Давайте объединяться!
Газета “Первое сентября” и “Эврика”
начинают новый проект: создание автономной
общественно-профессиональной инновационной
образовательной сети
В редакцию пришла директор московской
школы, чтобы рассказать о своей трагедии: “Я
читаю все ваши статьи, вы должны со мной
поговорить”.
Мы были готовы услышать историю о притеснениях и
несправедливых гонениях со стороны начальства.
Оказалось, ничего подобного. Школа хоть и
маленькая, зато очень успешная, с прекрасным
коллективом и тесным сотрудничеством с наукой.
Все хорошо.
А у директора – трагедия.
Школу эту несколько лет назад создавали еще и в
связи с тем, что у будущего директора ребенок
тогда достиг школьного возраста и отдавать его в
обычное образовательное учреждение родители не
хотели. И с помощью добрых людей удалось открыть
в помещении детского сада малюсенькую школу под
интересный эксперимент – развитие детского
мышления. И школа получилась замечательная.
А ребенку, из-за которого, строго говоря, весь
сыр-бор, – не нравится. Или ребенок делает вид,
что не нравится.
“Я в вашу дуру больше не пойду (“дура” – это
школа), я хочу в другую, потому что вы все время ей
отдаете, а меня будто и не замечаете!”
В этом и состоит трагедия директора и, кстати
говоря, многих учителей – сотрудников этой
школы, у которых дети тоже здесь учатся. Работа
требует напряжения всех сил, проектируются не
только программы – создается каждый урок, всю
неделю идут напряженные семинары, в общем, школа
съедает всю жизнь.
...Я очень хорошо понимаю этого ребенка. У меня
есть опыт таких переживаний. Папа был директором,
а мама – учительницей. В школе я общался не с
родителями – с работниками образовательного
учреждения, а дома – бесконечное обсуждение
школьных дел. Теперь я понимаю, что дела были
чрезвычайно интересными: папина школа была чуть
ли не единственной сельской школой, на Украине во
всяком случае, в которой апробировались сразу
две интересные инновационные системы – Занкова
и Эрдниева. Это были 60-е и 70-е годы, не самое лучшее
время для экспериментальной деятельности, и
поэтому родителям приходилось прилагать
огромные усилия, чтобы продолжать эксперимент –
учить учителей, приглашать ученых для семинаров
и рефлексии, разрабатывать учебные пособия и
конспекты уроков. Много лет спустя я, конечно,
понял, какое огромное влияние оказала на меня вся
эта титаническая работа, но тогда чувствовал
себя заброшенным и глубоко несчастным, потому
что на меня ни у кого не хватало времени.
Времена были строгие, поэтому, наверное, никаких
претензий родителям я тогда и позже, конечно, не
высказывал. А вот ребенок нашей героини –
человек другого времени и более свободный. И
выплеснул свою обиду на маму, как теперь говорят,
по полной программе.
Самое главное – объявил: на следующий год он
перейдет в другую школу. И это для нашего
директора полный крах педагогической концепции
и расценивается ею как личная трагедия.
– А пришла я к вам потому, что вы тоже пишете,
пишете в каждом номере про перемены, про
гражданское общество, про творчество и
учительскую веру. Пишете? А школа-то не меняется,
даже наоборот – гайки закручивают пуще прежнего.
Вот вам самим не обидно?
Неожиданный поворот этого разговора
удивительным образом совпал с самой больной
проблемой в нашей редакции. Снайперское
попадание! Не проходит ни одной летучки, ни
одного заседания редакционной коллегии, чтобы
кто-то из сотрудников не горячился:
– Все наши усилия ни к чему не приводят! Движение
ФЭП хоть и сохранилось, но перешло в крепкие руки
ведомства, бюрократия становится все мощнее,
учитель становится все беднее, а инспектор все
свирепее... Разве не так?
Ну что тут скажешь?
И так, и не так.
Наверное, мы – и газета, и наша
читательница-директор – заложники медленных
перемен.
Мы не можем победить здесь и сейчас.
Но наше дело – не отчаиваться, а упрямо твердить
свое. Чтобы создавалось протяженное поле
ценностей и чтобы была хоть одна точка в
пространстве образования, в которой хоть один
учитель или директор мог бы укрепиться в своей
вере, набраться сил для того, чтобы идти дальше.
Что с этим будет в будущем?
Может быть, люди и дети скажут: теперь нам ясно,
как это помогало нам тогда.
Мы рабы медленных перемен, а не быстрых
свершений. У нас дистанция длинная – финиша даже
не видно... Но очень важно видеть главную цель.
Чего ты хочешь? За что борешься?..
И вместо того чтобы утешать гостью, мы рассказали
ей про нашу главную проблему.
Звучит она так: возможно ли в России общественное
образование?
Когда в начале девяностых годов в России стали
возникать частные школы, многие думали, что это
начало становления альтернативного образования.
И действительно, первыми негосударственными
школами были именно инновационные. Но прошло
десять лет, и большинство инновационных школ
перешли в число государственных, а большинство
частных превратились в образцово-показательные
советские спецшколы. Прекрасная мебель и
высокопрофессиональные предметники, от которых
родители требуют одного – твердых знаний и
поступления детей в университет.
Совершенно неожиданным образом советская школа
воспроизвела себя в частном, точнее говоря,
негосударственном, образовательном учреждении.
Парадокс?
Наверное, но нас занимает другое.
Лично для меня становится все более и более
очевидным, что произвести изменения в системе
образования через влияние на ведомственные
решения невозможно.
Лучшие люди ушли в министерство в начале 90-х, в
результате на долгие годы общественный слой в
образовании остался почти пустым, но возникла
иллюзия, что если хорошие люди сядут в
министерские кресла – наступят перемены к
лучшему. Я не знаю, возможно, в другой сфере это
так, но в школьном деле – точно не так. Может, и
запоздалое прозрение, но после истории с сетью
федеральных экспериментальных площадок для меня
и многих моих товарищей стало совершенно ясно:
нет смысла облагораживать министерство и
пытаться через него провести в школьную жизнь
перемены. Напрасная трата сил. И хотя сейчас
многие мои друзья все еще активно пытаются
работать Штирлицами – произвести изменения
изнутри, похоже, что не они добиваются своего, а
их используют в качестве своего рода прикрытия,
инновационного мифа для реставрации советской
школы – теперь уже не на локальном участке
негосударственного образования, а на полном
массиве всей российской системы.
И вывод, к которому мы пришли одновременно, и
прост, и очень рискован: если
культурно-образовательная инициатива хочет быть
реализованной в полной мере, она должна
стремиться к максимальной автономии –
содержательной, управленческой, правовой,
экономической.
И если мы считаем, что инновационное движение в
образовании отражает становление новых
общественных образовательных потребностей, то
из этого следует, что институциональной формой
такого образования должна быть
профессионально-общественная сеть.
Нет, школы при этом остаются государственными,
но, оставаясь государственными, школы вполне
могут объединяться в ассоциации, объединения,
создавать автономные сети.
Это трудно, здесь нужны незаурядные волевые
качества и способность к кооперации и, кроме
того, нужна новая форма взаимодействия с
ведомством. Нужно выйти из состояния
подчиненного работника и заключить контракт,
общественно-образовательный договор.
Я думаю, это возможно.
А зачем нужна автономная инновационная
общественно-профессиональная сеть?
Затем, чтобы договариваться об общих ценностях, о
самоаттестации и взаимной экспертизе, чтобы от
своего имени высказывать отношение к тем или
иным ведомственным, правительственным или
президентским инициативам, чтобы защищать
перспективные проекты.
...Симон Львович Соловейчик как-то сказал, что
“Эврика” будет жить и развиваться до того
времени, пока состоять в ней будет рискованно.
Как только мы объявили курс на создание
автономной общественно-профессиональной
инновационной сети, сразу почувствовали, что
“Эврика” продолжает развиваться. Для многих
перспектива автономности оказалась совсем не
привлекательной, по крайней мере достаточно
непривлекательной по сравнению с тем, чтобы быть
частью ведомственной структуры.
– Может, это похоже на то, как ваш ребенок
собирается уйти в другую школу? – спросили мы
нашу гостью.
– Нет, совсем не похоже, – сказала
читательница-директор. В нашем случае говорит
обида, а в вашем – стремление быть защищенными.
И снова наша гостья попала в точку.
Беда в том, что сегодня инициатива, если она не
поддержана ведомственно, не защищена, лишена
ресурсов, обречена на непризнание.
Значит, все существующее должно иметь гриф
“Одобрено Министерством образования”? Иначе
станет несуществующим?
Тогда и усилия нашей героини тоже напрасны – уж
лучше бы больше внимания уделяла семье, ребенку,
дому...
А я все-таки думаю, что через много лет
повзрослевший ребенок нашей гостьи скажет:
“Какой же я был глупый, не понимал своего
счастья, спасибо, мама”.
И вы знаете, я даже взялся поговорить с ним,
просто рассказать, что у меня было такое же
трудное детство, а я не понимал, что у родителей
моих в это время проходила трудная взрослость, и
не смог им помочь.
“А ты ведь можешь...”
Потому что единственная надежда и опора наша в
этой трудной взрослости – наши дети. И если с
ними об этом поговорить – они помогут. Потому что
им самим важно не только учиться в школе, но и
участвовать в создании нового и весьма
рискованного дела. Тогда они не просто в школу
ходить будут, а строить инновационную
образовательную сеть.
Детям, как и взрослым, нужна большая общественно
значимая цель в жизни. И тогда они будут
счастливы, что их приняли в команду, что они –
часть общего дела.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|