Зачем ты любишь кошку?
Вроде бы неуместный вопрос для урока
литературы, но понимание порой начинается именно
с неуместных вопросов
1. Работа учительницы Елены
Витальевны
– Ребята, сегодня мы с вами поговорим о
письме Татьяны Лариной к Евгению Онегину.
Скажите, как вы думаете: для чего Александр
Сергеевич Пушкин, человек, как известно,
чрезвычайно умный, воспитанный, так вот запросто
отдает нам глубоко личное письмо молодой девушки
ее возлюбленному? Зачем он это сделал?
– Может, чтобы показать, что Татьяна влюбилась?..
– Хотел похвастаться знанием женской души?
– Ему надо было набрать нужное число строк в
романе!
– Денег получить больше!
– Издатель потребовал!
– Ему в молодости такое же письмо дама написала,
он не вытерпел и решил с нами поделиться!..
– Идей много, только все неправдоподобные.
Давайте попробуем иначе. Валя, зачем ты общаешься
с друзьями?
– Чтобы было интересно…
– Костя, зачем ты дышишь?
– Чтобы жить!
– Аня, зачем ты посещаешь музеи?
– Чтобы стать образованным человеком.
– Петя, ты зачем ходишь в церковь?
– Чтоб спастись…
– Молодцы. Соня, зачем ты любишь своих мать и отца?
Пауза. Длинная пауза.
– Трудный вопрос?
Тишина…
– Ребята, вопрос ко всем, к каждому: зачем ты
любишь твоих родителей?
– Чтоб не ругали…
– Саша, чтоб не ругали? Ясно, а кого ты еще любишь?
– Кошку мою люблю.
– Саша, зачем ты любишь кошку?
Звонок с урока.
– Ребята, вот ваше домашнее задание: найти ответ
на этот вопрос. Кто хочет, запишите ответ и сдайте
мне, чтоб к следующему уроку я прочла ваши мнения.
2. Домашняя работа ученицы Кати
Уважаемая Елена Витальевна, я весь вечер
думала, зачем я люблю всех, кого люблю, и не нашла
ответа. Понимаете, я знаю почему; знаю как, когда и
знаю даже чем. Но зачем?..
Кошка любит своих котят, а они ее – просто так.
Нет пользы от этой любви. Польза есть от работы,
от заботы, от усилий. А от любви – вроде бы нет. Я
люблю жизнь: зачем? Просто я так устроена. Я не
верю, что Петя ходит в церковь, чтоб спастись, что
Аня бывает в музеях ради образования. Просто они
или любят там бывать, или их заставляют; а про
спасение и ученость говорят вокруг, вот они и
запутались сами в себе.
Я думаю, каждый человек любит и «зачем» как-то не
подходит сюда. Елена Витальевна, вы не обижайтесь,
пожалуйста, но, по-моему, вы чего-то не понимаете в
жизни: не все в ней нужно и можно использовать.
Если я ко всему, что люблю, буду приглядываться с
точки зрения пользы, то когда польза исчезнет,
где будет моя любовь?
Зачем Татьяна пишет Евгению, зачем Пушкин
говорит об этом, зачем светит солнце, зачем я
люблю моих родителей? Мне кажется, это то же самое,
что спросить: «Ты куда стоишь?» или «Как она вчера
поедет?» Это несогласованность, нелепость.
Татьянино письмо – это не письмо, это вся Татьяна.
Она пишет не «зачем», она не может не писать.
Неужели вы не слышите, Елена Витальевна, что вся
ее внутренняя жизнь – в этом письме? Если б она
писала «зачем», то сразу поняла бы, что Евгений не
поймет и не оценит, что он – не тот, кто мог бы
понять. Но она пишет – себя, это ее душа пишет, а у
души не бывает умысла. Она высказывается –
просто от мучения и тревоги, от любви.
И Пушкин: вы и вправду думаете, что он нам письмо
передает? Я думаю, ни в коем случае. Речь тут не о
письме, не о выгоде, не о целях. Я почти слышу, как
Пушкин говорит мне: «Вот жизнь души без выгоды,
жизнь души, не привыкшей рассчитывать, управлять
и использовать, но живущей в мире, где все это
принято и считается достоинством. Она свободна,
но судьба ее тяжела и печальна». Пушкин говорит
об этом не для меня, не для вас, без выгоды, а, как и
Татьяна, он не мог не написать, потому что сам
дышит такой жизнью, сам, мне кажется, болеет этим
противоречием.
Извините меня, Елена Витальевна, если что-то в
моем письме показалось вам резким или обидным
для вас, но мне так не нравится, когда вы просите
нас найти выгоду в творчестве, в любви, в самой
жизни!..
Простите.
P.S. У меня за стеной сейчас соседи бьют своего
сына-второклассника – кажется, за плохое
поведение. Вот это точно они делают для выгоды,
для своего спокойствия… Но это – не любовь, я
слышу!..
До свидания,
Елена Витальевна.
С уважением, Катя
3. Начало уроков литературы
– Здравствуйте, ребята, садитесь,
пожалуйста. Я прочла ваши сочинения, ваши письма,
ваши ответы. Я благодарна вам за них, потому что
все вы сказали больше умного, чем я могла бы
сказать за десяток уроков.
Я думаю, что мне было бы полезно и впредь знать
ваши искренние мнения не меньше, чем вам – мнения
друг друга и мое. Поэтому я предлагаю в будущем
проводить уроки литературы в виде семинаров, на
которых мы с вами будем обмениваться нашими
соображениями, впечатлениями, чувствами
относительно различных произведений.
Оцениваться будет только степень продуманности
проблем, осмысленности отзывов. Совместное
обсуждение всеми участниками семинара оценок –
в конце каждого урока. Кто согласен?.. Единогласно.
Итак, сегодняшний семинар: как могло так
сложиться, что умный, образованный и талантливый
Евгений Васильевич Базаров погибает, именно
заразившись от умершего уже человека?
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|