Национальность – дело не крови, а
убеждений
Но ни за одно убеждение не пролито
столько крови...
О национальной нетерпимости и
толерантности беседуют Наталья Борисовна
ИВАНОВА, культуролог, литературный и
художественный критик, заместитель главного
редактора журнала «Знамя», и наш корреспондент
Елена ИВАНИЦКАЯ.
– К сожалению, сегодня дети растут в
атмосфере, пронизанной радиацией враждебности и
нетерпимости. Вспомните, пожалуйста, насколько
остро национальный вопрос ставился в ваши
детские годы? Как и когда вы узнали, что люди
бывают разных национальностей?
– О том, что люди бывают разных национальностей,
я узнала во дворе своего дома, в Москве, когда мне
было года три или четыре. Мне открылось, что на
свете есть татары. Мы жили в огромной
коммунальной квартире на проспекте Мира,
недалеко были Ржевские бани, а в банях был
татарский день. Кажется, среда. Помню, как бабушка
говорила: “Сегодня в банях татарский день”. В
этом районе жило много татар. На проспекте Мира
была и сейчас есть мечеть. Помню татарскую речь,
помню, как в дни мусульманских праздников метро
перекрывали на вход или на выход. По улице
двигались нарядные люди в халатах, в тюбетейках.
Интересно, что и меня до сих пор нередко
принимают за татарку. Потом узнала о второй
национальности – о евреях. Узнала из частушек,
которые пели дети во дворе в абсолютно
неполиткорректных выражениях, конечно, но тем не
менее никакого национального противостояния в
нашей детской среде не было. В школе до второго
класса у нас было раздельное обучение, а во
втором классе мальчик-еврей по имени Миша сделал
мне предложение. “Уйди, дурак, сейчас позову
милиционера”, – ответила я. Но он не отступился и
на следующий день привел ко мне маленького
братика знакомиться. Все мы дружим до сих пор. В
классе были дети самых разных национальностей,
но не было и зернышка какой-нибудь национальной
вражды. Скорее уж врагом воспринимался
милиционер, хотя я и пригрозила его позвать.
– А кто вы по происхождению? Как
национальный вопрос коснулся вашей семьи?
– Я коренная москвичка, все предки мои
похоронены на Пятницком кладбище, в церковь
неподалеку от этого кладбища водила меня
бабушка. В семье национальный вопрос не только не
муссировался, а вовсе не обсуждался. Ну вот не
было такого вопроса! В школьные годы мне, в
сущности, было все равно. Наша московская русская
семья – сложного происхождения. Такое
количество кровей – невообразимо! От черкесов до
голландцев, приехавших в Россию при Петре. По
семейному преданию, одна моя прабабушка была
черкешенкой, похищенной из аула. Но
национальность – дело не крови, а убеждений. С
годами национальный вопрос передо мной появился.
Мне было семнадцать лет, когда я узнала о
“Протоколах сионских мудрецов”. Поведал Илья
Глазунов у себя в мастерской. В полубогемной
среде национальная проблематика обсуждалась
идеологически, с привлечением “Протоколов...”,
тут я и получила первую прививку
интернационализма, потому что мне стало глубоко
противно. Националистическую,
национально-враждебную идеологию мне совершенно
невозможно было принять. Сама жизнь без всяких
лозунгов говорила, что есть культура, а есть –
антикультура. Самым лучшим учителем русской
истории, какого я знала, был наш Соломон
Борисович, фронтовик, потерявший руку. Я
закончила вечернюю музыкальную школу при
консерватории, и там людей всех национальностей
объединял язык музыки. Первый мой брак оказался
интернациональным. Мой первый муж Олег Иванович
Гроссе, художник, происходил от потомков
австрийских немцев. Светлый был человек, ныне, к
сожалению, покойный. Так что я некоторое время
носила фамилию Гроссе.
– Философ Григорий Померанц пишет о том, что
советскую систему политически разрушал двойной
стандарт в отношении к нациям: русским
преподносили национализм под вывеской
военно-патриотического воспитания, а всем
остальным: чехам, чеченцам, татарам – затыкали
рот интернационализмом. Вы согласны с этим?
Чувствовалась ли такая двойственность в ваши
школьные годы?
– Не могу разделить мысль Григория Померанца. У
нас в школе не было, совсем не было национализма.
После школы детям с нерусскими фамилиями было
труднее, это так. Сама я испытала шок от
столкновения с реальностью при поступлении в
вуз, на себе испытала жестокий шовинизм, но это
была дискриминация не по национальному, а по
половому признаку. Меня не приняли в МГИМО,
несмотря на отличные оценки, потому что
преимущество было у абитуриентов-юношей.
Теперь-то я свечу ставлю в благодарность, что
была избавлена от этого чреватого пути, а тогда
романтически мечтала заниматься
дипломатической работой, как Александра
Коллонтай, потому что любила языки, западную
литературу, географию. Впоследствии несколько
лет я проработала в журнале “Дружба народов”.
Пришла именно в этот журнал совершенно
сознательно: дружба народов, национальная
толерантность, политкорректность – для меня
очень значимые понятия. Может быть, я отроду, от
семейных корней такая политкорректная? То, что
закладывается в ребенке до 14 лет, – это и есть
фундамент культуры. У нас ругают
политкорректность и относятся к ней насмешливо.
Это очень печально. Ведь одно дело – посмеяться
над некими издержками ситуации в обществе,
которое давно приняло политкорректность, и
совсем другое – у нас, в обществе, которое о
политкорректности понятия не имеет.
– Вы считаете, что нам необходима прививка
политкорректности в национальном вопросе?
– Считаю. Национальная нетерпимость – самая
страшная черта нашего времени. Не так давно, на
Восьмое марта, я получила поздравления из Чечни.
Вообще-то я недолюбливаю этот странный праздник,
подмигивающий в сторону эротической
непристойности. Но когда мне позвонил Рамзан
Айдамиров, это искупило всю пошлость праздника.
Рамзан – друзья называют его Авалу – директор
школы в поселке Новые Алды возле Грозного. В этой
школе обучение ведется на русском языке.
Чеченские дети хотят обучаться по-русски, но как
же им тяжело! ХХ век, как никакой другой, обострил
национальные отношения. Нам необходим
общественный институт наций. На государственном
уровне нет достойной национальной политики, а
общественные организации мало занимаются этой
проблемой. Общественная пассивность,
безынициативность опасны. Посмотрите, что у нас
сейчас произошло на символическом уровне –
соединение имперского герба с социалистическим
гимном. И общество приняло это соединение, хотя
оно соответствует именно устремлениям
коммунистов, чей интернационализм давно
выродился в ультранационализм. Болезнь
национализма всегда происходит от стыда и
ущемленности.
– А бывает здоровый национализм? И как вы в
этом смысле воспитывали свою дочь?
– Моя дочь в свои шестнадцать лет в августе
девяносто первого года сутки отдежурила возле
Белого дома. Потом она сказала мне без всякого
пафоса, просто в разговоре на кухне: «Теперь я
понимаю, как часть земли становится абсолютно
моей». Отсюда и гордость: я гражданка России. Есть
здоровое понятие гражданственности, но нет
здорового национализма.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|