На уровне фактов...
Качество образования сельских
школьников в условиях социальных перемен.
Материалы исследований 1993–2000 гг.
Мы давно уже спорим о том, какой быть
сегодняшней сельской школе. Но иногда кажется,
что все эти наши московские разговоры имеют под
собой только одну основу – наши собственные
эмоции. Вот почему мы решили опубликовать
сегодня фрагменты материалов многолетних
комплексных исследований научно-методического
Центра сельской школы Российской академии
образования. Давайте сопоставим цифры и
собственные наши соображения. Давайте попробуем
разговаривать на языке фактов.
1. Исследование состояния, условий
деятельности школ, качества обучения в период
социальных перемен проводилось сотрудниками
Центра (лаборатории) сельских школ ИОСО РАО в
1993–1997 гг. и повторно по тем же параметрам в 1999–2000
гг., что позволяет с определенной степенью
уверенности говорить о достоверности
результатов, выводов.
2. База исследования: сельские школы
Алтайского, Бийского, Павловского районов
Алтайского края, Корочанского и Грайворонского
районов Белгородской области, Орловского и
Мценского – Орловской области, Елецкого –
Липецкой области, Пензенского района –
Пензенской, Орехово-Зуевского и Щелковского –
Московской области Российской Федерации.
3. Методы исследования: наблюдение
учебно-воспитательного процесса (учебные
занятия, факультативы, экскурсии, предметные
недели и т.п.); анализ результатов тестовых
контрольных и проверочных работ; анализ
результатов срезов диагностических работ;
беседы с учениками, учителями начальной,
основной, средней школы и преподавателями СПТУ;
сопоставление; ретроспекция; экспертиза.
4. Источники исследования: школьная
документация; итоговые документы ОНО;
диагностические карты по предметам: математике,
русскому языку, истории, географии, составленные
учителями сельских школ; данные районных и
областных олимпиад; информационные данные
методических служб ОНО;
психолого-педагогические публикации;
аналитические сборники Центра оценки качества
образования; устные ответы учащихся сельских
школ.
5. Свыше 70% всех населенных пунктов
России расположено в сельской местности: это
села, станицы, деревни, аулы. Поселки городского
типа, по существу, мало чем отличаются от сел,
поэтому 70% – цифра явно уменьшенная. В сельской
местности проживают около 30% населения России,
заметно увеличившегося за счет мигрантов и
вынужденных переселенцев.
6. В сельской местности функционирует
около 46 тысяч школ, в них обучаются 6355 тысяч
учащихся и работают 693 тысячи учителей –
соответственно 30% и 42% от общего числа учащихся и
учителей России.
7. Условия функционирования сельских
школ.
Социальные перемены, происходящие в России в
последнее десятилетие, затронули все стороны
деятельности школы как единственного
социального института, связанного со всеми
слоями населения.
К позитивным переменам сельское учительство
относит:
– возможность каждой школы строить свою
программу развития, в которой учитываются
потребности, предпочтения, ожидания социума,
ребенка, его родителей, учителей;
– возможность создания и реализации
“собственного” школьного учебного плана;
– возможность разработки и реализации авторских
программ;
– возможность (часто в теории!) выбора той или
другой учебной программы и учебника;
– возникновение в сельской местности
общеобразовательных учебно-воспитательных
учреждений повышенного уровня: гимназий, лицеев,
экспериментальных площадок федерального
статуса;
– возобновление детско-юношеских спортивных
школ и соревнований типа “Кожаный мяч”,
“Золотая шайба”;
– возобновление активной работы станций юных
натуралистов, юных техников, туристов с выходом
на сельские малые школы;
– повсеместное обращение к ценностям народной
культуры, традициям, народной педагогике;
– создание школ с этнокультурным компонентом
образования;
– введение в состав содержания образования
регионального компонента.
К негативным социальным переменам
сельские учителя в первую очередь относят
разрушение, уничтожение сельскохозяйственных
объединений (совхозов, колхозов,
перерабатывающих сырье предприятий), что привело
к массовой безработице, расслоению населения,
усилило многократно пьянство.
В подавляющем большинстве регионов
строительство школьных зданий практически
прекращено, сдаются буквально единицы в целых
областях, краях. Увеличивается число аварийных
зданий: от 7–10% до 12–15% ежегодно; количество
школьных зданий, требующих капитального ремонта,
колеблется от 20 до 50%. Устаревает школьная мебель;
выработали ресурс аппаратура, приборы,
химическая посуда, отсутствуют наглядные
пособия.
Невыплата заработной платы, запредельные цены
привели к резкому падению жизненного уровня
сельского учителя, результатом чего стало
вынужденное многократное увеличение личного
хозяйства, из подсобного переходящего в
натуральное. Последствия этого – существенное
сокращение времени на подготовку к урокам,
проведение внеклассной работы, на изучение
психолого-педагогической литературы.
Отсутствие денежных средств заставляет учителя
отказываться от приобретения новой методической
литературы, учебников, от привычной ранее
подписки на предметные методические журналы,
центральные и даже областные газеты. Стали
практически невозможными поездки в музеи,
театры, социально-культурная сфера сужается.
Моральное и физическое здоровье учителей
вызывает тревогу: многократно увеличилось число
сердечно-сосудистых, нервных, легочных
заболеваний. Информация о социальных реформах
села в образовании, особенно в части ликвидации
малокомплектных школ, доходящая от
депутатов-аграриев и из теленовостей, усиливает
состояние обиды за детей, страну, тревоги и
неуверенности в будущем.
Состояние неудовлетворенности усиливает и
противоречие между широко декларируемыми
вариативными учебниками (список перевалил за 1000!)
и имеющимися в наличии.
8. Состояние общеучебных умений сельских
школьников
Исследовались общеучебные умения чтения,
математики.
Первые классы (1–4), как правило, достигают нормы 25
слов в минуту. Примерно одна треть обследованных
читают со скоростью 35–40 слов в минуту. Однако
количество первоклассников, читающих побуквенно
и по слогам, около 15%.
При такой скорости и способе чтения проверка
осмысленности, понимания прочитанного лишается
смысла. Дети могут ответить лишь на один вопрос: о
ком (о чем?) прочитал? Выпускники начальной школы
(1–3, 1–4) также достигают заданной программами
скорости чтения (вслух) 90–100–120 слов в минуту.
Скорость чтения про себя практически не
отличается от чтения вслух.
Понимание художественного текста вполне
удовлетворительное, существенно превышает
понимание научно-популярного.
В 6–7 классах проверка скорости чтения и
понимания прочитанного проводилась на
материалах учебников биологии и географии,
изученных ранее. Результаты удручающие: лишь
около 30% школьников читают со скоростью 120–150
слов/мин., 35% – 90–100, 17% – 70–85, 18% – от 50 до 70 слов в
минуту. Понимание изученных текстов учебника не
превышает 72–75%.
Причины подобного неудовлетворительного
качества важнейшего общеучебного умения:
– заниженные требования к нормам чтения
(см. федеральные программы для начальной школы),
не обеспечивающие возможность освоить на уровне
прочтения объемный учебный материал в основной
школе;
– прямая и опосредованная через методики
ориентация учителей начальных классов на
овладение детьми лишь способом «чтение вслух»;
– обучение детей чтению по традиционной – «от
элемента» методике при наличии
природосообразных технологий обучения чтению;
– преобладание словесных методов над методами
самостоятельной работы, работы с текстом, что
приводит к устойчивой привычке учиться с голоса.
Процент учащихся, достигших уровня
обязательной математической подготовки,
колеблется от 60 до 70%; имеющих прочную базовую
математическую подготовку – от 30 до 45%.
Общий недостаток – большая трата времени на
чтение задания и трудности понимания несколько
измененных в сравнении с привычными
формулировок.
Качество подготовки сельских школьников по
физике, истории (9 класс), географии (8 класс)
характеризуется следующими показателями:
– хорошее знание фактов, дат,
хронологии, формулировок законов
(репродуктивных знаний);
– слабое владение понятийным аппаратом, языком
предмета;
– низкий уровень установления взаимосвязей и
взаимозависимостей, причинно-следственных
связей;
– несформированность умений работы с текстами
документов;
– несформированность умений получения
информации из разных ее источников;
– неумение связывать теоретические знания с
практическими потребностями.
9. Важнейшие педагогические причины
установленного уровня качества образования:
– уровень владения учителями села
содержанием образования, обеспечивающий
поступательное движение развития и образования
детей;
– уровень владения современными
педагогическими технологиями обучения;
– недостаточная информированность о
педагогических и методических новшествах,
предлагаемых педагогической и методической
науками;
– разрушение методической службы в регионах;
– отсутствие поурочных методических разработок,
необходимых начинающим учителям;
– отсутствие специально для сельских школ
созданных учебных программ и пособий для
учащихся.
Проведенное исследование не исчерпало
проблему полностью. Следующий этап может быть
связан с созданием программ и учебников для
сельских школ, способствующих повышению
качества образования.
Руководитель
Центра сельской школы ИОСО РАО
Галина Суворова
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|