Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №31/2001

Первая тетрадь. Политика образования

ВОПРОС НЕ ПО ПРОГРАММЕ

Светскость – понятие относительное?

Этой теме был посвящен круглый стол “Религиозное образование в России: проблемы и перспективы” в Комитете Госдумы по взаимодействию с общественными и религиозными объединениями.

Восновной состав участников обсуждения вошли представители православной церкви, Московской патриархии, что и предопределило ход дискуссии. Обозначенные в пресс-релизе представители Центрального духовного управления мусульман России, иудейских, протестантских и других религиозных объединений отсутствовали. Так же, впрочем, как и сотрудники Министерства образования, РАО и депутаты от других комитетов, в том числе по образованию и науке.
Видимо, организаторы мероприятия в лице некоммерческого благотворительного фонда “Славянский дом” не слишком настаивали на присутствии своих потенциальных оппонентов. Поэтому малочисленные представители иных взглядов и убеждений не могли дать достойный отпор большинству, которое настаивает сегодня на включении религиозных дисциплин в школьные учебные планы на уровне национально-регионального и школьного компонентов.
Казалось бы, сегодня условия для религиозного образования действующим законодательством обеспечены в полной мере и с учетом разнообразных потребностей граждан многонациональной и многоконфессиональной страны. Этого не отрицают даже религиозные деятели, многие из которых уже давно не удовлетворены факультативным и необязательным положением религии в государственной системе. “Духовно-нравственное просвещение в школах идет, издаются учебники, – констатирует Юрий Исатов, главный редактор православной газеты “Славянский дом”. – Но все это происходит хаотически, запруды переполнены, и шлюзы пора открывать”.

Просчеты истинные и мнимые

Открытию “шлюзов” призваны способствовать такие поправки в законы “Об образовании” и “О свободе совести”, которые бы гарантировали религиозному просвещению полноправное включение в государственную и муниципальную систему образования наряду с другими учебными дисциплинами.
Закон “Об образовании” в нынешней его редакции не содержит ни одной статьи и ни одного упоминания о религиозном образовании. Лишь в п.7 ст. 33 закона кратко определены особенности лицензирования образовательных учреждений религиозных организаций.
По Закону “О свободе совести”, подкрепленному письмом Министерства образования РФ от 14.06.99 г., религиозным организациям по просьбе родителей и с согласия школьной администрации предоставляется возможность обучать детей религии вне рамок образовательных программ. Однако ни тот, ни другой документ не поясняют, какие именно религиозные вероучения могут преподаваться детям.
Сегодня в стране, по данным Министерства юстиции, действует более 20 тысяч религиозных организаций традиционных конфессий (из них около половины – православных) и 700 нетрадиционных. Известны случаи, когда занятия по религии в школе ведут члены деструктивных культов. В связи с этим 12 июля 2000 года Министерство образования направило в органы управления образованием письмо № 549/28-16, завизированное заместителем министра образования Е.Чепурных, с просьбой “разработать мероприятия, препятствующие проникновению нетрадиционных религиозных объединений в образовательные учреждения”.
Исходя из существующих проблем, координационный совет по взаимодействию Министерства образования и Московской патриархии Русской православной церкви предлагает закрепить в Законе “О свободе совести” понятия “традиционные религии” и “традиционные религиозные организации” и наделить их исключительным правом проводить занятия по религии в государственных и муниципальных школах.
Но это только первый шаг. Далее, по мнению специалистов координационного совета, в Законе “Об образовании” следует указать, что программы религиозного образования могут быть включены в национально-региональный и школьный компоненты учебных планов государственных, муниципальных и негосударственных учебных заведений. Рекомендуется продумать механизм финансирования последних, в частности, на определенных условиях предоставить им право на получение арендуемых объектов государственной и муниципальной собственности в безвозмездное пользование или долгосрочную аренду с правом выкупа.
Тут, правда, появляется серьезная нестыковка, связанная со светским характером государственного образования, статус которого закреплен в действующем законодательстве.

Новые подходы

Однако и эта проблема не представляется священнослужителям неразрешимой. Они предлагают пересмотреть само понятие “светское образование”, которое ошибочно отождествляется с “атеистическим” и “антирелигиозным”. Кроме того, в словаре С.Ожегова термин “светский” толкуется как “нецерковный”, “гражданский”, то есть не исключающий и не запрещающий религиозного образования в целях просвещения мирян.
При этом школа, как и прежде, будет отделена от церкви, что обеспечит ее финансовую и организационно-правовую независимость от религиозных организаций и контроль со стороны государственных и муниципальных органов за выполнением стандарта и “правильной” реализацией религиозных программ.
Почему же представители православной церкви настаивают на столь существенных поправках в действующее законодательство и чем они обосновывают необходимость тесного взаимодействия школы с различными традиционными конфессиями?

Нравственность неотделима от веры?

Главным стимулом к такому повороту событий послужило выступление Патриарха Алексия II на Рождественских чтениях в январе нынешнего года, в котором он, в частности, сказал, что духовный вакуум, который образовался вследствие господства атеизма в советскую эпоху, заполняют деструктивные культы вплоть до сатанинской направленности, наркотики, программы планирования семьи, растлевающие молодежь.
Из этого следует вывод, что духовно-нравственный императив должен присутствовать в системе образования в виде традиционных вероучений, альтернативы которым в педагогике и других светских науках нет.
Выступления участников “круглого стола” продолжали и развивали это утверждение.
Кроме того, единым фронтом выступают священнослужители и против религиоведения – науки, с их точки зрения, атеистической, скептически оценивающей различные вероучения.
“Не может быть религиозного образования без веры” – таков вывод большинства присутствовавших. И главный аргумент оппозиционной стороны.
Но можно ли навязать веру и вообще какое-либо мировоззрение современному человеку, не нарушив его прав?
“Религиозное образование в массовой школе невозможно, – убежден католический священник отец Игорь Ковалевский, – а нравственно-патриотическое воспитание должно быть основано на общечеловеческих ценностях”. По его мнению, к свободе совести относится право не только на вероисповедание, но и на атеистические убеждения, столь активно отрицаемые священнослужителями.
Эту позицию полностью разделяет начальник отдела по религиозным и национальным вопросам аппарата уполномоченного по правам человека в РФ Михаил Одинцов. По его мнению, менять в ту или иную сторону действующие законодательные нормы опасно, поскольку “они отражают некий компромисс в этом вопросе, некое общественное согласие. Религиозные проблемы тесно сплетаются с национальными, а религия – это как раз та сфера, где не совпадают взгляды миллионов граждан нашей страны, а мнение большинства в данном вопросе все равно не имеет значения.
Поэтому религиозное образование должно оставаться уделом частных лиц и создаваемых ими общественных объединений”.
Но будут ли услышаны голоса оппонентов? Ведь шансы на успех поборников обязательного религиозного образования весьма значительны. На их стороне президент РАН академик Ю.Осипов и президент РАО академик Н.Никандров, ректор МГУ В.Садовничий и законодатели в лице заместителя председателя Комитета Госдумы по взаимодействию с общественными и религиозными объединениями, члена фракции “Единство” Александра Чуева.
Идеи обязательного религиозного образования в той или иной мере поддерживают некоторые полномочные представители президента в федеральных округах.
И последнее: сторонники смелых законодательных проектов предлагают перекроить сложившуюся в России “американизированную” (факультативную и внеурочную) модель религиозного образования по образцу романо-германской правовой системы, к которой якобы относится Россия. И лукавят. Да, действительно в США добились очень многого на пути воспитания толерантности: во многих школах католическое Рождество, христианская Пасха празднуются наряду с еврейской Ханукой.
Но и в странах так называемой романо-германской правовой системы, к которым относится католическая Италия, вероучение в массовой школе преподается только на уровне религиоведения, и представители церкви, которые берутся за преподавание этого предмета, обязаны иметь диплом о педагогическом образовании.

Ольга ДАШКОВСКАЯ


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru