Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №32/2001

Первая тетрадь. Политика образования

На уровне фактов...

Качество образования сельских школьников в условиях социальных перемен.
Материалы исследований 1993–2000 гг.

Мы давно уже спорим о том, какой быть сегодняшней сельской школе. Но иногда кажется, что все эти наши московские разговоры имеют под собой только одну основу – наши собственные эмоции. Вот почему мы решили опубликовать сегодня фрагменты материалов многолетних комплексных исследований научно-методического Центра сельской школы Российской академии образования. Давайте сопоставим цифры и собственные наши соображения. Давайте попробуем разговаривать на языке фактов.

1. Исследование состояния, условий деятельности школ, качества обучения в период социальных перемен проводилось сотрудниками Центра (лаборатории) сельских школ ИОСО РАО в 1993–1997 гг. и повторно по тем же параметрам в 1999–2000 гг., что позволяет с определенной степенью уверенности говорить о достоверности результатов, выводов.

2. База исследования: сельские школы Алтайского, Бийского, Павловского районов Алтайского края, Корочанского и Грайворонского районов Белгородской области, Орловского и Мценского – Орловской области, Елецкого – Липецкой области, Пензенского района – Пензенской, Орехово-Зуевского и Щелковского – Московской области Российской Федерации.

3. Методы исследования: наблюдение учебно-воспитательного процесса (учебные занятия, факультативы, экскурсии, предметные недели и т.п.); анализ результатов тестовых контрольных и проверочных работ; анализ результатов срезов диагностических работ; беседы с учениками, учителями начальной, основной, средней школы и преподавателями СПТУ; сопоставление; ретроспекция; экспертиза.

4. Источники исследования: школьная документация; итоговые документы ОНО; диагностические карты по предметам: математике, русскому языку, истории, географии, составленные учителями сельских школ; данные районных и областных олимпиад; информационные данные методических служб ОНО; психолого-педагогические публикации; аналитические сборники Центра оценки качества образования; устные ответы учащихся сельских школ.

5. Свыше 70% всех населенных пунктов России расположено в сельской местности: это села, станицы, деревни, аулы. Поселки городского типа, по существу, мало чем отличаются от сел, поэтому 70% – цифра явно уменьшенная. В сельской местности проживают около 30% населения России, заметно увеличившегося за счет мигрантов и вынужденных переселенцев.

6. В сельской местности функционирует около 46 тысяч школ, в них обучаются 6355 тысяч учащихся и работают 693 тысячи учителей – соответственно 30% и 42% от общего числа учащихся и учителей России.

7. Условия функционирования сельских школ.
Социальные перемены, происходящие в России в последнее десятилетие, затронули все стороны деятельности школы как единственного социального института, связанного со всеми слоями населения.
К позитивным переменам сельское учительство относит:

– возможность каждой школы строить свою программу развития, в которой учитываются потребности, предпочтения, ожидания социума, ребенка, его родителей, учителей;
– возможность создания и реализации “собственного” школьного учебного плана;
– возможность разработки и реализации авторских программ;
– возможность (часто в теории!) выбора той или другой учебной программы и учебника;
– возникновение в сельской местности общеобразовательных учебно-воспитательных учреждений повышенного уровня: гимназий, лицеев, экспериментальных площадок федерального статуса;
– возобновление детско-юношеских спортивных школ и соревнований типа “Кожаный мяч”, “Золотая шайба”;
– возобновление активной работы станций юных натуралистов, юных техников, туристов с выходом на сельские малые школы;
– повсеместное обращение к ценностям народной культуры, традициям, народной педагогике;
– создание школ с этнокультурным компонентом образования;
– введение в состав содержания образования регионального компонента.

К негативным социальным переменам сельские учителя в первую очередь относят разрушение, уничтожение сельскохозяйственных объединений (совхозов, колхозов, перерабатывающих сырье предприятий), что привело к массовой безработице, расслоению населения, усилило многократно пьянство.
В подавляющем большинстве регионов строительство школьных зданий практически прекращено, сдаются буквально единицы в целых областях, краях. Увеличивается число аварийных зданий: от 7–10% до 12–15% ежегодно; количество школьных зданий, требующих капитального ремонта, колеблется от 20 до 50%. Устаревает школьная мебель; выработали ресурс аппаратура, приборы, химическая посуда, отсутствуют наглядные пособия.
Невыплата заработной платы, запредельные цены привели к резкому падению жизненного уровня сельского учителя, результатом чего стало вынужденное многократное увеличение личного хозяйства, из подсобного переходящего в натуральное. Последствия этого – существенное сокращение времени на подготовку к урокам, проведение внеклассной работы, на изучение психолого-педагогической литературы.
Отсутствие денежных средств заставляет учителя отказываться от приобретения новой методической литературы, учебников, от привычной ранее подписки на предметные методические журналы, центральные и даже областные газеты. Стали практически невозможными поездки в музеи, театры, социально-культурная сфера сужается.
Моральное и физическое здоровье учителей вызывает тревогу: многократно увеличилось число сердечно-сосудистых, нервных, легочных заболеваний. Информация о социальных реформах села в образовании, особенно в части ликвидации малокомплектных школ, доходящая от депутатов-аграриев и из теленовостей, усиливает состояние обиды за детей, страну, тревоги и неуверенности в будущем.
Состояние неудовлетворенности усиливает и противоречие между широко декларируемыми вариативными учебниками (список перевалил за 1000!) и имеющимися в наличии.

8. Состояние общеучебных умений сельских школьников
Исследовались общеучебные умения чтения, математики.
Первые классы (1–4), как правило, достигают нормы 25 слов в минуту. Примерно одна треть обследованных читают со скоростью 35–40 слов в минуту. Однако количество первоклассников, читающих побуквенно и по слогам, около 15%.
При такой скорости и способе чтения проверка осмысленности, понимания прочитанного лишается смысла. Дети могут ответить лишь на один вопрос: о ком (о чем?) прочитал? Выпускники начальной школы (1–3, 1–4) также достигают заданной программами скорости чтения (вслух) 90–100–120 слов в минуту. Скорость чтения про себя практически не отличается от чтения вслух.
Понимание художественного текста вполне удовлетворительное, существенно превышает понимание научно-популярного.
В 6–7 классах проверка скорости чтения и понимания прочитанного проводилась на материалах учебников биологии и географии, изученных ранее. Результаты удручающие: лишь около 30% школьников читают со скоростью 120–150 слов/мин., 35% – 90–100, 17% – 70–85, 18% – от 50 до 70 слов в минуту. Понимание изученных текстов учебника не превышает 72–75%.
Причины подобного неудовлетворительного качества важнейшего общеучебного умения:

– заниженные требования к нормам чтения (см. федеральные программы для начальной школы), не обеспечивающие возможность освоить на уровне прочтения объемный учебный материал в основной школе;
– прямая и опосредованная через методики ориентация учителей начальных классов на овладение детьми лишь способом «чтение вслух»;
– обучение детей чтению по традиционной – «от элемента» методике при наличии природосообразных технологий обучения чтению;
– преобладание словесных методов над методами самостоятельной работы, работы с текстом, что приводит к устойчивой привычке учиться с голоса.

Процент учащихся, достигших уровня обязательной математической подготовки, колеблется от 60 до 70%; имеющих прочную базовую математическую подготовку – от 30 до 45%.
Общий недостаток – большая трата времени на чтение задания и трудности понимания несколько измененных в сравнении с привычными формулировок.
Качество подготовки сельских школьников по физике, истории (9 класс), географии (8 класс) характеризуется следующими показателями:

– хорошее знание фактов, дат, хронологии, формулировок законов (репродуктивных знаний);
– слабое владение понятийным аппаратом, языком предмета;
– низкий уровень установления взаимосвязей и взаимозависимостей, причинно-следственных связей;
– несформированность умений работы с текстами документов;
– несформированность умений получения информации из разных ее источников;
– неумение связывать теоретические знания с практическими потребностями.

9. Важнейшие педагогические причины установленного уровня качества образования:

– уровень владения учителями села содержанием образования, обеспечивающий поступательное движение развития и образования детей;
– уровень владения современными педагогическими технологиями обучения;
– недостаточная информированность о педагогических и методических новшествах, предлагаемых педагогической и методической науками;
– разрушение методической службы в регионах;
– отсутствие поурочных методических разработок, необходимых начинающим учителям;
– отсутствие специально для сельских школ созданных учебных программ и пособий для учащихся.

Проведенное исследование не исчерпало проблему полностью. Следующий этап может быть связан с созданием программ и учебников для сельских школ, способствующих повышению качества образования.

Руководитель
Центра сельской школы ИОСО РАО
Галина Суворова

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru