Ничего специального я делать не буду
Открытые уроки: есть ли от них польза и
если есть, то кому?
Вместо эпиграфа
На всю жизнь запомню, как я сидела на
открытом уроке у Лидии Константиновны. Звонок
уже прозвенел, и я привычно пошла между рядами на
последнюю парту, а там места нет. Ну, думаю, сейчас
ребята втроем сядут, мне место освободят...
Тут Лидия Константиновна хвать меня за руку и к
учительскому столу тянет.
– Садитесь лицом к детям. Чтобы я вас не видела.
Так весь урок за учительским столом, как экспонат
на выставке, и просидела. Ужас!
Рассказала Анна Петровна, методист
Меня предупредили, что ко мне на уроки
придут учительницы из соседней школы. Брыкаться
было неудобно. А специально готовиться, что-то
такое показывать тоже сил не было – последние
дни еле ползала.
Как только они пришли, я сразу им сказала: вы люди
свои, учителя, поэтому я ничего специального
делать не буду. Увидите жизнь как она есть.
Первый урок – чтение. Мы сейчас Крылова читаем –
с подачи В.М.Букатова. Когда дети по сто раз
ползают по одному и тому же предложению и рисуют
графики, кто из героев сколько раз в тексте
появился, а потом тычут пальцем: вот здесь про
него говорится, а тут не говорится... Если
кто-нибудь из взрослых в этом что-нибудь может
понять, я тому завидую!
Но поймите правильно: мне-то как раз не скучно,
мне как раз интересно за ними наблюдать. И еще
как! Но я не понимаю, как дети ухитряются весь
урок сидеть (ведь в общем-то я только один раз
мизансцену поменяла – это на втором уроке они у
меня покрутиться должны были) и так увлеченно
этим бредом заниматься?!
И знаете, кто прежде всего занимается взахлеб?
Эти самые мои, мягко говоря, подвижные мальчишки.
Они тычут во все это пальцами, малюют графики на
доске, и получается, что дурака валять им вообще
некогда.
А девчонки, которые плохо читают и которым было
бы полезно одну и ту же фразу почитать, – хорошо,
если один разок мне удалось их вытащить из
подполья и заставить хоть что-то пролепетать. А
Оля, так та сидит счастливая и довольная, что ее
не трогают и что она может спокойно
разрисовывать блокнотик цветочками.
Потом мы представляли в сценках самое короткое
предложение из “Квартета”. Ну тут не то что
девчонки, даже Никита залип!
Второй урок – русский язык. Я не знаю, что мои
гости хотели увидеть. Меня удивила их реакция –
их смутило, как это я в одну дидактическую кучу
так много свалила.
А куча была вот из чего. Сначала дети друг у
дружки по парам домашнюю работу проверили. Потом
с глаголами покрутились: была эстафета у доски –
спрягали, потом с какой-то каверзной парочкой
(типа таить и таять) предложения придумывали.
Потом их читали, а остальные ловили, что это был
за глагол.
Потом я дала им листочки с дырявым текстом (см.
«ПС» № 28, 1999). Заштопали.
Потом парты, стоявшие с первого урока «гнездами»,
вернули в обыкновенные ряды. По рядам передавая
листочки с заштопанными дырками, стали
исправлять друг у друга ошибки и, заглядывая в
«Проработку» (см. «ПС» № 7, 2000), ставить на полях
соответствующие номера орфограмм. Исправили.
Вернули хозяевам. Те проверяли, а я тем временем
на доске под их диктовку выписывала, какие номера
орфограмм обнаружены на полях.
А потом они этот текст переписывали в тетрадь,
поглядывая на доску, чтоб не напороться на
орфограмму. Переписали уже без ошибок и
быстренько сдали тетради.
Гостей несколько смутил широкий спектр
орфограмм – по всему курсу русской грамматики. Я
влепила в этот текст на листочке все, что могла
влепить. Там и безударка вылезла, и
непроизносимая согласная, и глагольные
окончания, и окончания прилагательных, и
правописание наречий, и вводные слова, и
обращения...
Учительницы у меня эту проработку, однако,
попросили, улыбнулись, сказали большое спасибо и
ушли.
Кое-какие вещи я все же не заметила бы, если б не
они, гости. Жалко, что спасибо им не успела
сказать.
Рассказ Ольги ЛАПИНОЙ
записала Мария ГАНЬКИНА
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|