Чудесен мир с рекой и тишиной...
Кинематографические уроки Победы
Антифашизм стал общим стилем жизни во
время Второй мировой войны и на многие годы после
нее для всех тех, кто был свободен сам и ценил
чужую свободу. И обладал тем, что именно в эти
годы сформулировал Борис Пастернак в “Докторе
Живаго”, – дворянским чувством равенства со
всеми, живущими на земле. Приоритет этого стиля в
искусстве и особенно в кинематографе повлиял
даже на политику. Жестокий парадокс, сочетающий
понятия войны и мирового события “мировая
война”, сокрушившего преграды между странами и
народами, проявился в новых течениях советского
кино.
Кинематограф “оттепели” был конечно же
инспирирован духом антифашизма, фронтового
братства и свободы больше, чем самыми смелыми
откровениями бывших соратников Сталина о
“культе личности”. Ведь именно война вернула
первоначальное значение словам “герой” и
“патриотизм”, “друг” и “враг”, “милосердие”
и “человек”.
Григорий Чухрай и Яков Сегель, Петр Тодоровский и
Игорь Николаев снимали разные фильмы, и снимали
их по-разному, но очередная смена оптики в кино
произошла благодаря их военному опыту. Открытие,
сделанное в литературе “потерянным поколением”
Эрнеста Хемингуэя после Первой мировой войны,
было повторено в кино после Второй мировой.
Человек одинок, беззащитен и чувствителен к боли,
поэтому нет ничего надежнее другого человека,
способного испытывать те же чувства, способного
к сочувствию, верного и отважного. Человек и
качество человечности стали главным предметом
внимания в новом кинематографе.
Впрочем, и те, кто не был солдатом, но жил внутри
этой мировой войны, как Иона в чреве кита (недаром
этот библейский образ неоднократно использован
именно для определения состояния человека,
живущего на территории войны), приобрели опыт,
который позволил им воспринимать этот новый
взгляд на мир. Как в первых шедеврах Гриффита, а
потом Эйзенштейна, на экран вышел главный герой
ХХ века – хор. На этот раз стали видны лица,
интересные, неповторимые, обыкновенные.
Послевоенный кинематограф длился долго. Словно
постепенно высвобождались впечатления войны,
осмысливался и переосмысливался ее опыт. Это был
живой процесс, рост и развитие искусства кино,
кинематографистов и зрителей. Итальянский
неореализм, кино разоренной, проигравшей страны,
но победившего народа, бедный кинематограф,
покоривший мир, воспринимался не только новым
стилем в кино, но прежде всего воплощением
антифашизма. Сам термин “фашизм”, обозначавший
сугубо национальное движение в Италии, давно уже
утратил свой узкий смысл и стал расширенным
синонимом ксенофобии, мракобесия, тоталитаризма,
жестокосердия и духовной тупости.
Уже в фильмах, снятых во время войны, когда
агитационная острота исключала психологическую
тонкость, появлялись художественно точные
образы этого нового зла. Как в фильме Марка
Донского “Радуга”, где нестрашный вроде бы
дядька-немец пугает допотопным ружьем
крестьянских ребятишек, а потом стреляет-таки в
глупенькую кукушку, выглянувшую из своего окна
на часах. И это страшнее убийства, потому что он
делает это с бессмысленным смехом, но методично.
Человечество столкнулось со злом, победа над
которым потребовала объединенных усилий,
напряжения сил и великих жертв. Теперь оно
собиралось рассмотреть и запомнить героев. До
злодеев очередь дойдет позже. Здесь же, в
кинематографе Победы, ими почти не интересуются.
Здесь царят герой и его подвиг. Диапазон – от
документализма Виктора Некрасова до романтизма
Булата Окуджавы. Еще и еще раз, как это было, –
прямо на танк или в атаке, среди разрывов
снарядов, вытащил раненого друга. Ничего
особенного, потому что “все они герои”.
Интересно, что в фильмах фронтовиков война –
рутина, надоевший тяжелый труд. Чудесен же мир с
травой, рекой и тишиной. Прекрасны человеческие
лица и простые занятия людей, когда они пишут
письма, тихо поют, чинят одежду или экономно едят
из котелка.
Кинематограф Победы – лучший памятник тем, кто
ее обеспечил, – победителям. Но еще и сеанс
психоанализа, потому что всякая война, в том
числе и справедливая оборона Отечества,
разрушительна для человеческой психики. Она
снимает запреты, без которых человеческая
личность становится уязвимой для зла. Так, в
образе разрушенного храма проявляется душа
маленького Ивана в первом фильме Андрея
Тарковского “Иваново детство”, душа, в которой
ненависть к врагу выжгла даже мир детства,
поместив в самый райский сон о нем обугленное от
огня дерево.
Устойчивость к злу, к его проникновению в кровь –
важнейшее противоядие, которое дал великий
кинематограф Победы. Героизм и верность, но и
непобедимая доброта объединяют юного Алешу в
фильме Григория Чухрая “Баллада о солдате” и
старого кахетинца в фильме Резо Чхеидзе “Отец
солдата”, героев фильма “Летят журавли”
Михаила Калатозова, “Дом, в котором я живу” Льва
Кулиджанова и Якова Сегеля, “Женя, Женечка и
катюша” Владимира Мотыля и еще многих других,
где открытия послевоенного кино стали нормой.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|