Вкус вопроса в кристаллике соли
От удивления к разгадке – как помочь
ребенку пройти этот путь?
Желание исследовать у ребенка
появляется точно так же, как и у ученого, в момент
удивления. В моем педагогическом опыте тому было
множество примеров.
Например, когда мы были в Соликамске ребят
удивило, что у каменной соли бывает красный и
синий цвет.
“Что же, – говорю, – вы знаете, как возникает
окраска минералов. Это возможно, когда в минерале
есть какие-то чужеродные включения. Либо может
быть нарушена структура кристаллической
решетки”. И ребята решили проверить: что же
произошло на самом деле?..
Казалось бы, простая закономерность, надо
создавать побольше ситуаций, вызывающих
удивление, и дети сами пойдут дальше за вопросом:
а почему?.. Но это известный методический прием,
которым пользуются многие учителя. И что же?
Значительная часть ребят все равно не проявляют
особого исследовательского интереса.
И это закономерно. Я считаю, что не надо
стремиться вовлечь в исследовательскую
деятельность всех школьников. Условно, по складу
ума я бы разделила учеников на три группы. Одни –
“профессора”. Это дети, которые, столкнувшись с
удивлением, способны долго и кропотливо изучать
это явление, делать огромное количество рутинной
работы и получать от нее удовольствие. Им
интересно довести дело до конца.
Вторая группа – эрудиты. Им хочется о многом
узнать, но не хочется погружаться “вглубь”. Они
останавливаются на стадии поверхностного
знания, с удовольствием послушают объяснение
учителя, посмотрят явление на слайде или под
микроскопом, но затем им хочется чего-то другого,
нового. Обычно эти ребята побеждают не на
конференциях, а на олимпиадах.
А к третьей группе я отношу “динамиков”. Это те,
кому не интересно исследование, информация их
тоже мало занимает, зато им нравится
экспедиционная жизнь. Поездки, походы по новым,
неизведанным местам, вечерние разговоры у костра
– вот здесь они чувствуют себя в своей стихии. И
экспедиция для них очень важна как единственный
способ реально приобщиться к знаниям. Сидя за
партой, эти ребята плохо воспринимают новую
информацию.
Интересно, что для науки важны все три группы.
Эрудит сам может не сделать открытия, но в
каком-нибудь разговоре он скажет: я слышал или
читал об этом у такого-то автора. И это облегчает
поиск тем настоящим творцам, которые не всегда
обладают энциклопедической эрудицией.
А динамики лучше всех обеспечивают
организационную сторону дела, в том числе в
науке. В этой области они очень быстро берут на
себя организационные функции: начальников
отрядов, экспедиций и даже институтов.
Повторяю, не надо стремиться превратить всех в
исследователей. А вот достичь определенного
качества образования надо. Ведь как бы там ни
было, а школа выпускает будущих родителей. И
человек, окончивший школу, должен по крайней мере
суметь объяснить ребенку окружающие его
повседневные явления.
Елена ГУРВИЧ,
руководитель геологической секции
VIII Всероссийских юношеских чтений
имени В.И.Вернадского
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|