Образовательный бюджет
выполняется, но...
На решение жизненно важных проблем
денег все равно не хватает
Расходы на образование в первом
квартале 2001 года профинансированы на 99,8% – к
такому выводу пришли члены профильного комитета
Госдумы и специалисты различных ведомств, в том
числе Минфина, Минобразования, Минэкономики, на
своем совместном заседании.
Зарплаты работников образования и
стипендии учащихся ПТУ, техникумов, вузов
федерального подчинения обеспечены с учетом
повышения их размеров с 1 января 2001 года в 1,2 раза.
В полном объеме плановых назначений
профинансированы федеральные целевые программы,
в том числе “Русский язык”, “Дети-сироты”,
“Одаренные дети”, “Молодежь России”. Итоги,
даже предварительные, по федеральной программе
“Развитие образования” подводить
преждевременно, поскольку ассигнования на нее в
первом квартале нынешнего года еще не
предусматривались.
Освоено государственных инвестиций по стройкам
и объектам образования на сумму примерно 185 млн
рублей, в том числе за счет средств федерального
бюджета – 106,3 млн рублей и внебюджетных
источников – 25 млн рублей.
Несмотря на парадность представленных отчетов,
дела обстоят не так благополучно, как в это
хотелось бы верить.
Безусловно, нельзя не порадоваться самому факту
практически стопроцентного исполнения
нынешнего бюджета в части образования, тем более
что запланированные на эти цели ассигнования
превышают показатели прошлого года более чем на
40%. И все-таки, несмотря на позитивные тенденции,
выделяемых правительством средств не хватает на
жизненно важные нужды.
Так, по свидетельству начальника управления
экономики Министерства образования Юрия
Шленова, учреждения отрасли больше всего
обеспокоены низким уровнем оборудования,
приборно-лабораторной базы и аварийным
состоянием учебных зданий, на ремонт которых
поданы заявки в размере 1,5 млрд рублей.
Еще выше кредиторская задолженность по
коммунальным платежам: на 1 января 2001 года она
составила 1,8 млрд рублей, и наибольшая ее часть
тянется с 1999 года. Именно по этой причине
продолжаются веерные отключения
образовательных учреждений от тепло- и
электросети.
В последние два года государство активно
помогает учебным заведениям в решении этой
проблемы. В конце минувшего года львиная доля
средств, поступивших в сферу образования из
дополнительных доходов бюджета – а это примерно
5,5 млрд рублей, – была направлена на погашение
долгов за коммунальные услуги.
В бюджете-2001 по сравнению с прошлым годом объемы
финансирования по этой статье для ПТУ увеличены
в 3 раза, для вузов – в 1,5 раза, для техникумов – в
2,2 раза, и эти плановые назначения в первом
квартале успешно выполнены.
И все-таки не менее 15–20% затрат за тепло и свет
обязаны взять на свои плечи сами учебные
заведения за счет своих внебюджетных источников.
Но если в 2000 году на эти цели было израсходовано
более 900 млн рублей, то в нынешнем придется
распрощаться с кругленькой суммой в размере 1,5
млрд рублей. Тарифы на коммунальные услуги, как
известно, неуклонно растут, съедая
государственные и коммерческие деньги.
В ходе совместного заседания депутатов и
специалистов различных ведомств, отвечающих за
денежное довольствие просвещения, обсуждались
некоторые спорные вопросы, связанные с
перераспределением средств между учебными
заведениями отрасли. По признанию Юрия Шленова,
при формировании бюджета был нарушен
определенный баланс в дележе общего пирога, и
самый большой кусок достался учреждениям
начального профессионального образования,
безусловно нуждающимся не меньше, а может быть, и
больше своих собратьев по образовательному цеху.
Чтобы не обделить вузы и техникумы, Министерство
образования с разрешения Минфина перебросило
около 900 млн рублей на другие, не менее важные
статьи. Таким образом, вместо 10,8 млрд рублей,
предусмотренных бюджетом на развитие кузницы
рабочих кадров, осталось 9,9 млрд рублей, что
вызывает недовольство среди представителей этой
отрасли.
Начатый в последние годы эксперимент по переводу
ПТУ с федерального на региональное
финансирование, как показал опыт 18 территорий (в
том числе Самарской области, Санкт-Петербурга),
не удался: в большинстве из них с этой задачей не
справились. В результате сократилась сеть
учебных заведений и число учащихся в них, пришла
в упадок материальная база. И теперь губернаторы
и руководители органов управления образованием
в экспериментальных регионах ждут не дождутся
помощи из центра в виде трансфертов.
Открытым остается и вопрос о величине бюджетных
средств, по разным причинам оказавшихся не
израсходованными в 2000 году. По материалам
Счетной палаты, финансирование образования в
минувшем году составило лишь 89,3% от плановых
назначений бюджета с учетом дополнительных
доходов. Значит, остатки есть, и немалые, с учетом
того, что весь бюджет на образование в 2000 году
достигал примерно 37 млрд рублей. Однако, по
предварительным сведениям Министерства
образования, в “загашнике” с прошлого года
осталось не более 280 млн рублей, которые могут
быть использованы в нынешнем году. Эта цифра
вызывает сомнения у некоторых специалистов,
которые в ближайшее время намерены обсудить эту
проблему с представителями Счетной палаты.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|