«Эврика»: продолжение следует!
22–25 апреля состоялся традиционный
ежегодный семинар “Эврика-Авангард”.
Около 150 участников из 53 регионов России
съехались, как обычно, в апреле в Подмосковье и,
как принято на “Эврике”, с 8 утра до поздней ночи
шли педагогические мастерские, лекции,
дискуссии, экспертные сессии, а параллельно –
российско-голландский семинар “Детское
управление школой”, с участием 50 делегатов от
школьных парламентов, и российско-английский
семинар по управленческим технологиям.
Начиная с 1987 года апрельская “Эврика” собирает
тех, кто пытается построить свою, непохожую на
другие школу. Из года в год число энтузиастов не
уменьшается.
А 26 апреля, сразу после завершения “Эврики”,
состоялось заседание Комитета по науке и
образованию Государственной Думы РФ, одним из
вопросов этого заседания был вопрос о
деятельности сети Федеральных
экспериментальных площадок. Забегая вперед
отметим: депутаты высоко оценили и сам конкурс
“Авторская школа”, и деятельность участников
сети ФЭП в деле развития системы образования РФ.
С этого года вернулась старая эвриканская
традиция проводить апрельские сборы не только в
виде учебно-экспертных сессий, но и в форме
свободного университета. Это значит, что резко
усилился учебный блок и увеличилось количество
педагогических мастерских. Результаты
инновационной и экспериментальной деятельности
нуждаются в распространении, и все годы
деятельности “Эврики” показали, что
педагогические идеи лучше всего передаются в
живом общении авторов: глаза в глаза.
Можно сказать, что кризис сети Федеральных
экспериментальных площадок, пошел на пользу
эвриканскому сообществу. Все, кто приехал, в один
голос говорили: возвращается атмосфера старой
“Эврики” – свободный обмен мнениями,
напряженные дискуссии, атмосфера вольного
сообщества.
При этом острота взаимоэкспертизы не только не
пропала, но, наоборот, поскольку над всеми
перестал довлеть груз министерского статуса, и
эксперты, и авторы вели обсуждение намного
раскрепощеннее и даже ответственнее.
В то же время на учебно-экспертную сессию приехал
первый заместитель министра образования РФ
А.Ф.Киселев, и его выступления и дискуссия с
участниками учебно-экспертной сессии
“Эврика-Авангард” закончились намерением
министерства продолжать конкурс
культурно-образовательных инициатив вместе с
“Эврикой” и в 2001 году как обычно осенью
подводить итоги. Но для этого как минимум
необходимо принять новое Положение о
Федеральной экспериментальной площадке, о
судьбе которого пока ничего не известно. По
крайней мере никакого обсуждения проекта нового
положения с участием представителей сети не
было.
Итак, намерения министерства относительно
развития сети ФЭП так и остаются неизвестными.
Хотя первый заместитель министра А.Киселев
настроен на сотрудничество.
Но вернемся на “Эврику”.
Какие идеи обсуждались?
Идея эффективности малой школы
В первый же день Зинаида Новлянская, координатор
одной из экспертных групп, объявила, что в ответ
на угрозу уничтожения малые сельские школы стали
искать новые педагогические технологии и такие
способы деятельности, которые бы использовали
положительный эффект малой численности
учащихся. Один из проектов, который обсуждался на
ее группе, был посвящен именно этой проблеме.
Строго говоря, при желании вполне можно найти
аналоги подобного подхода к решению проблем
малых школ, поэтому эксперты дали ряд
рекомендаций, чтобы авторы могли развить
нестандартные стороны своего проекта. Подробнее
о них мы расскажем осенью, когда авторы привезут
уже не заявку, а сам проект. Но в качестве особого
направления на “Эврике” идея достоинств малой
школы, идея особой миссии сельской школы
обсуждалась много и подробно. Ведущим лидером
этой дискуссии стала Зоя Аркадьевна Халюта –
директор Нововаршавской гимназии Омской
области:
– Школа на селе – это институт развития
культуры, а не только образовательное
учреждение. И развивать сельскую школу надо
прежде всего из-за ее особой культурной миссии, в
ней основа села.
Об этом Зоя Халюта говорила и на заседании
думского Комитета по образованию и науке.
Эвриканцы договорились организовать свою сеть
сельских инновационных школ и не только делиться
педагогическими технологиями, но и вырабатывать
общую позицию по вопросам образовательной
политики в этой области.
Одним из самых ярких проектов на апрельской
“Эврике” был проект школы станицы Галюгаевская
Курского района Ставропольского края.
Сама станица – место уникальное. На границе с
Чечней, географический тупик Ставрополья.
Директор школы Лидия Васильевна Луценко
пережила за годы войны в Чечне много страшного,
поэтому ее рассказ о проекте все слушали так,
словно хотели спросить: “И у вас еще хватает сил
на инновации?”
Но она сама предупредила этот вопрос: “Если бы не
поиск, не наше творчество – совсем бы руки
опустились”.
Когда-то в прежние времена на Ставрополье было
движение ученических производственных бригад. И
вот на новом витке это начинание не то чтобы
возродилось, оно и не умирало никогда, но
приобрело другой вид. Реализовалась одна из
самых популярных эвриканских идей – превращение
отдельного вида деятельности детей и взрослых в
особую образовательную программу. То есть не
знания, полученные на уроках химии и биологии
применять в сельхозработах, а наоборот,
выращивание урожая превращать в образовательную
программу и уравнять в правах с уроками.
Для школы станицы Галюгаевская – это особый
выбор.
– Не раз нам приходилось пахать под прикрытием
БТРов, и наши дети знают про войну и про похищения
людей, в том числе и детей, совсем не из
телевизора. И все-таки – у нас есть прибыль в
сотни тысяч рублей, и реальная конкуренция с
другими “взрослыми” хозяйствами, и очень
эффективное управление, и на деле соединение
хозяйственной и учебной деятельности, – сказала
Лидия Васильевна.
Так что на этой “Эврике” сельская школа заявила
о себе и неожиданно, и очень интересно.
Идея нового качества образования
И в первый день, когда обсуждали переход из
детского сада в школу, на примере одного из
тамбовских проектов (мы стараемся не называть
имен авторов, потому что впереди конкурс, а имена
героев мы еще успеем раскрыть полностью)
проблему готовности к школе не по традиционным
параметрам – умению читать и писать, а по другим
признакам: желанию учиться, сформированности
воображения, – возникла тема нового качества
образования.
...Когда мы обсуждаем эту тему, то здесь нужно
очень определенно заявлять свою педагогическую
позицию. Потому что если нас, авторов проектов,
или экспертов, или управленцев устраивает
прежнее качество – значит, не нужно никакой
реформы, никакой модернизации, никакой
перестройки содержания образования. Никаких
особых экспериментов, тем более
широкомасштабных, не требуется.
Обновление содержания образования – это переход
на другое качество.
Не повышение прежнего, а переход на иное.
В чем отличие?
Прежде всего надо честно сказать: “Объем
усвоенных сведений из программы по учебному
предмету сегодня нельзя считать качеством
образования”.
А после этого признания неизбежно разгорается
спор о том, каким может быть новое качество. И вот
здесь просто необходим широкомасштабный
эксперимент. Кто его участники? Учителя и школы, у
которых есть собственное представление о том,
каким может быть новое качество образования.
Я могу назвать десяток школ, у которых есть такое
представление.
Но у этих школ попытка создать новое содержание
до сих пор происходит нелегально – и это у самых
известных. А что говорить о тех, чьи имена не
известны всей стране?
Им без особого статуса это свое новое содержание
образования не вырастить. Все знают историю со
школой А.Гольдина – проектом “Школа-парк”,
когда был насильно прекращен наиболее яркий
современный эксперимент по выращиванию нового
качества образования.
Но выращивание нового качества – это не
проведение в жизнь решения педагогического
политбюро о том, каким должна быть модель
выпускника, какой набор надо заложить в
программу.
Выращивание нового качества – это создание
особого образовательного заповедника, в котором
те, кто рискует заявлять о себе, могут провести
эксперимент и предъявить обществу результаты. А
после этого общество сделает свой выбор.
...Не стоит бороться с системой – все равно рано
или поздно поймаешь себя на том, что в этой борьбе
сам становишься похожим на своего оппонента.
Гораздо эффективнее рядом построить свою – не
для борьбы, а для дела.
Говорят, что в гражданском обществе это возможно.
Кто рискнет?
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|