Татьяна ФИЛИНА,
учительница МХК
Обещаю: дураками чувствовать себя
не будете!
Как я знакомила коллег с социоигровой
педагогикой
Публикации в “Режиссуре урока”,
знакомство с вашими книгами, уважаемые ведущие
рубрики, заставили меня не только пересмотреть
подходы ко многим своим урокам, но и по-другому
взглянуть на наши чисто педагогические
мероприятия – педсоветы, всевозможные совещания
и семинары.
Обычно они проходят так: час-полтора мы терпеливо
ждем конца, по возможности занимаясь заполнением
журналов, проверкой тетрадей и т.п. Потом
начинаем роптать – разговорчики, перешептывания
и так далее. Наконец мука эта заканчивается:
мероприятие проведено – в умах и сердцах
пустота. Но мы почему-то уверены, что, используя
на своих уроках практически те же методы, мы при
этом учим, даем знания, прививаем навыки и, самое
главное, воспитываем поколение.
Следуя школе “Режиссуры урока”, я подумала,
нельзя ли к нашим взрослым педагогическим
мероприятиям применить элементы социоигрового
стиля. В результате получился такой семинар.
Во вступлении коротко рассказала о книгах, о
рубрике в газете и провела разминку “Руки-ноги”
из “Хрестоматии игровых приемов обучения”,
помня на собственном опыте, что лучше один раз
сыграть самому, чем сто раз услышать, как в это
играли другие.
Как я жалела потом, что у нас не было видеокамеры!
Лица мгновенно преобразились: загорелись глаза,
улыбки, неизвестно куда пропала усталость.
“Теперь вы представляете, что чувствуют наши
ученики в такие моменты?” – спросила я своих
коллег. Это ощущение не передаст ни одна книга –
его надо испытать.
После разминки я предложила каждому участнику
семинара взять фрагмент неизвестного текста и
составить из отдельных фрагментов законченные
по смыслу тексты, создав таким образом несколько
групп. Образовавшиеся группы, сдвинув столы,
организовали для себя место, придумали названия
и записали их на доске.
Затем каждая группа получила текст (это были
отрывки из книги А.П.Ершовой и В.М.Букатова
“Режиссура урока, общения и поведения учителя”).
Группам было предложено подсчитать, сколько
глаголов в их тексте, и записать результат на
доске. А эксперты из соседних команд должны были
проверить правильность ответов.
Вообще, когда я задумала этот семинар, мне
хотелось, чтобы он имел продолжение, чтобы было
несколько встреч, а потом, может быть, обмен
уроками или наблюдениями. Поэтому страшно было
перестараться: перегрузить новой трудной
информацией, переутомить и т.п. Ведь, что греха
таить, учителя – не самые хорошие ученики, потому
что они однажды решили для себя, что все уже
знают. Самый, наверное, распространенный
учительский комплекс – боязнь
продемонстрировать свое незнание или неумение.
Мне так и говорили некоторые учителя, когда я
приглашала их на встречу: “Боюсь плохо выглядеть
в глазах коллег”. А социоигровая педагогика как
раз и создает такие условия, при которых дураков
не будет, а значит, и комплексов тоже. Но одно дело
услышать от кого-то об этом, другое – испытать на
себе.
Вернемся к ходу семинара. Группам было
предложено сформулировать главную мысль
полученного текста, записав ее на листе бумаги.
Затем команды перешли к столам соседей (смена
мизансцены), чтобы познакомиться с их текстом,
выразить свое согласие (несогласие) и внести,
если надо, добавления.
Вновь меняем мизансцену: группы вернулись на
свои места, выбрали двух экспертов и отправили их
в новые команды, для того чтобы они узнали, как
там сформулирована главная мысль отрывка. По
возвращении эксперты рассказали своим группам,
как дела у соседей.
Сколько же в ходе этой работы было веселых
перепалок, серьезных и не очень споров, как ярко и
откровенно проявилась авторитарная, во многом
консервативная позиция одних педагогов
(считающих себя, однако, чуть ли не новаторами) и
гуманная, личностно ориентированная позиция
других.
И вот в тот момент, когда страсти, казалось,
накалились, я предложила командам воплотить
главные мысли их текстов в любом музыкальном или
литературном жанре. В ходе выполнения этого
задания я снова убедилась, какие огромные
резервы таят в себе наши педагоги, сколько в них
творческого потенциала и нереализованных
возможностей.
Обобщали все увиденное и сделанное уже за чаем.
Строили планы будущих встреч. Некоторые делились
замыслами будущих уроков. В очередной раз я
убедилась, что социоигровая педагогика способна
вдохнуть жизнь даже в самых разочарованных
учителей.
Есть во всем этом одно но. Ведь теперь все наши
педагогические собрания видятся мне иначе, и,
скучая на очередном из них, я невольно утопаю в
фантазиях: как все это выглядело бы в
социоигровом стиле.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|