Человек застраивает небо
Подходит к концу эпоха мегаполисов,
расползающихся вширь. Город будущего, похоже,
будет помещаться в одном-единственном, но очень
высоком здании
Город неприветлив. Белесым, выцветающим
вечером здесь темно от машин. Улица застыла, как
зимняя река. Кажется, можно провести в авто всю
ближайшую ночь. Машина, в которой я еду
пассажиром, наверное, так и не доберется от
Полянки до Тверской.
Пробка. Городские артерии закупорены. Столица
умирает от дряхлости. Хмурые пешеходы неожиданно
улыбаются, поглядывая в нашу сторону. Попрошайки,
зная, что нам некуда деться, долго и нудно требуют
плату. Светофор исправно вспыхивает, но очередь
не сдвигается ни на йоту. Лишь какие-то
счастливцы в своих “шестисотых” обгоняют нас по
тротуару, распугивая растерянных зевак. В эти
минуты хочется бросить красноватую крепость на
колесах и скрыться в метро. Или же, не оставив
камня на камне от города, все перестроить заново.
Моими устами твердил бы жалобы любой житель
мегаполиса – огромного города, превращающего
нашу жизнь в тупик, а топографию в лабиринт. О
Москва, Москва! Куда, как восклицал когда-то
Василий Аксенов, “клонится индифферент твоих
посягательств”?
Вдаль!
Сейчас города стремительно расширяются за счет
своих пригородов. Они пожирают поля и леса,
прежде их окружавшие. Они вырастают среди степей
и пустынь, поглощая и эти безлюдные прежде
пейзажи. Однако этот процесс имеет свои “пределы
роста”. Каждый крупный город окружен россыпью
спутников. Постепенно они сливаются, превращая
цветущий некогда край в один безликий
индустриальный пейзаж. Нечто подобное мы уже
наблюдаем в развитых странах Европы, где улицы
одного города готовы перетечь в улицы другого. Да
и Москва, как огромная неуклюжая черепаха, ползет
навстречу крохотным своим подобиям, рассеянным
за Кольцевой.
В этих переменах мало радостного. Мегаполисы
постепенно удушают природу. Дальнейший их рост
обернется катастрофой. Нашу жизнь можно сравнить
с жизнью рыб в давно отравленной реке. Мы вроде бы
привыкли к кислотным дождям, ядовитому смогу и
черным хлопьям снега. Мы не замечаем, что вся
среда давно и безнадежно больна. Мы отдаем дань
этой беде. Миллионы наших современников умирают
от рака и сердечно-сосудистых заболеваний –
“болезней злокачественной среды”. Пока еще мы
пребываем в каком-то равновесии с ней, но со
временем загрязнение природы достигнет
критической отметки, и мы стремительно начнем
гибнуть.
Что ж, остается сделать логический вывод. Дальше
так расширяться нельзя. Города могут спокойно
расти лишь в двух направлениях. Испещрив до
предела всю сушу, они остановятся на берегу двух
океанов: водного и воздушного.
Итак, лозунг меняется. “Ввысь!” Со временем
большинство людей переселятся в небоскребы.
Каждый из них вместит в свое чрево целый
современный город.
Путь ввысь человечество начало искать еще в XIX
веке. В 1902 году самым высоким зданием мира стал
небоскреб высотой примерно 87 метров, построенный
в Нью-Йорке. За столетие рекорд подрос почти на
четыре сотни метров. Сейчас его удерживают
Петронас Тауэрс – башни-близнецы, возведенные
несколько лет назад в столице Малайзии. Их высота
452 метра. Они напоминают две взметнувшиеся вверх
ракеты, соединенные двухэтажным мостом, лежащим
в 160 метрах от земли. В это 88-этажное здание,
построенное всего за четыре года, перебрались
служащие государственной нефтяной компании
“Petronas”. А ведь еще пятнадцать лет назад, на заре
советской перестройки, самым высоким
сооружением в Куала-Лумпуре был флагшток,
уходивший в небо на 170 метров. Теперь, за минувшие
годы, здесь появился целый ряд зданий высотой от
тридцати до пятидесяти этажей. Такого обилия
небоскребов не встретишь ни в Майами, ни во
Франкфурте, ни в Мельбурне. Воздвигли здесь и
свою телевизионную башню высотой 421 метр.
Все эти стройки обеспечивают заработком
и едой множество людей. В канун кризиса 1998 года в
Малайзии практически не было безработицы. На
законных основаниях здесь трудились и около
миллиона иностранцев, в том числе
мастера-отделочники из Узбекистана. И еще около
миллиона человек работали нелегально. А ведь в 1985
году здешняя экономика пребывала в полном
упадке. За минувшие полтора десятилетия наша
страна и Федерация Малайзия развивались в
противоположных направлениях. Даже телебашня у
нас “уменьшилась в высоте”. Что уж говорить о
небоскребах?
В 2005 году в Бразилии, в городе Сан-Паулу,
вознесется “экологический небоскреб” высотой
510 метров, своим обликом напоминающий пирамиду.
Его стены покроют фотогальваническими
элементами, что будут вырабатывать ток. Снаружи
расположат резервуары для сбора дождевой воды.
Если ее очистить, пропустив через фильтры,
запасов воды хватит на 25 тысяч человек. Здание
будет окружено садами, прудами, фонтанами. Оно
окажется словно бы среди леса. Полагают, что жара
в центре Сан-Паулу благодаря такой планировке
снизится в среднем на два градуса. “Человек
должен жить в гармонии с природой” – такой девиз
выдвигают бразильские архитекторы.
Их китайские коллеги стремятся к рекордам. В
Шанхае строят Всемирный финансовый центр.
Планируемая высота – 460 метров. На Тайване
появится свой финансовый центр – 508 метров. В
Гонконге и вовсе планируют возвести новую
“вавилонскую башню”. Она взметнется на 1128
метров. На этом фоне скромно смотрятся планы
европейцев. В Милане готовятся строить небоскреб
высотой каких-то 310 метров. Итак, города Запада и
Востока превращаются в скопище бетонных игл,
неуклюжих пирамид, пузатых башен.
Экономисты скажут, что дороговизна земли
заставляет архитекторов “застраивать воздух”.
Футурологи отметят всю перспективность этой
затеи.
Переселившись в небоскребы, горожане вырвутся из
пелены удушливых выхлопных газов, окутавшей
нижние этажи города. Они променяют утомительные
вояжи на автомобиле, который вечно стоит в пробке
и только коптит небо, на поездки в скоростном
лифте, готовом моментально доставить их из
“офиса” на 93-м этаже в театр на пятнадцатом или в
ресторан, что приютился на “седьмом небе”, то
бишь на сто тридцать пятом этаже. Огромные дома
станут для их обитателей и жилищами, и служебными
помещениями, и местом развлечений и отдыха.
Жители Москвы, привыкшие к переполненным линиям
метро и обширным, вялотекущим потокам машин, лишь
позавидуют этим “домоседам”.
Строительство небоскребов выведет города из
экологического тупика. Однако тут есть и свои
проблемы. Касаются они прежде всего психологии.
Человек окончательно выпадает из пейзажа,
бросавшего своеобразный отблеск на всю его жизнь
и придававшего ему природное величие. Теперь он
превращается в крохотного муравья, похожего на
тысячи других и снующего в своем мрачном,
непомерном “человечнике”.
Две опасности преследуют и изнуряют психику
современного горожанина. Рядом с нами
непрестанно присутствует толпа – “зверь
столикий и стоокий”. И в то же время каждый из нас
в этой толпе чувствует себя одиноким, потерянным.
Перебравшись в грандиозные “дома-города
улучшенной планировки”, мы вряд ли избавимся от
этих неприятных чувств. На огромных сценах лишь
острее ощущается наша потерянность и
ничтожность. Здания будущего, изменив наш быт и
среду обитания, не решат исконной проблемы,
одолевающей человека, который вот уже многие
тысячи лет пытается найти хоть какое-то
равновесие между “я” и “они”.
По улицам современных городов бродят тысячи
безумцев, пытающихся настойчиво проникнуть в
вашу жизнь, надоедающих вам своими просьбами или
угрозами. В громадных зданиях будущего весь этот
мутный поток чужого безумия или зла, чужой
настойчивости или мольбы будет омывать двери
вашей квартиры, невольно расстраивая ваше
здоровье, заставляя и вас соскользнуть в эту
бездну, где под беззвездной крышей дома, словно в
безвыходном лабиринте, длится и истаивает жизнь.
Другой средой обитания, которую освоит человек,
станет вода. Так, в планах японских архитекторов
значатся искусственные острова. На отмели,
неподалеку от побережья, можно собирать из
отдельных конструкций целые города, в которых
хватит места десяткам тысяч людей. Здесь
появятся жилые дома, школы, учреждения, театры и
даже парки. А вот склады и прочие подсобные
помещения будут вынесены вниз, в подводный этаж.
Это внутренности города, спрятанные от
посторонних взоров и ничем не замутняющие
парадную картину.
Морские волны станут источником дешевой энергии.
На понтонах расположатся вертолетные аэродромы.
А свежий морской воздух! А прогулки на
парусниках! А прекрасные пляжи! По мнению
архитекторов, переселившись на такой остров,
люди уже не захотят возвращаться на Большую
землю.
Стоит подчеркнуть, что все эти “искусственные
миры”, то устремившиеся в небо, то рассекающие
водную гладь, станут средоточием комфорта.
Жилища XXI века будут так же решительно отличаться
от привычных нам каменных раковин, как
современные квартиры от грязных, крохотных
комнаток, в которых обитали люди XIX века.
Важнейшее место в них будет отведено
компьютерным системам. Всем бытом примутся
править они – всевидящие электронные божки. По
звонку будильника они распахнут шторы. Нагреют
воду в ванне. Приготовят завтрак. Подберут
подходящий по сезону комплект одежды. По их
команде пылесос старательно уберет одну комнату
за другой, а электронный календарь составит план
трудового дня.
Одинокая квартира, затерянная посреди
“города-дома”, превратится “в смотр достижений
науки”. Ни на одну минуту здесь не замрет
напряженная жизнь предметов, оживших стараниями
человеческого ума. Но это уже тема других
подробных рассказов – это реалии зарубежных
стран. Мы же теперь лишь горестно разводим
руками, не ведая даже, сумеем ли хотя бы
отремонтировать то, что без особых проблем
играючи построили более тридцати лет назад.
Смеркается. Автомобиль, миновав наконец
Тверскую, едет на север Москвы. В просвете между
домами возникает мрачный, черный профиль
Останкинской телебашни – последнего великого
небоскреба, который мы едва не потеряли.
Сказанное выше, наверное, пока не про нас.
Черепашка-Москва медленно переползает за
Кольцевую, унося за собой, словно шлейф, запах
выхлопных газов. Сотни тысяч горожан, хмурясь от
усталости, толпятся в вагонах метро или скучают в
дорожных пробках. Глаза пассажиров закрываются.
Им снится, что “в том крае, где солнца восход”,
над берегом моря возносится громадная башня,
пронзающая небеса. В ее чреве, никогда не
выбираясь наружу, живут десятки тысяч людей.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|