Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №31/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

Первые шаги – без провалов и пробелов

Технология неопасной учебы

Принцип Гиппократа «Не навреди» приложим, как известно, и к педагогической работе. Неумелым обучением можно очень быстро погубить в ребенке ученика. Поругали за ошибку, не понял объяснения, а следом уже перестал слушать, боится выполнять задание, не верит, что получится, идет в школу с тяжелым настроением.

Почему многие дети, лишь начав учиться, испытывают трудности? Одна причина очевидна: они пришли в первый класс с разным уровнем готовности к обучению. Но есть и вторая: учитель порой работает с классом вслепую, ориентируясь на среднего ученика. Может ли быть по-другому? Учебный комплект «Начальная школа ХХI века», разработанный под руководством Н.Ф. Виноградовой, организован так, что у учителя всегда под рукой задания, с помощью которых ребенок сможет преодолеть трудности и предотвратить часто встречающиеся ошибки.
Важно, что эта работа начинается с самых первых уроков, после того как учитель провел педагогическую диагностику и выяснил, какие у детей есть трудности. Один, например, не может передать форму фигуры – не получается вычертить подобную, соблюдая пропорции. Другой плохо ориентируется на плоскости – выполнить команды вправо, влево, вверх, вниз оказывается сложно, да и отсчитать нужное число клеточек не получается. Третий не может классифицировать предметы, выявить признак, по которому можно провести классификацию, например, отделить фрукты от овощей. Очень важен для грамотного письма в будущем фонематический слух, но не все дети сразу сумеют выбрать слова, в которых есть, например, звук «с», или сосчитать звуки в коротеньком слове.
Для преодоления каждой трудности есть специальные задания. И если с самого начала учебы вести целенаправленную работу, то помощь, необходимая именно этому ученику, а не всем в классе, придет вовремя: нельзя дожидаться, когда неуспеваемость станет уже заметной, как это делалось обычно. Если ребенок уже не успевает, это сказывается и на нем самом – на его самооценке, на его желании делать усилия, и на его отношениях с ребятами, с учителем, с родителями.
То, к чему думающий учитель обычно приходил за долгие годы педагогического поиска: типичные ошибки и их причины, – собрано и классифицировано учеными и практиками. Это огромная помощь. Но важны и общие подходы, без которых вряд ли коррекционно-развивающая работа будет успешной.

Верить в успех

Первое, и главное, условие – это доброжелательный настрой в классе. Психологами доказано, что развитие может идти только на положительном эмоциональном фоне. Теперь даже в министерском документе – в Письме «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы» запрещены слова: «Быстрее!», «Задерживаешь всех!» и т.п. Нельзя при неправильном ответе ученика говорить: «не думал», «не старался», «неверно», лучше обходиться репликами: «ты так думаешь», «это твое мнение», «давай послушаем других» и т.д. Там же записано, что никакому оцениванию не подлежит темп работы ученика, личностные качества, своеобразие психических процессов – особенности памяти, внимания, восприятия и др. Зато на похвалы не стоит скупиться. Отмечайте каждый успех, каждый правильный ответ, пусть в классе звучат слова: “молодец, умница, прекрасно; сегодня лучше, чем вчера; ты меня очень порадовал своей работой”.
Чтобы помочь ученику справиться с трудностями, надо верить в ребенка: у всех все получится, только от разных детей и соответственно от учителя потребуется разное количество усилий. Учитель не имеет права сомневаться в том, что результат придет.
Ребенку, чтобы нормально развиваться, нужно на каждом уроке чувствовать успех. Организация этого успеха – дело учителя. Для этого и составлены задания разного уровня сложности. Оценивая работу, хорошо прежде всего обращать внимание на то, что получилось, а потом уже высказывать конкретные пожелания – что улучшить. Важно опираться на сильные стороны ученика. Например, произношение у ребенка соответствует норме, а снижение фонематического слуха приводит к ошибкам. Можно посоветовать проговаривать звуки, закреплять связь звук-буква, пока идет знакомство с буквами.

Не больше, а эффективнее

Количество дополнительных заданий не перейдет в качество, если учитель не будет внимательно следить за тем, в чем трудности у конкретного ребенка, и не даст ему именно те задания, которые самым эффективным способом помогут их устранить. Например, если ученик путает буквы “Б-П”, то на сколько бы времени учитель ни засадил ребенка выписывать их, толку не будет. Нужно начинать с тренировки умения различать эти звуки на слух, а потом отрабатывать связь звонкого звука “Б” с буквой “Б”, а глухого звука “П” с буквой “П”.
Часто учитель, заметив, что ребенок, решая задачу на больше – меньше, путается в том, прибавлять ему или отнимать, дает большое число аналогичных задач. Но если уж ребенок сделал такую ошибку, то он и дальше будет действовать наугад, учитель будет раздражаться, а малыш – отчаиваться. А нужно просто научить понимать смысл условия: на три больше, значит, столько же и еще три.

Догонять всегда труднее

Учитель про каждого ученика должен понимать, что тот может сделать самостоятельно, что с помощью учителя и какая именно помощь ему нужна. Зная это, можно сгладить противоречие, которое неизбежно возникает: восполнение пробелов требует дополнительных усилий со стороны ученика и родителей, а ресурсов для этих усилий, как правило, нет. Причины низкого уровня готовности к школе – ослабленное здоровье, невысокая работоспособность, плохая память, недостаток ярких впечатлений детства и невнимание к ребенку в семье, социально-бытовые трудности. На помощь родителей рассчитывать в этих случаях не приходится, хотя и сбрасывать со счетов семью не стоит. При доброжелательном настрое и четких инструкциях со стороны учителя мама вполне может стать достойным союзником учителя.
Чтобы экономить детские силы, иногда можно проводить уроки по подгруппам. Например, половина 1“А” класса занимается со своим учителем грамотой, и половина 1“Б” – со своим, а остальные дети из двух классов в это же время занимаются физкультурой. На следующем уроке дети меняются. Нагрузка учеников не увеличивается, а учитель проводит коррекционно-развивающую работу с небольшой группой. Можно сгруппировать учеников по типу трудностей, например, с трудностями ориентировки в пространстве, с нарушениями моторики, с нарушением фонематической дифференциации звуков. Двум группам можно дать соответствующие задания в тетрадях, а с третьей поработать устно.

Приятно делать то, что получается

Надо организовывать коррекционно-развивающую работу так, чтобы она не выглядела как наказание. Например, работа в коррекционно-развивающих тетрадях «Я учусь считать», «Я учусь писать и читать» может быть предложена для самостоятельного выполнения сначала детям с очень высоким уровнем готовности к обучению, остальные приступят к ней позже, тогда это будет восприниматься как интересное дело, как награда.
Дети с высоким уровнем готовности к школе тоже требуют внимания и отдельных заданий. Важно, чтобы они не заскучали, не потеряли интереса к учению из-за иллюзии легкости, иначе эти ребята могут пропустить тот момент, когда в классе пойдет новый, неизвестный материал. Для этой группы детей есть углубленные задания в рамках тех учебных операций и действий, которые осваивают все дети.
Коррекционно-развивающая работа, начатая с самых первых дней учебы, с адаптационного периода, рассчитана не только на этот период. Дифференцированный подход скорее всего потребуется и дальше, на втором, третьем году обучения. Но при доброжелательном настрое, при квалифицированной методической помощи, которую предоставляют пособия комплекта “Начальная школа ХХI века”, при умело поддерживаемом познавательном интересе каждый ребенок успешно продвигается в своем развитии в начальной школе, осваивает программу без пробелов и провалов.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru