Когда замыслы рассыпаются на глазах
Две блестящие (без преувеличения)
учительницы – химии и литературы –
познакомились на Соловейчиковских чтениях и
стали время от времени встречаться на посиделках
«Режиссуры урока».
С одним из их разговоров (точнее, кусочком
разговора, и притом на весьма неожиданную тему)
мы решили познакомить читателей.
Антонина. Я помню себя после социоигровых
семинаров. Понахватаешься там идей, приемов – и
все это несешь в класс. Такая обогащенная
приходишь к детям на урок. А там происходит что-то
совершенно другое – то, к чему ты не готова. И все
начинает рассыпаться на глазах. Ты – обогащенная
замыслами, а у тебя в самый ответственный момент
урока громко так и назойливо спрашивают: «Можно в
туалет?» Или пуляться чем-нибудь начинают. И...
затыкаешься со своими замыслами.
Вот и после чтений показалось: вот оно! – все
поняла, ухватила за хвост и сейчас понесу в класс.
Ан нет. Не тут-то было!
Марина. Надо же, а у меня не так бывает.
Несколько лет назад я два месяца ходила на
актерские курсы – три раза в неделю по четыре
часа. При этом у меня каждый день по пять своих
уроков плюс театральный кружок, который я вела
два раза в неделю по два часа. Плюс собственных
двое детей.
И я волокла всю эту безумную нагрузку как
миленькая. Может быть, потому, что находилась в
какой-то другой ипостаси. Просто полет валькирий
какой-то. Дело в том, что на актерских курсах у
меня стало что-то получаться и я стала что-то
понимать. И все, что у меня там получалось, все,
что удавалось подсмотреть, подслушать и понять,
– все это я несла в класс и тут же, по горячим
следам, делала. И у меня опять же получалось!
Антонина. А меня больше вдохновляют не идеи, не
семинары. Меня вдохновляют другие учителя.
Именно учителя. У меня есть некая
профессиональная гордыня практикующего учителя.
Та же, что у рабочего, который уголь добывает. У
меня тоже шахтерская работа. Так вот, я
вдохновляюсь трудом только тех учителей, которые
не устают быть энтузиастами. Такие примеры
подвигают меня не опускаться, не плебействовать,
не становиться поденщиком.
В нашей лаборантской происходят жуткие
разговоры. Сидим мы на 20-минутной перемене пьем
чай. Говорим о чем угодно, только не об учениках.
Полная расслабуха. И когда звенит звонок на урок,
то народ поднимается так тяжело, как будто на
эшафот.
Приходишь на урок – и оказываешься изолирован от
мира пространством класса. Один на один с
учениками! И потом, язык не поворачивается
тревожить чужую душу своими проблемами! Разве
что изредка. Буквально позавчера моя коллега
сказала мне: «Слушай, я больше не могу. Мне этот
учительский труд так осточертел! Так мне
опротивело это вечное противостояние с
учениками. Отчаяние берет».
В чем у меня, как у учителя, точно есть нужда? В
том, чтобы иметь коллег, с которыми можно было бы,
не стесняясь, поговорить о своих болячках.
Выложить всю свою беспомощность. Рассказать о
затыках, об эмоциональных проблемах, собственной
ненужности, бесполезности своего труда. И в этом
смысле я, конечно, страшно завидую тем, у кого
есть такая возможность.
Педсоветы, методические совещания не в счет. Это
формальность, от которой тошнит. Встать бы, уйти,
да никто тебе не позволит. Вот если бы закрыть
глаза, заткнуть уши! Нет, отсиживай положенное
время. А других учительских сборищ у нас нет.
Поговорить не с кем.
Что касается ученых людей, Ершовской лаборатории
театра или «Первого сентября», то это как бы
отдельный, параллельный мир. Который, в общем,
меня, конечно, касается. Но только отчасти. Это
мир полезных педагогических установок. Хорошо,
когда они есть. Но я иногда их в себе не нахожу.
Александра Петровна Ершова – образец этих самых
жизненных установок: оптимизм, несмотря ни на
что; светлое ощущение жизни; никакой мрак не
пускать в душу! А у нас время от времени в душе
полный мрак.
Марина. Ну неужели ни одной родной души рядом
нету? Ведь если есть хотя бы одна – это уже не
мрак. У меня была Алена. Алена Викторовна. После
каждого урока, каждого учебного дня она меня
выслушивала. Вникала в суть моих забот. Или
конфликтов. Расспрашивала. Интересовалась.
Наверное, заодно и про себя что-то понимала.
Вместе со мной смеялась смешному и грустила о
грустном. Со-чувствовала и со-переживала. Хотя я
понимаю, что это дается свыше. Как благодать. И
кому-то она не сразу дается...
Печально, что у вас учителя идут в класс, как на
Голгофу. Может, ты преувеличиваешь? Нет, понятно,
что наш труд титанический. И бывает, идешь на урок
со стесненным сердцем. И бывает, что ты в
растерянности. Даже в отчаянии. Или плохо себя
чувствуешь. Но чтобы идти отбывать срок или на
эшафот – такого не припомню. Как бы все плохо ни
казалось, каждый раз не знаешь, чем это в конце
концов обернется. Глядишь – и хорошее что-нибудь
получится...
Вот ты говоришь: Голгофа. Это с одной стороны. А с
другой – Голгофа – это же спасение!..
Слу-у-ушай, да оно ведь на самом деле так и есть!
На диктофон с разрешения собеседниц
записано Вячеславом БУКАТОВЫМ
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|