Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №30/2001

Первая тетрадь. Политика образования

Восемь с половиной по-испански

Раз уж мы собираемся вводить профильное обучение – посмотрим, как эта мода прижилась в Мадриде

Реформа образования, предложенная российским правительством, заставляет вспомнить об аналогах подобных преобразований в европейской практике. В частности, испанскую реформу 1983 года, создавшую одну из лучших в мире образовательных систем.
Среди проектов, предложенных тогда испанскому правительству группой экспертов, был и так называемый американский вариант. В нем предлагалось ввести двенадцатигодичную систему с возможностью выбора предметов. Однако испанцы пошли по другому пути. Вместо того чтобы увеличивать количество школьных лет, они их уменьшили. Теперь обязательными считаются лишь классы с первого по восьмой. В программу обязательного обучения включены такие предметы, как испанский язык и литература, математика, история, физическое воспитание. Обязательное обучение разделено на два этапа – начальное (primario) и среднее (secondario).
После окончания средней школы можно поступить в бачильерато (bachillerato) – испанский аналог российской спецшколы. Акцент на специализированное образование, сделанный испанским правительством, позволил многим учащимся сбросить груз непосильного объема общих знаний и напрямую заняться тем, что их интересует.
В России, к слову сказать, попытку ввести профильное образование предприняли еще во времена перестройки, предложив разделить единую для всех школьную программу на техническую и гуманитарную. Эту систему не раз обсуждали в наших школах и в прессе, однако она нашла больше противников, чем сторонников, и на государственном уровне принята не была. Были созданы лишь технические и гуманитарные классы, но в большинстве школ программа осталась прежней.
В Испании выборочное обучение прижилось гораздо быстрее. Идея бачильерато настолько понравилась испанским школьникам, что многие из них заранее стали записываться в классы компьютерного программирования и планировки самолетов. Особым успехом пользуются классы моделирования, парикмахерского дела и авторемонта. Что говорить о таких курсах, как история, география, иностранные языки или музыка.
Благодаря этой системе испанское правительство достигло сразу двух целей. Во-первых, создало базовые курсы для людей, желающих профессионально осваивать ту или иную профессию. Во-вторых, избавила от ненужной конкуренции людей, желающих глубоко изучать тот или иной предмет. По окончании двух лет бачильерато человек может продолжить свое обучение в колледже или в университете, в то время как его бывший одноклассник будет спокойно заниматься бизнесом в своей ремонтной мастерской или парикмахерской.
Эта программа значительно упростила подход к выбору профессии. Страхи, что уровень образования после введения новой программы может серьезно упасть, не оправдались. Напротив, профильное обучение еще больше повысило ценность и престиж высшего образования, заставив испанцев задуматься об истинной его цели. Как известно, высшее образование в лучших колледжах и университетах Испании платное, и многим приходится копить деньги специально, чтобы поступить в вуз. Поэтому прогульщиков и лоботрясов в Саламанке можно встретить редко: большинство студентов твердо знают, зачем они сюда поступали.
Переход на профильную систему обучения значительно повысил и качество научных исследований. Теперь студент, изучающий астрономию, например, имеет возможность больше времени отдавать любимому предмету, вместо того чтобы отвлекаться на общую антропологию. Испанский менталитет, так же как и русский, стремится к краткости – сестре таланта. В то же время их российским коллегам приходится тратить огромное количество драгоценного времени на никому не нужные общие предметы, предусмотренные программой.

Илона ГОРСКАЯ

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru