Москва – еще не Россия
И провинциальная школа может и должна
быть не хуже центральной!
На заре перестройки я назвал свою книжку
о сельских педагогах-новаторах «В воспитании нет
провинции». Полтора десятка лет спустя я думаю,
что, может быть, это верно применительно к
новаторам, но относительно России в целом – нет.
Есть очень жесткое административное и
культурное деление страны, как в Древнем Риме, на
столицу и провинцию, центр и периферию, и чем
дальше от центра, тем третьестепенней, так что
деревеньку с маленькой школкой, как комарика,
прихлопнуть можно. А с кем считаться, что там
есть-то, на периферии?
Поражает, как легко иные губернские соглашаются
с любыми решениями Москвы, даже, бывает, бегут
впереди паровоза, торопясь ликвидировать
деревенские школы. Но, превращая село в
периферию, маленький городок сам становится
периферийным, заштатным для города побольше – и
так, глядишь, опять станет, как прежде: с одной
стороны, МГУ с тремя процентами сельских
абитуриентов, а с другой – все остальное.
Но в мире, господа модернизаторы, нет ни одной
развитой страны, которая бы строила жизнь и
образование таким унизительным, крепостническим
образом. Везде стремятся к полицентризму,
многоцентровости культуры. Провинциальная школа
в Кристиансанде ничем не уступает той, что в Осло.
Сорок инновационных образовательных центров
маленьких Нидерландов посеяны по всей стране,
больше половины – в сельской местности. В
особенно любимой российскими властями Германии
не только университеты – все правительственные
структуры рассредоточены по разным землям.
И дело не в размерах страны. Сто с лишним лет
система образования России делилась на учебные
округа, строившиеся вокруг университетских
городов: Санкт-Петербургский, Казанский,
Московский, Харьковский… При Александре I, когда
была основана эта система, во главе каждого
округа стоял известный университет, имевший
большую автономию и свободу, за ним – гимназия,
за гимназией – уездное училище, за ним –
приходское. Каждая ступень являлась
подготовительной для последующей и открывала
доступ наверх. Эта была первая, довольно
либеральная единая школа – единая в смысле
доступности, а не одинаковости: шесть, а позднее 12
учебных округов – культурных центров России –
стремились ни в чем не уступать друг другу. И не
уступали. Математик Лобачевский – из Казани.
Хирург и педагог Пирогов – из Одессы. В разгар
Первой мировой войны, когда проходила знаменитая
«игнатьевская» реформа образования, российские
города соревновались за право открывать высшие
учебные заведения. «Новый символ русской жизни –
«хвосты» в больших городах, – писали газеты, –
наблюдаются теперь не только у сахарных и мясных
лавок…»
Да и на селе было то же самое. Достаточно
посмотреть расстановку сил, которые в начале
века занимались народным образованием: среди них
тридцать ведомств, земства, кооперативы, тысячи,
десятки тысяч обществ, союзов, частных
предпринимателей…
Это было настолько закономерным, так отвечало
жизни, что даже когда ее до основания разрушили,
еще долго оставались следы – удивительные
«культурно-педагогические гнезда», созвездия
имен, народных учителей, обнаруживавшихся в
советское время то на Украине, то в Коми,
устойчиво региональный передовой опыт –
ростовский, липецкий, ставропольский,
необыкновенные школы: какую ни копнешь, а в ней
университетский преподаватель или выпускник…
Когда стало в России ненадолго свободнее жить,
удивительно – все эти разрушенные
культурно-исторические механизмы стали опять
было воспроизводиться в новых формах:
регионализации, инновационном учебном округе,
провинциальном университете как центре науки,
культуры и образования…
И посмотрите, за каких-нибудь десять лет Новгород
– уже не захолустье, Петрозаводск – не
периферия…
Помню, как странно было, попав впервые за кордон,
искать и не находить в европейских столицах
аналога улицы Горького и Красной площади. Даже в
столице, крупном городе, не было единственного
центра. А Нью-Йорк, говорят, не Америка.
А Москва – еще не Россия…
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|