Поворот к реализму
Еще раз о том, что бывает с первого
взгляда
Непостижимо огромно бывает воздействие
печатного слова. Особенно в юности. Особенно в
нашей доверчивой стране.
Фразу, о которой пойдет речь, я прочитал много лет
назад, в школьные еще годы, и до сих пор числю ее
почему-то за Достоевским, хотя никогда потом у
него не встречал. Вот она: “Только дурак не судит
по внешности”.
Вполне возможно, что фраза эта
принадлежит вовсе не Достоевскому и уж во всяком
случае дело не в его авторитете. В юности за каким
угодно интеллектуалом можно было пойти, лишь бы
вопреки общепринятому мнению. Так по крайней
мере было во времена моей юности, когда
государство не без успеха пыталось запрячь в
свою упряжку ум, честь и совесть каждого своего
гражданина.
Тут еще дело в демонстрационной природе того
возраста, когда мы круглосуточно не сходим с
подмостков. Как это так – “по одежке встречают,
по уму провожают”? А зачем же тогда мама
старательно перешивает для меня куртки старшего
брата и я свои непослушные волосы старательно
мучаю бриолином? Нет, все это имеет отношение
именно что к чему-то главному во мне. Вернее, во
мне все главное, потому что все – мое, и мой
внешний вид, голос, жест и есть Я в самом при этом
неоспоримом своем проявлении.
И ни одна девочка не согласится с песней, что вот,
мол, “не родись красивой, а родись счастливой”.
Каждая хочет быть красивой и знает: это и есть
самый короткий путь к счастью. А дурнушки пусть
читают на школьных вечерах Заболоцкого про то,
что такое красота: “Сосуд она, в котором пустота,
или огонь, мерцающий в сосуде”. Скучно и нужно
только для тех, кому не повезло.
Фраза Достоевского (или не Достоевского) очень в
то время пришлась кстати. Вот, например, в книге
или в кино сразу видно, когда появляется
предатель или бандит. Руки потеют у него, улыбка
фальшивая, наигранный смех, а взгляд при этом
отводит в сторону – обдумывает, как бы лучше
обмануть. Остальные герои просто очень наивные,
не сразу замечают. Но мы-то видим это сразу.
Да и в жизни тот, кто нам неприятен, имеет, как
правило, отталкивающие манеры, внешность и даже
фамилию. Тут мы все сатирики в эстетике ХVIII
примерно века, каждому пороку подбираем свой
прыщик на лице, “стереоскопичности” в нашем
восприятии не больше, чем в пьесах Фонвизина.
Но все мы еще при этом и идеалисты, ибо свято
убеждены в собственной нравственной
непорочности. Искренне верим в то, что говорим, и
думаем, что думаем то, что думаем в данную минуту,
а хотим того, чего хотят все хорошие люди на
земле. Тут и соображать ничего не надо –
достаточно посмотреть в глаза, которые ведь
никогда не лгут (эта поговорка годилась). Боже, с
какой наивностью и бесстрашием можно было тогда
предложить посмотреть в глаза и как хороша была
жизнь в лучезарно-одномерном мире!
Были и тогда, конечно, всякого рода комплексы,
отчаяние, внезапно накрывшая ум мизантропия и
ощущение собственного изгойства, даже муки
совести... Но все они были так очевидны,
скоротечны и так нуждались в зрителе и слушателе,
что их невозможно было долго таить в себе, а
значит, ты снова оказывался даже в дурном честен,
искренен и, в сущности, очень даже неплох.
Потом, конечно, жизнь усложнилась, да и сам успел
натворить бед. Узнать позорное несоответствие
прекраснодушного замысла, истинных намерений и
реальных сил. Узнать силу обманного женского
взгляда и вопросительно приоткрытых губ.
Познакомиться с подлостью, дышащей здоровьем и
благодушием. Увидеть смеющееся лицо, в котором
проступает гримаса плача. Да мало ли!
Весь этот процесс молодого еще взросления
сопровождало, конечно, чтение нашей великой
литературы, начатое в школе. Она учила сложной
диалектике соотношения внешнего и внутреннего.
Но, в сущности, тоже приучала к строгой
обязательности такого соотношения. Это
называлось “художественная деталь”.
Ноздрев, например, при первой же встрече стал
говорить Чичикову ты – от него ничего хорошего
ждать не приходилось, потому что прохвост; Рудин
уже в начале романа заговорил таким тонким,
высоким голосом, что каждому понимающему
становилось ясно: для своих революционных
устремлений он слабоват, ну а о “голой Элен” в
театре что и говорить.
Потом то ли наступила некая пресыщенность
реалистической литературой, то ли просто стала
доступна литература иная. Стали увлекаться
потоком сознания, абсурдом, сюрреализмом,
орнаментализмом, мифологемностью, философской
притчей. Проблема соотношения внешнего и
внутреннего представлялась теперь старомодной,
тривиальной и даже нелепой, как
противопоставление формы и содержания, например.
К тому же чем больше воплощений приобретала наша
жизнь, тем более несовершенной представлялась
всякая очередная реализация. Центр переживаний
перемещался в некие элегические образы, в сферу
внутреннего, экзистенциально бесконечного, но в
силу разных причин не выявленного содержания. До
соотношения ли тут внешнего и внутреннего,
смешная забота, не молодые ведь люди.
Но поворот к реализму, видимо, неизбежен, и не
только в литературном, но и в жизненном плане.
Вновь хочется не то что простых ответов, но
какой-то внутренней устойчивости и ясности. Душа
натешилась, даже надеждой ее уже нет смысла
обольщать. Нужен только трезвый свет и покой
знания. И снова думаешь: а ведь и действительно –
от летних барханчиков вокруг зрачка до
похоронной походки стареющего юноши – каждый
виден. Каждый вроде ошелушенной семечки на
ладони под взглядом полуденного солнца – не
обмануть, не скрыться. И – только дурак не судит
по внешности.
Теперь даже приятно думать, что это Достоевский.
Николай КРЫЩУК
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|