
Александр АДАМСКИЙ
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|