Необыкновенное имение
Здесь с учителями работали лучшие
профессора, а детским хором руководил
капельмейстер Большого театра...
Современники
называли ее «гордость всей России», «героиня
нашего времени». И не было лести в этих словах.
Красивая, образованная, живая, щедрая от избытка
сил и дарований, она умела расположить к себе
самых замечательных людей своего времени.
Иван Сергеевич Тургенев очень сожалел, что не
дала ему судьба написать роман об этой
замечательной женщине. А о чем бы он написал?
Пофантазируем! Итак: “Княгиня! Ко дню ангела я
купил тебе имение – Талашкино”, – говорит своей
жене князь Тенишев. Именно с этих слов начала
сбываться заветная мечта Марии Клавдиевны:
создать в деревне сельскохозяйственную школу.
“Как-то совестно было, – пишет Тенишева в своих
письмах, – жить в усадьбе, рядом с которой
пьянство, драки. И дети крестьянские видят дурные
примеры. А если кто-то из крестьян вдруг с любовью
посадит капусту или огурцы, то ведь вытопчут,
зеленые яблоки пообрывают и ветки поломают”. Вот
так. Непростая деревня досталась княгине в
подарок.
Скоро сказка сказывается, а дело не скоро
делается. Для начала Мария Клавдиевна пригласила
профессора-ботаника Регеля читать лекции для
тридцати человек учителей, которых ей
рекомендовал взять на работу в
сельскохозяйственную школу смоленский
инспектор народных училищ. Такие своеобразные
курсы повышения квалификации. Профессор был,
между прочим, учителем самого Николая Ивановича
Вавилова. Человек ответственный, он отписал в
Талашкино, что осенью приехать не сможет, но не
хочет терять учебный год и начнет заниматься со
своими учениками заочно. Дал указания, как
разбить фруктовый сад, как взрыхлить землю,
подготовить семена и рассаду. Все сделали, как он
сказал. Приехал профессор весной и стал читать
лекции, соединяя теоретические занятия с
практикой. К осени курсы повышения квалификации
учителей сельскохозяйственной школы
закончились. Но экзамен – открытие школы и
занятия с ребятами – впереди.
В сентябре новое школьное здание со светлыми
классами, общежитием, столовой, кухней
распахнуло свои двери для деревенских
школьников. Чтобы всем было удобно заниматься,
княгиня построила его в деревеньке Фленове,
рядом с Талашкином.
Желающих учиться в школе “доброй барыни” было
очень много. Княгиня отбирала прежде всего сирот.
Как ни странно, с ними было легче, чем с
“домашними” детьми. Мария Клавдиевна вела в
школе словесность и как-то дала на уроке тему
сочинения “Как я провел Святки”. Работы ребят ее
огорчили однообразным содержанием: “Был в
гостях у крестного, пил водку”, “катался с горки,
батька дал горилки”, ну и дальше в том же духе.
Тогда “добрая барыня” придумала еще одну затею.
Она стала сокращать время каникул и завела в
школе занятия пением, танцами. Начал работать
школьный театр. Ставили Гоголя, Островского,
Чехова. На премьеры съезжались местные помещики
в экипажах. Часто мест для всех не хватало, и
отцам семейств приходилось стоять в проходах,
усадив на стулья своих дам.
Когда ставили музыкальные спектакли, хором
приезжал руководить капельмейстер из Большого
театра. Школьный оркестр балалаечников по
праздникам выступал в Смоленске: в Народном доме,
зале городской Думы, в Дворянском собрании.
Пофантазируем! Роман Тургенева “Отцы и дети”,
часть вторая. Молодой помещик Аркадий Кирсанов в
липовом саду устраивает пасеку с наблюдательным
павильоном, в котором стоит стеклянный улей,
специально выписанный им из Германии. У детей его
усадебной школы урок пчеловодства. В учебном
пруду стали разводить форель. Школьная
библиотека получила книг и журналов на сто
тогдашних рублей. Здорово! Только это не фантазии
– это реальная жизнь реальной усадебной школы в
имении Марии Клавдиевны Тенишевой. Россия.
Вторая половина ХIХ века.
Евгения СОКОЛОВА
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|