Лев АНИНСКИЙ
Из «Путешествий»
ОБЬ ОБЕГАЕМАЯ
Мы грелись снегами.
Евгения Шильдт
Маршруты
Дважды судьба привела меня посетить
округ: раз зимой и раз летом. Зимний маршрут
пролег из Ханты-Мансийска на восток: вдоль долины
Иртыша мы летели до Нижневартовска. Места
знаменитые: в столице округа идешь от одного
всемирно значимого объекта до другого, то есть от
Международного центра искусств до биатлонной
трассы, проложенной с прицелом на мировое
первенство. Храм искусств снаружи похож на замок,
красными стенами и башнями врисованный в снег,
внутри – на этнографический музей пополам с
вычислительным центром (прошу прощения за
сюрреализм определений, но не подыщу других,
вспоминая черноглазых скуластых ребятишек среди
компьютеров и кухлянок). Трасса же, бегающая
среди стрельбищ и трибун, кажется творением
богов, перепутавших эпохи (когда охотник-хант
бежит на лыжах десять километров, а потом бьет
зверя в глаз – что это? Именно биатлон).
Теперь мы двигаемся на запад. Точнее, на
северо-запад, если бы в деревню Шеркалы из
Ханты-Мансийска плыть по Оби – три сотни
километров до того места, где великая река
поворачивает точно на север, к океану. При всем
старании я ничего не мог представить себе там,
куда мы должны были попасть в самой дальней точке
маршрута, хотя это место спокон веку обозначено
кружочком на карте. Кружочек посреди ровного,
сине-зеленого блюда Западно-Сибирской
низменности и есть та самая деревня Шеркалы, где
археологи нашли следы стоянок тысячелетней
давности, на которые наслоились остатки
средневековых угорских городищ, а распознанная в
деталях история простирается на 400 лет. Потому и
обозначен кружочек на мировых картах – я его
нашел именно в “Атласе мира”.
Но не деревня, обозначенная на мировом глобусе,
поразила меня, а та пустота, которая зеленеет на
сотни километров вокруг этого кружочка. Ни
одного поселения в “Атласе” 1956 года!
Сегодня эта деревушка – крошечный,
музейно-охраняемый уголок среди новеньких
городов по полсотни тысяч жителей каждый! Вот
так: на карте 1956 года ничего не было и в
реальности ничего не было, кроме тайги, даже
лесорубов не было, одна медвежья чаща, кое-где
дохлая от болот.
Лесорубы и появились первыми. И с ними – балки,
вагончики, лежневки. Тайгу стали делить на
квадраты, рубить на вывоз. От той эпохи остались
памятники: бараки.
Новая эпоха подрезала прежнюю: нащупали нефть.
Потом газ. Нефть побежала по трубам, газ запылал в
факелах (нефть была целью, газ – попутностью).
Нефтяные деньги скоро проступили в тайге
асфальтовыми дорогами. Гирлянда городов и
поселков зацвела, нанизанная на эти нити: Нягань,
Югорск, Талинка. Блочные пятиэтажки стали
выстраиваться кварталами, микрорайонами. Потом
пошел настоящий, непопутный газ – с Ямала.
Голубые нити сплелись с черными. Это был мощный
подпор: теперь уже не ровные шеренги пятиэтажек
создавали силуэт города, но красота
индивидуальных проектов. «Дворец видите? Это для
себя построил местный предприниматель, но не
осилил; теперь там дом для престарелых». – «А в
Югорске обязательно пойдите в Центр социальной
помощи детям-инвалидам – только “Трансгаз” мог
поднять такое». – «А мечеть видели?»
Увидели мы и мечеть, и православный храм. Завершу
пейзаж типичного молодого города на этом обском
левобережье: в центре окруженная
стройматериалами высится мощная, византийских
обводов, под самые маковки подведенная церковь, а
лучше сказать – собор.
Все это я в ходе путешествия разглядел. А
готовясь к поездке, тщетно пытался разгадать, в
чем «изюминка» ханты-мансийского запада в
сравнении со знаменитым востоком. Спрашивал:
– Куда едем?
Наш предводитель отвечал:
– В Приобье.
– Что там?
– Вода. Обь. И конечная станция железной дороги.
Дороге, между прочим, каких-нибудь два десятка
лет. Но масштабы сибирские: от Екатеринбурга до
Приобья полтора суток пути. Однако сначала мы
заедем в главный город района.
– Что за город?
– Советский.
Я решил, что он шутит, и прекратил расспросы.
...Потом мне растолковали: город Советский –
райцентр, столица Советского района.
Ясно. Основана столица в разгар застоя. Тогда это
было не имя, а нечто расплывающееся, как
трафаретная печать на стандартной справке:
обозначение всего и вся.
Сегодня имя «Советский» уникально. Это
действительно имя.
Имя чего?
Имя пробежавшей эпохи?
Имя страны, провалившейся в героический сон?
Имя мечты. Имя надежды. Имя вдохновения.
К зарисовкам на бегу
Грандиозный стадион в Югорске. Наиболее
отважные из нашей группы, скинув обувь,
перелезают ограду и делают несколько осторожных
шагов по беговой дорожке, покрытой каким-то
синтетическим материалом, может быть, тартаном
или еще чем-то, сгущенным из нефти, а возможно, уже
и из газа. Я скашиваю глаза на сопровождающего
нас широкоплечего парня – он взирает на наши
легкоатлетические жесты вполне благодушно.
Чтобы укрепиться в своем восхищении, я говорю ему
(разумеется, мысленно):
– По такой дорожке сибиряки побегут быстрее
всех, а?
Тут мысль моя срывается со старта и обегает
Приобье, высвечивая в нашем путешествии три
эпизода, которые я назову так: Мечта, Надежда и
Вдохновение.
Мечта
Мы на фоне казачьего лагеря «Мечта», в
силуэте которого угадывается бывший
пионерлагерь. Тот же плац с мачтой-флагштоком,
только вместо эмблемы с Ильичем – православная
икона. Рота казачат (от восьми до восемнадцати) в
пятнистом камуфляже выстроена повзводно. Рядом
со священником стоит седоватый крепкий атаман в
красных лампасах и погонах с двумя просветами и
тремя звездами. Эти погоны при первом контакте и
сбивают меня с толку, я приветствую атамана
по-советски:
– Здравия желаю, товарищ полковник!
– Не полковник, а войсковой старшина, –
поправляет он без удивления.
Дальнейшие диалоги с казаками (отчасти с
атаманом, отчасти с его есаулами и хорунжими)
происходят в основном на фоне стрельбища и
полосы препятствий, где пацаны бьют стоя и с
колена по жестянкам и бегут дистанцию,
балансируя на бревнах и переваливаясь через
барьеры.
– Господин войсковой старшина, а вы сами из
здешних мест?
– Строил здесь дороги пятнадцать лет назад.
Ионов, мазила! Теперь обеспечиваю патриотическое
воспитание. Командир роты, приступайте к
следующему этапу!
– Есть!
– Какой контингент, господин атаман?
– Берем всех, но в первую голову – трудных.
Втягиваем в казачью жизнь. Обеспечиваем
патриотическое воспитание.
– А кто еще в лагере? Только казаки?
– Не только. Половина – невтянутая молодежь.
– Лохи, понимаешь… Вон они, глядят из своих
корпусов. Наблюдают.
– Ну и как у них отношения с казаками?
– Вежливые.
– Господин есаул, разрешите обратиться…
– Ат-ставить!!
– Порядка не знают, новенькие. Сейчас хорунжий им
объяснит.
– Приказной, ко мне! Ты должен был обратиться
сначала к атаману, чтобы он разрешил тебе
обратиться к есаулу. Ясно?
– Ясно. Благодарю за науку.
– А девочки?
– Что девочки?
– На кого больше смотрят? На казаков или на
невтянутую молодежь?
– Девочки в роту просятся. Стрелять, форму
носить, дистанцию бежать.
– Принимаете?
– У женщины своя задача.
– Стоять у стремени и молчать, а, батька?
– Казачка найдет слова. Подкрепит
патриотическое воспитание.
– А часто ваши казаки нарушают дисциплину?
– Редко.
– Как вы их наказываете? Выговор? Гауптвахта? Два
наряда вне очереди?
– Все не то. Единственное наказание казаку –
порка.
– По заду?
– По какому заду?! Зад у казака неприкосновенен:
ему на коня садиться! Казака порют по спине. После
чего он встает и кланяется поровшим: «Спасибо,
братцы, за науку».
– А если не поблагодарит?
– Значит, еще не дошло.
– Батько… (я рискую обратиться к атаману так, как
принято в казачьем кругу, и укрепляю себя мыслью,
что мой отец все-таки с Дона): – Скажите, батько,
обычно казаки служили в России на кордоне, а вы…в
самой середке.
– Теперь везде кордон, – отрезает батька и, не
меняя тона, произносит внятно и четко: – Главное
для казака – победа! Казак или побеждает, или
умирает!
Я соображаю, что это относится уже не ко мне, а к
казачонку лет десяти, который только что
сорвался с барьера и теперь отбегает назад…
разгоняется… прыгает… повисает… с трудом
переваливается через перекладину, шлепается,
вскакивает и, поощряемый нашими криками,
продолжает бег…
Надежда
«Надежда» – Центр социальной помощи. За
поэтичным названием – детское горе, слезы
матерей. Спрашиваю директора центра: Алла
Павловна, почему здесь понадобилось такое
учреждение? Сколько детей с отклонениями
здоровья приходится, скажем в Югорске, на десять
новорожденных? Она называет цифру, и я, онемев,
пытаюсь это переварить. Пожалуй, она права: такую
статистику лучше не рекламировать. Но причины,
причины? Да известны причины: алкоголь, наркота…
(В памяти всплывает огромный плакат над
центральной площадкой оздоровительного центра
на Кондинских озерах: «Жизнь без наркотиков»; на
время нашего гостевания пациентов куда-то
вывозили). Алла Павловна, но ведь это поддается…
социальному лечению? Социальному – да,
медицинскому – нет: наука не может объяснить
происхождение новых болезней. Но все-таки, что
это? А что угодно может быть: родители работали на
космодроме, на АЭС, на “большой химии”… Выходит,
что дети расплачиваются за рывок страны вперед?
Выходит… да что мы все о грустном?! Вы посмотрите,
какую книжку стихов мы издали с Божией и
трансгазовской помощью! Это наша девочка
написала…
С обложки смотрит изумительной красоты девичье
лицо, в чуть прикрытых глазах – бесконечная боль.
Раскрываю книжку наугад:
Ты уходил, наверно, навсегда.
Я за тобою вслед не побежала.
А праздничная глупая свеча
В фужерах мои слезы отражала…
– Вот я еще хочу вам показать… Возьмите
в руки эти кусочки. Чувствуете? Вот этот гладкий,
а вот этот шершавый. Вот холодный, а вот теплый.
Итальянская методика, разработка Марии
Монтессори. Говорят, сам Клинтон в детстве
занимался по аналогичным программам, хотя у него
со здоровьем проблем не было. Технику мы за
границей купили, дорогую, спасибо «Трансгазу»,
поддержали нас. Надо же объяснить ребенку
понятия холода, гладкости,
равенства-неравенства, когда ребенок… С какого
возраста берем? С трех или с шести? Ну, это зависит
от состояния ребенка. Не тогда ужасно, когда
берем, а тогда, когда доводим до выпуска. Мы можем
держать до восемнадцатилетнего возраста. В
восемнадцать человек должен от нас уйти, а как он
уйдет, когда ему уйти нечем? Книжечку-то
поэтическую тоже наш мальчик оформлял, у него
церебральный паралич, ноги обездвижены. Хорошо
рисует, окончил юрфак, сейчас дизайнер в редакции
газеты, молодец такой… А девочка? По-латыни это
довольно сложно, но я вам так объясню: у нее
атрофия мышц. Неизлечимо. Мама в школу на руках
носила, потом – к нам. Девочка талантливая, мы
стихи из ее тетрадки взяли. Поэт Андрей Тарханов,
манси, помог составить сборник, югорская
администрация откликнулась. Посмотрите, вот
рисунки, а вот стихи…
«Мне бы вырвать тебя из сердца, а потом бы
спокойно жить. Но пока никуда не деться. Ну зачем
я умею любить? Ты спросил: «Неужели так любишь?» Я
сказала: «Представь себе, да». Ты сказал: «Ведь
сама себя губишь. Мне, увы, не любить тебя». Я
сказала: «Живи, как хочешь». Ты в ответ промолвил:
«Прощай». Я молчала, но умоляла: «Я увижу тебя?
Обещай». Ты подумал еще и добавил: «Только ты на
меня не сердись. Понимаешь, мы ведь не пара, ты
ведь знаешь, какая жизнь». Я сказала: «Конечно,
знаю. И не стоило мне объяснять». Ты ушел, мое
сердце ломая. Мне тебя хотелось догнать…»
Вдруг я понял, какая строка пронзила меня в том
первом открывшемся мне стихотворении, где в
фужерах отражаются слезы:
Я за тобою вслед не побежала….
Вдохновение
Концерт знаменитого на всю Сибирь
творческого коллектива «Вдохновение».
Итальянские мелодии. Зал библиотеки полон.
Исполнительницы – молодые женщины,
величественно-красивые, в роскошных нарядах
эпохи Возрождения. «Санта Лючия»… Я спрашиваю у
соседа, откуда такое скопление талантов в
относительно небольшом городе. О, это просто:
когда город строился, сделали музшколу, и девочки
с нотными папками пошли осваивать сольфеджио.
Теперь девочки выросли, сами преподают
сольфеджио. И концертируют.
Выступление закончилось под овацию. В гардероб
выстроилась очередь. Из боковой двери стали
выходить артистки. Они были уже одеты – в шубки,
платки, сапожки. У каждой в отставленной руке –
концертное платье.
Вы представляете себе эту картину? Складненькие
крепкие сибирячки одна за другой убегают в
черную северную ночь, и каждая держит на отлете,
чтобы не дай бог не помять, сверкающее
средиземноморское платье…
Кажется, только тогда я впервые почувствовал, что
такое наша Сибирь.
Ханты-Мансийск, Нижневартовск, Мегаон, Советский,
Югорск, Нягань, Талинка, Шеркалы…
Обью обегаемый край.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|