Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №29/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

НЕ ДЛЯ ОВАЦИЙ

Ничего специального я делать не буду

Открытые уроки: есть ли от них польза и если есть, то кому?

Вместо эпиграфа

На всю жизнь запомню, как я сидела на открытом уроке у Лидии Константиновны. Звонок уже прозвенел, и я привычно пошла между рядами на последнюю парту, а там места нет. Ну, думаю, сейчас ребята втроем сядут, мне место освободят...
Тут Лидия Константиновна хвать меня за руку и к учительскому столу тянет.
– Садитесь лицом к детям. Чтобы я вас не видела.
Так весь урок за учительским столом, как экспонат на выставке, и просидела. Ужас!

Рассказала Анна Петровна, методист

Меня предупредили, что ко мне на уроки придут учительницы из соседней школы. Брыкаться было неудобно. А специально готовиться, что-то такое показывать тоже сил не было – последние дни еле ползала.
Как только они пришли, я сразу им сказала: вы люди свои, учителя, поэтому я ничего специального делать не буду. Увидите жизнь как она есть.

Первый урок – чтение. Мы сейчас Крылова читаем – с подачи В.М.Букатова. Когда дети по сто раз ползают по одному и тому же предложению и рисуют графики, кто из героев сколько раз в тексте появился, а потом тычут пальцем: вот здесь про него говорится, а тут не говорится... Если кто-нибудь из взрослых в этом что-нибудь может понять, я тому завидую!
Но поймите правильно: мне-то как раз не скучно, мне как раз интересно за ними наблюдать. И еще как! Но я не понимаю, как дети ухитряются весь урок сидеть (ведь в общем-то я только один раз мизансцену поменяла – это на втором уроке они у меня покрутиться должны были) и так увлеченно этим бредом заниматься?!
И знаете, кто прежде всего занимается взахлеб? Эти самые мои, мягко говоря, подвижные мальчишки. Они тычут во все это пальцами, малюют графики на доске, и получается, что дурака валять им вообще некогда.
А девчонки, которые плохо читают и которым было бы полезно одну и ту же фразу почитать, – хорошо, если один разок мне удалось их вытащить из подполья и заставить хоть что-то пролепетать. А Оля, так та сидит счастливая и довольная, что ее не трогают и что она может спокойно разрисовывать блокнотик цветочками.
Потом мы представляли в сценках самое короткое предложение из “Квартета”. Ну тут не то что девчонки, даже Никита залип!

Второй урок – русский язык. Я не знаю, что мои гости хотели увидеть. Меня удивила их реакция – их смутило, как это я в одну дидактическую кучу так много свалила.
А куча была вот из чего. Сначала дети друг у дружки по парам домашнюю работу проверили. Потом с глаголами покрутились: была эстафета у доски – спрягали, потом с какой-то каверзной парочкой (типа таить и таять) предложения придумывали. Потом их читали, а остальные ловили, что это был за глагол.
Потом я дала им листочки с дырявым текстом (см. «ПС» № 28, 1999). Заштопали.
Потом парты, стоявшие с первого урока «гнездами», вернули в обыкновенные ряды. По рядам передавая листочки с заштопанными дырками, стали исправлять друг у друга ошибки и, заглядывая в «Проработку» (см. «ПС» № 7, 2000), ставить на полях соответствующие номера орфограмм. Исправили.
Вернули хозяевам. Те проверяли, а я тем временем на доске под их диктовку выписывала, какие номера орфограмм обнаружены на полях.
А потом они этот текст переписывали в тетрадь, поглядывая на доску, чтоб не напороться на орфограмму. Переписали уже без ошибок и быстренько сдали тетради.
Гостей несколько смутил широкий спектр орфограмм – по всему курсу русской грамматики. Я влепила в этот текст на листочке все, что могла влепить. Там и безударка вылезла, и непроизносимая согласная, и глагольные окончания, и окончания прилагательных, и правописание наречий, и вводные слова, и обращения...
Учительницы у меня эту проработку, однако, попросили, улыбнулись, сказали большое спасибо и ушли.

Кое-какие вещи я все же не заметила бы, если б не они, гости. Жалко, что спасибо им не успела сказать.

Рассказ Ольги ЛАПИНОЙ
записала Мария ГАНЬКИНА


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru