Светскость – понятие относительное?
Этой теме был посвящен круглый стол
“Религиозное образование в России: проблемы и
перспективы” в Комитете Госдумы по
взаимодействию с общественными и религиозными
объединениями.
Восновной состав участников обсуждения
вошли представители православной церкви,
Московской патриархии, что и предопределило ход
дискуссии. Обозначенные в пресс-релизе
представители Центрального духовного
управления мусульман России, иудейских,
протестантских и других религиозных объединений
отсутствовали. Так же, впрочем, как и сотрудники
Министерства образования, РАО и депутаты от
других комитетов, в том числе по образованию и
науке.
Видимо, организаторы мероприятия в лице
некоммерческого благотворительного фонда
“Славянский дом” не слишком настаивали на
присутствии своих потенциальных оппонентов.
Поэтому малочисленные представители иных
взглядов и убеждений не могли дать достойный
отпор большинству, которое настаивает сегодня на
включении религиозных дисциплин в школьные
учебные планы на уровне
национально-регионального и школьного
компонентов.
Казалось бы, сегодня условия для религиозного
образования действующим законодательством
обеспечены в полной мере и с учетом
разнообразных потребностей граждан
многонациональной и многоконфессиональной
страны. Этого не отрицают даже религиозные
деятели, многие из которых уже давно не
удовлетворены факультативным и необязательным
положением религии в государственной системе.
“Духовно-нравственное просвещение в школах
идет, издаются учебники, – констатирует Юрий
Исатов, главный редактор православной газеты
“Славянский дом”. – Но все это происходит
хаотически, запруды переполнены, и шлюзы пора
открывать”.
Просчеты истинные и мнимые
Открытию “шлюзов” призваны
способствовать такие поправки в законы “Об
образовании” и “О свободе совести”, которые бы
гарантировали религиозному просвещению
полноправное включение в государственную и
муниципальную систему образования наряду с
другими учебными дисциплинами.
Закон “Об образовании” в нынешней его редакции
не содержит ни одной статьи и ни одного
упоминания о религиозном образовании. Лишь в п.7
ст. 33 закона кратко определены особенности
лицензирования образовательных учреждений
религиозных организаций.
По Закону “О свободе совести”, подкрепленному
письмом Министерства образования РФ от 14.06.99 г.,
религиозным организациям по просьбе родителей и
с согласия школьной администрации
предоставляется возможность обучать детей
религии вне рамок образовательных программ.
Однако ни тот, ни другой документ не поясняют,
какие именно религиозные вероучения могут
преподаваться детям.
Сегодня в стране, по данным Министерства юстиции,
действует более 20 тысяч религиозных организаций
традиционных конфессий (из них около половины –
православных) и 700 нетрадиционных. Известны
случаи, когда занятия по религии в школе ведут
члены деструктивных культов. В связи с этим 12
июля 2000 года Министерство образования направило
в органы управления образованием письмо № 549/28-16,
завизированное заместителем министра
образования Е.Чепурных, с просьбой “разработать
мероприятия, препятствующие проникновению
нетрадиционных религиозных объединений в
образовательные учреждения”.
Исходя из существующих проблем, координационный
совет по взаимодействию Министерства
образования и Московской патриархии Русской
православной церкви предлагает закрепить в
Законе “О свободе совести” понятия
“традиционные религии” и “традиционные
религиозные организации” и наделить их
исключительным правом проводить занятия по
религии в государственных и муниципальных
школах.
Но это только первый шаг. Далее, по мнению
специалистов координационного совета, в Законе
“Об образовании” следует указать, что программы
религиозного образования могут быть включены в
национально-региональный и школьный компоненты
учебных планов государственных, муниципальных и
негосударственных учебных заведений.
Рекомендуется продумать механизм
финансирования последних, в частности, на
определенных условиях предоставить им право на
получение арендуемых объектов государственной и
муниципальной собственности в безвозмездное
пользование или долгосрочную аренду с правом
выкупа.
Тут, правда, появляется серьезная нестыковка,
связанная со светским характером
государственного образования, статус которого
закреплен в действующем законодательстве.
Новые подходы
Однако и эта проблема не представляется
священнослужителям неразрешимой. Они предлагают
пересмотреть само понятие “светское
образование”, которое ошибочно отождествляется
с “атеистическим” и “антирелигиозным”. Кроме
того, в словаре С.Ожегова термин “светский”
толкуется как “нецерковный”, “гражданский”, то
есть не исключающий и не запрещающий
религиозного образования в целях просвещения
мирян.
При этом школа, как и прежде, будет отделена от
церкви, что обеспечит ее финансовую и
организационно-правовую независимость от
религиозных организаций и контроль со стороны
государственных и муниципальных органов за
выполнением стандарта и “правильной”
реализацией религиозных программ.
Почему же представители православной церкви
настаивают на столь существенных поправках в
действующее законодательство и чем они
обосновывают необходимость тесного
взаимодействия школы с различными традиционными
конфессиями?
Нравственность неотделима от веры?
Главным стимулом к такому повороту
событий послужило выступление Патриарха Алексия
II на Рождественских чтениях в январе нынешнего
года, в котором он, в частности, сказал, что
духовный вакуум, который образовался вследствие
господства атеизма в советскую эпоху, заполняют
деструктивные культы вплоть до сатанинской
направленности, наркотики, программы
планирования семьи, растлевающие молодежь.
Из этого следует вывод, что духовно-нравственный
императив должен присутствовать в системе
образования в виде традиционных вероучений,
альтернативы которым в педагогике и других
светских науках нет.
Выступления участников “круглого стола”
продолжали и развивали это утверждение.
Кроме того, единым фронтом выступают
священнослужители и против религиоведения –
науки, с их точки зрения, атеистической,
скептически оценивающей различные вероучения.
“Не может быть религиозного образования без
веры” – таков вывод большинства
присутствовавших. И главный аргумент
оппозиционной стороны.
Но можно ли навязать веру и вообще какое-либо
мировоззрение современному человеку, не нарушив
его прав?
“Религиозное образование в массовой школе
невозможно, – убежден католический священник
отец Игорь Ковалевский, – а нравственно-патриотическое
воспитание должно быть основано на
общечеловеческих ценностях”. По его мнению, к
свободе совести относится право не только на
вероисповедание, но и на атеистические убеждения,
столь активно отрицаемые священнослужителями.
Эту позицию полностью разделяет начальник
отдела по религиозным и национальным вопросам
аппарата уполномоченного по правам человека в РФ
Михаил Одинцов. По его мнению, менять в ту или
иную сторону действующие законодательные нормы
опасно, поскольку “они отражают некий
компромисс в этом вопросе, некое общественное
согласие. Религиозные проблемы тесно сплетаются
с национальными, а религия – это как раз та сфера,
где не совпадают взгляды миллионов граждан нашей
страны, а мнение большинства в данном вопросе все
равно не имеет значения.
Поэтому религиозное образование должно
оставаться уделом частных лиц и создаваемых ими
общественных объединений”.
Но будут ли услышаны голоса оппонентов? Ведь
шансы на успех поборников обязательного
религиозного образования весьма значительны. На
их стороне президент РАН академик Ю.Осипов и
президент РАО академик Н.Никандров, ректор МГУ В.Садовничий
и законодатели в лице заместителя председателя
Комитета Госдумы по взаимодействию с
общественными и религиозными объединениями,
члена фракции “Единство” Александра Чуева.
Идеи обязательного религиозного образования в
той или иной мере поддерживают некоторые
полномочные представители президента в
федеральных округах.
И последнее: сторонники смелых законодательных
проектов предлагают перекроить сложившуюся в
России “американизированную” (факультативную и
внеурочную) модель религиозного образования по
образцу романо-германской правовой системы, к
которой якобы относится Россия. И лукавят. Да,
действительно в США добились очень многого на
пути воспитания толерантности: во многих школах
католическое Рождество, христианская Пасха
празднуются наряду с еврейской Ханукой.
Но и в странах так называемой романо-германской
правовой системы, к которым относится
католическая Италия, вероучение в массовой школе
преподается только на уровне религиоведения, и
представители церкви, которые берутся за
преподавание этого предмета, обязаны иметь
диплом о педагогическом образовании.
Ольга ДАШКОВСКАЯ
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|