Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №31/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

ОБРАЗ

И может быть, она вернется домой...

Она редко появляется на киноэкране. А ведь это – обоюдная потеря. Актеры гуляют на театральных просторах неограниченной свободы, наслаждаясь своим отражением в сотнях глаз фанатов и, не стесняясь повториться, рассказывают, насколько лучше им играть перед публикой, а не перед объективом. Лишь немногие тонко и точно отделяют публичность театральной игры от интимности работы актера в кино. Они испытывают ностальгию по “объективу кинокамеры”.
Но и кино нуждается в актерах. В людях, отмеченных особым даром проносить, как контрабанду, в искусственный мир перед съемочной камерой дух и звуки оставшегося за кадром мира, реального или сотворенного. В тех, чье появление на экране не требует дополнений и объяснений.

К таким феноменальным явлениям относится актриса Галина Волчек. Ей везет. Она появляется в кино пусть редко, но в очень хорошей компании. С самого начала, когда ее ровесники учились быть “как все”, играли современников и ровесников, ей довелось сыграть Мариторнес в фильме Григория Козинцева “Дон Кихот”. Рядом с Николаем Черкасовым (Дон Кихот) и Юрием Толубеевым (Санчо Панса). “Но ни разу, – вспоминает Волчек, – я не почувствовала разницы в отношении Григория Михайловича ко мне и к моим опытным, знаменитым партнерам. Теперь я понимаю, что тем самым он снял у меня комплекс неполноценности, зажим, который мог, естественно, возникнуть у дебютантки. Он обращался ко мне как к актрисе: уважительно и безо всякого снисхождения”.
Будучи студенткой театрального института, Галина Волчек проявила чутье настоящей киноактрисы. Она сумела оценить и применить свои личностные качества, свою актерскую индивидуальность в роли Мариторнес. И обнаружила в ничего общего не имеющем с расхожими представлениями об испанке образе неуклюжей прачки с постоялого двора черты народной героини.
В интерпретации Георгия Козинцева у смешного и практичного оруженосца Дон Кихота больше общего с его хозяином, чем различий. И Мариторнес Галины Волчек предстает в фильме еще одной, наряду с Санчо Юрия Толубеева, ипостасью Рыцаря Печального образа. Когда она бросается на помощь Дон Кихоту, слабому и беззащитному перед гогочущей чернью, в ней есть не только доброта и справедливость Дон Кихота, но и его величие.
А ведь Галина Волчек не могла опираться на свой жизненный опыт.
Она была не просто избалованная папина дочка, выросшая в мире кино. Ее отец, кинооператор Борис Волчек, был настоящим гением в своем деле. С ним работали великие режиссеры, его обожали кинозвезды, ассистенты и осветители. Его художественный стиль во многом определил советскую операторскую школу, его учениками были Леван Пааташвили и Вадим Юсов, Георгий Рерберг и Александр Княжинский. Цвет кинематографа окружал детство и юность Галины Волчек. Это обстоятельство должно было, казалось, решить ее судьбу.
Но Галина Волчек избрала театр, вовсе не главнейший из искусств. Потом похожий выбор сделал Денис Евстигнеев: сын корифеев театра Евгения Евстигнеева и Галины Волчек поступил во ВГИК на операторский, словно оправдав тем самым надежды деда.
Театр и театральный зритель сумели оценить Галину Волчек. Ее карьера, ее жизнь в театре блистательны и многогранны. И все же каждое ее появление на киноэкране естественно, как возвращение домой.
Она играет в кино легко, без усилий, в самых далеких от себя, от своей личности ролях. Здесь она не просто талантлива и выразительна. Здесь она уникальна. Только средствами кино можно ухватить и укрупнить те тонкие переходы и перемены состояния, которые происходят с человеком без видимых движений и жестов. Словно отцовская способность ладить с камерой и светом досталась ей по наследству.
Когда Эльдар Рязанов с Олегом Ефремовым злодейски заманили доверчивую Волчек на съемочную площадку фильма “Берегись автомобиля!” и заставили ее согласиться на роль просительницы заграничного магнитофона, эта дружеская шутка весьма обогатила даже эту картину с ее редкостным ансамблем. Столь точна и выразительна актриса в молниеносной характеристике своей случайной “героини”.
Приступая к работе над фильмом “Король Лир”, Козинцев тщательно подбирал актеров. Волчек знала, что он собирается ставить “Лира”. Но для себя там роли не видела. Поэтому, когда он позвонил с предложением сниматься у него, могла только растерянно воскликнуть:
– Шута играть?
– Вы должны быть жуткой красавицей... – Но тут их разъединила междугородняя. Когда их соединили вновь, судьба Реганы в фильме была решена.
У Реганы пластика крупного, сильного хищника. Она не лишена своей красоты, “жуткой”, как того требовал режиссер. Да, она недостойная дочь страдальца Лира, изгнанника. Но нравственно слепой король Лир, при котором нищие и нагие подданные бродили по дорогам, король, изгнавший правдивую дочь, этот Лир – отец Реганы.
Во время съемок художник фильма Симон Вирсаладзе заметил, что манжеты на платье Реганы обшили песцом. Он сердито оторвал их: “Дайте соболей!” Дотошность художника была вполне обоснованна. Темный блестящий струящийся мех должен был соответствовать “по характеру” актрисе и роли.
Но не соболя делают Регану Галины Волчек царственной. Злодейка Регана, безжалостная и порочная, – прошлое Лира и его возмездие. Ее Регана не просто плохая дочь, жена и сестра. В ней нет ничего бытового: она – чудовище, все ее пороки безмерны. Кажется, что лицемерие – самое человечное проявление Реганы.
Надо признаться, избыточность свойственна Волчек и как личности. Но если ее Регана монументальна, потому что таков ритм образа, то в жизни Галина Волчек подчинена стремительному ритму. Легко отзывается на шутку, но реакция на промелькнувшую мысль или чувство мгновенна. Как почти у всех больших артистов, в жизни Галины Волчек есть свое Несбывшееся. И как у других артистов, именно своей нереализованностью выношенная и несыгранная роль влияет на внутреннюю жизнь актрисы, определяет творческие поиски.
Когда Лариса Шепитько предложила ей вместе работать над ролью бывшей военной летчицы, оказавшейся в мирное время не у дел, она сразу включилась в дело. Почти сентиментальная история обернулась суровым, бесслезным рассказом о забвении своего героического прошлого, забвении, равном предательству. Впрочем, слезы были. В финальном эпизоде, который Волчек придумала сама. Ее героиня ночью пробирается к самолету, как на свидание с прошлым. И обнаруживает, что не может втиснуть свое погрузневшее тело в узкую кабину самолета. Вот тут были слезы, вызванные досадой и злостью на собственную беспомощность.
Когда сценарий был готов, роль отдали другой актрисе, совсем не похожей на Волчек ни внешне, ни по темпераменту. Лариса Шепитько, возможно, видела свою героиню другой. Фильм удался, имел успех. Но этот эпизод, впрямую инспирированный личностью Волчек, остался.
Не просто самовыражения ищет актриса. Ее тревожит общая для всех проблема современного героя.
Анджей Вайда, увидев Галину Волчек в спектакле театра “Современник” “Баллада о невеселом кабачке”, сразу стал искать для нее роль. Он придумал сюжет для фильма, где, по его мнению, может проявиться эта оригинальная актриса. О фантастических силах, дремлющих в человеке до момента, способного пробудить в нем личность.
Конечно, польский мастер увидел в Галине Волчек высокий уровень мастерства и таланта, но несомненно, что Вайда угадал затаенное желание актрисы. И если кто-то отважится отойти от старых и новых стереотипов и предложит ей сыграть, стать, осуществить в кино мощный и яркий персонаж, может быть, она вернется домой.

Тамара ДУЛАРИДЗЕ


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru