Вернувшиеся из ада
В этом году Виктору Некрасову
исполнилось бы 90 лет
Видный экономист и писатель Н.Шмелев
опубликовал новый отрывок из своих воспоминаний.
В нем речь и о людях, на фронте явивших чудеса
героизма, а сняв гимнастерки – чудеса трусости:
“Их таких было много, очень много. И они, эти
бывшие орлы-фронтовики, и составляли, похоже, ту
опору, на которой зиждилась вся окружавшая нас
тогда система лжи, насилия и предательства.
<...> Такой героизм, мужество там и такое
унизительное, постыдное малодушие здесь?”
Даже сознавая, что профессорское обобщение
грешит огульностью, испытываешь горечь, обиду. Во
многом оно оправданно.
Армия приучала к исполнительству, повиновению и
зачастую освобождала от работы собственной
головой. Справедливая цель – избавление Родины
от захватчиков – сочеталась с целями, далекими
от свободы личности и народов. В командирской
среде культивировалось бездумное подчинение, не
исключались хамство, мордобой. Иной офицер не
боялся противника, но боялся своего начальства.
Верховный главнокомандующий имел смутное
представление о военных действиях, ни разу не
приблизился к передовой и в трудных
обстоятельствах полагался на заградотряды,
бившие по своим.
И все же правота Н.Шмелева однобока. А сейчас,
когда ветеранов Великой Отечественной осталось
раз-два и обчелся, желательна большая
взвешенность выводов. Негоже забывать о тех, кто
честно воевал и честно противился системе лжи и
предательства. Напомню лишь об одном из
прошедших сталинградский ад, сохранившем
высокие принципы, до последнего своего часа не
покривившем душой.
Для капитана Виктора Платоновича Некрасова
война кончилась в Люблине. Пуля немецкого
снайпера попала в руку. Это второе ранение
обрекало на долгие госпитальные дни. Врач
посоветовал тренировать руку – рисовать
что-нибудь, писать.
Некрасов умел рисовать, когда-то был театральным
художником. Но сейчас тянуло писать об
испытанном в смятенном отступлении к Волге, в
боях на Мамаевом кургане, в часы великой
сталинградской победы.
Повесть “В окопах Сталинграда” ждала долгая
славная жизнь. Жизнь самого автора, однако, не
отличалась легкостью, гладкостью. Сталинская
премия не сделала его робким, услужливым. Когда в
газете, где он заведовал отделом, предложили
включиться в очередную проработочную кампанию,
покинул редакцию. Лауреату надлежало доказывать
свое соответствие званию, сочиняя туфту,
прославляющую Сталина. В.Некрасов писал рассказ
о солдатах (“Сенька”, “Рядовой Лютиков”),
повесть “В родном городе” о неприкаянных днях
вчерашнего фронтовика капитана Митясова – о
жизни на грошовую пенсию, без семьи, без жилья,
без вещей.
В отличие от трусов и предателей, вспомнившихся
Н.Шмелеву, Николай Митясов отвешивает пощечину
декану факультета, когда тот пытается выкинуть
из института старого профессора, оставшегося в
городе при немцах, обливает помоями попавших в
оккупацию.
Да, таких, как Митясов, единицы. Но все же они не
белые вороны. Виктор Некрасов, герой повестей “В
окопах Сталинграда”, “В родном городе”
воспринимались как истинные защитники
справедливости. И в годину войны, и в
послевоенную годину.
Влияние В.Некрасова – писателя и человека –
испытали на себе вчерашние фронтовики,
вступавшие в литературу, создавая
“лейтенантскую прозу” (Г.Бакланов, В.Быков,
Ю.Бондарев), говоря о себе: “Мы вышли из “Окопов
Сталинграда”. Эти же слова потом повторят Алесь
Адамович, Булат Окуджава, Вячеслав Кондратьев.
В путевых очерках “По обе стороны океана”
В.Некрасов первым написал правду о Западе. Без
придыхания и без злорадства. За что подвергся
нападкам в печати.
Он делался все более ненавистен для властей. К
тому же вступил в борьбу за Бабий Яр. Место, где
было киевское гетто и расстреляны тысячи,
надумали поначалу смыть, потом построить здесь
стадион. В.Некрасов не допустил ни того, ни
другого. Добился памятного камня, конкурса на
монумент.
И новых атак.
После сорокадвухчасового обыска забрали бумаги,
книги, журналы, магнитофон, пишущую машинку.
Шесть дней длились допросы у следователя.
“Топтуны” не отставали от него ни в Киеве, ни в
Москве. “Невзначай” толкали на улице, норовя
сбить с ног.
В Гослитиздате рассыпали набор двухтомника.
Заодно и моей книги о Викторе Некрасове.
Его, офицера-сталинградца, родоначальника прозы
о Великой Отечественной войне, откровенно и
нагло выживали из страны, за которую он бился,
проливал кровь. Человека безупречного мужества и
редкого обаяния, умницу и надежного друга
подвергали оскорблениям, на него клеветали с
трибун, с газетных и журнальных страниц. Вынуждая
покинуть родную землю, исхоженную вдоль и
поперек.
Перебравшись во Францию, душой он оставался с
киевскими и московскими друзьями. С
фронтовиками, хранившими память о войне.
Виктор Некрасов выступал на радио “Свобода”,
стараясь не пропустить ни одной литературной
новинки в московских журналах. Писал “Маленькую
печальную повесть”. Последнюю свою прозу.
Мы прочли ее, когда его уже не было. Он скончался 3
сентября 1987 года. 4 июня 2001 года ему бы
исполнилось 90 лет.
Перефразируя цитату, приведенную в начале
заметок, скажу: таких было мало, очень мало, но
они, эти вчерашние фронтовики, противостояли
системе лжи, насилия и предательства. Забывать о
них – величайший грех.
В.КАРДИН,
член Союза писателей по рекомендации В.НЕКРАСОВА
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|