Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №32/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

Татьяна ФИЛИНА,
учительница МХК

Обещаю: дураками чувствовать себя не будете!

Как я знакомила коллег с социоигровой педагогикой

Публикации в “Режиссуре урока”, знакомство с вашими книгами, уважаемые ведущие рубрики, заставили меня не только пересмотреть подходы ко многим своим урокам, но и по-другому взглянуть на наши чисто педагогические мероприятия – педсоветы, всевозможные совещания и семинары.
Обычно они проходят так: час-полтора мы терпеливо ждем конца, по возможности занимаясь заполнением журналов, проверкой тетрадей и т.п. Потом начинаем роптать – разговорчики, перешептывания и так далее. Наконец мука эта заканчивается: мероприятие проведено – в умах и сердцах пустота. Но мы почему-то уверены, что, используя на своих уроках практически те же методы, мы при этом учим, даем знания, прививаем навыки и, самое главное, воспитываем поколение.
Следуя школе “Режиссуры урока”, я подумала, нельзя ли к нашим взрослым педагогическим мероприятиям применить элементы социоигрового стиля. В результате получился такой семинар.

Во вступлении коротко рассказала о книгах, о рубрике в газете и провела разминку “Руки-ноги” из “Хрестоматии игровых приемов обучения”, помня на собственном опыте, что лучше один раз сыграть самому, чем сто раз услышать, как в это играли другие.
Как я жалела потом, что у нас не было видеокамеры! Лица мгновенно преобразились: загорелись глаза, улыбки, неизвестно куда пропала усталость. “Теперь вы представляете, что чувствуют наши ученики в такие моменты?” – спросила я своих коллег. Это ощущение не передаст ни одна книга – его надо испытать.
После разминки я предложила каждому участнику семинара взять фрагмент неизвестного текста и составить из отдельных фрагментов законченные по смыслу тексты, создав таким образом несколько групп. Образовавшиеся группы, сдвинув столы, организовали для себя место, придумали названия и записали их на доске.
Затем каждая группа получила текст (это были отрывки из книги А.П.Ершовой и В.М.Букатова “Режиссура урока, общения и поведения учителя”). Группам было предложено подсчитать, сколько глаголов в их тексте, и записать результат на доске. А эксперты из соседних команд должны были проверить правильность ответов.
Вообще, когда я задумала этот семинар, мне хотелось, чтобы он имел продолжение, чтобы было несколько встреч, а потом, может быть, обмен уроками или наблюдениями. Поэтому страшно было перестараться: перегрузить новой трудной информацией, переутомить и т.п. Ведь, что греха таить, учителя – не самые хорошие ученики, потому что они однажды решили для себя, что все уже знают. Самый, наверное, распространенный учительский комплекс – боязнь продемонстрировать свое незнание или неумение. Мне так и говорили некоторые учителя, когда я приглашала их на встречу: “Боюсь плохо выглядеть в глазах коллег”. А социоигровая педагогика как раз и создает такие условия, при которых дураков не будет, а значит, и комплексов тоже. Но одно дело услышать от кого-то об этом, другое – испытать на себе.
Вернемся к ходу семинара. Группам было предложено сформулировать главную мысль полученного текста, записав ее на листе бумаги. Затем команды перешли к столам соседей (смена мизансцены), чтобы познакомиться с их текстом, выразить свое согласие (несогласие) и внести, если надо, добавления.
Вновь меняем мизансцену: группы вернулись на свои места, выбрали двух экспертов и отправили их в новые команды, для того чтобы они узнали, как там сформулирована главная мысль отрывка. По возвращении эксперты рассказали своим группам, как дела у соседей.
Сколько же в ходе этой работы было веселых перепалок, серьезных и не очень споров, как ярко и откровенно проявилась авторитарная, во многом консервативная позиция одних педагогов (считающих себя, однако, чуть ли не новаторами) и гуманная, личностно ориентированная позиция других.
И вот в тот момент, когда страсти, казалось, накалились, я предложила командам воплотить главные мысли их текстов в любом музыкальном или литературном жанре. В ходе выполнения этого задания я снова убедилась, какие огромные резервы таят в себе наши педагоги, сколько в них творческого потенциала и нереализованных возможностей.

Обобщали все увиденное и сделанное уже за чаем. Строили планы будущих встреч. Некоторые делились замыслами будущих уроков. В очередной раз я убедилась, что социоигровая педагогика способна вдохнуть жизнь даже в самых разочарованных учителей.
Есть во всем этом одно но. Ведь теперь все наши педагогические собрания видятся мне иначе, и, скучая на очередном из них, я невольно утопаю в фантазиях: как все это выглядело бы в социоигровом стиле.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru