Опыт свободного выбора
Возрастным психологам давно известно,
что ведущая деятельность младшеклассников – их
учебная работа, а старших – поиск себя, своего
пути. Но если в первом случае существует немало
успешных практик работы с детьми, то во втором мы
далеко не всегда знаем, как, каким способом можно
помочь подросткам достойно войти во взрослую
жизнь. Можем ли мы, например, разглядеть в
пятнадцатилетнем мальчишке будущего ученого?
Вот история двух ребят, которые пять лет назад
закончили школу, потом вуз, а недавно поступили в
аспирантуру Казанского университета. Они стали
учеными: Гоша Авдошин – философом, Рустем
Мухаметзянов – историком. Что повлияло на их
выбор? В какой момент в них обнаружилась
склонность к научной деятельности?
История первая. В школе, в 10 классе, они делали
свои первые научные пробы. В Гоше разглядела
будущего ученого профессор философии Эмилия
Тайсина, преподававшая ребятам основы
мировоззрения. Дело в том, что Гоша жил в том же
районе Казани, что и Эмилия Анваровна. Не раз
домой они возвращались вместе. В этих сначала
робких, а потом все более настойчивых вопросах
подростка о философии, о том, например, наука это,
искусство или просто род знаний, и ответах
ученого-философа родилась тема первой Гошиной
тогда еще ученической исследовательской работы
– “Учение Ницше о сверхчеловеке и воле к
власти”. Взрослея, он стал обсуждать с Эмилией
Анваровной проблему самоопределения. А еще позже
написал уже вполне зрелую работу про учение
Платона об обществе и государстве. В
университете от философии истории он перешел к
историографии, читал и анализировал труды
элеатов – Парменида, Зенона, Ксенофана. С
третьего курса стал исследовать представления о
времени в древнегреческой культуре.
Можно сказать, что в случае с Гошей учитель и
ученик нашли друг друга. Но может быть, такие
встречи и есть один из важнейших способов
образования для подростков?
История вторая. В то время как Гоша Авдошин
анализировал работы Ницше, группа
десятиклассников вместе с кандидатом
биологических наук Светланой Клочковой стала
изучать озерную систему Казани. Проект
создавался как многопрофильный, и не случайно.
Если в нем хотели участвовать старшеклассники,
увлекающиеся не биологией, а, скажем, историей
или литературой, то и им находилось место в
проекте. Как, например, десятикласснику Рустаму
Мухаметзянову, который в этом проекте нашел
нечто важное только ему одному – стал
классифицировать легенды о казанских озерах.
Составил настоящую типологию. Разыскал легенды,
связанные с кладом, спрятанным на дне озера
Кабан. В одиннадцатом классе Рустам научился
грамотно оформлять исследование, что
немаловажно для настоящего ученого, приносил по
главам работу научным руководителям. Уже ко
второму курсу университета он опубликовал
серьезную статью в научном сборнике.
Что оказалось важным для этого юноши?
“Возможность самому выбирать тему, которую
интересно исследовать и в то же время
удовольствие общаться с друзьями, – говорит
Гоша. – К сожалению, сейчас чаще приходится
заниматься необходимым. Но вышло, что с годами я
оказался и к этому готов”.
История третья. Юриспруденция. Что “настоящего”
может тут сделать школьник-исследователь?
Но Денис Рыжиков еще с восьмого класса хотел
стать юристом. Ему были интересны законы, по
которым живут люди. Законы для взрослых и законы
для детей. И Денис вместе с тремя своими друзьями
стал писать проект конституции школы. Через год
эта детская конституция и устав, написанный
вместе со взрослыми, получили премию Фонда
Сороса. Но в этом ли дело? Главное, что ребята еще
в школе могут выбирать любимое и главное дело
своей жизни. А взрослые... Им важно в нужный момент
оказаться рядом, научиться точному взгляду на
подростка, умению разглядеть единственное,
уникальное в нем, вдохновить и сделать так, чтобы
его робкий, первый опыт превратился в настоящий,
вполне реальный и значимый для многих других
людей результат.
Павел ШМАКОВ
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|