Как аукнется, так и откликнется
Готовя материалы к этой полосе, я
вспомнила свою последнюю аттестацию и, перерыв
кучу бумаг, откопала-таки ту самую, на которую без
слез смотреть не могу. А дело вот в чем. Всем, кто
шел на 14-й разряд, раздали по бумажке из районного
департамента образования с перечнем
неудобоваримых вопросов... по самоанализу(!)
открытого урока. Мало того, что я должна свой урок
«открывать» кому ни попадя, так еще и – как та
офицерская вдова – сама себя высечь.
Теперь гляжу на этот, с позволения сказать,
самоанализ и удивляюсь: удалось же таки
выкрутиться.
Самоанализ урока
Преподаватель Ганькина Мария
Владимировна
Класс: 5-й
Тема урока: «Чередование гласной в
корне»
1. Каково место данного урока в теме? Как
этот урок связан с предыдущими, как работает на
последующие?
В моем плане-конспекте (который, естественно, все
сдавали аттестационной комиссии) ведь русским же
языком было написано, что урок по этой теме –
третий. А на скольких еще уроках мне придется
возвращаться к столь каверзной языковой
реальности, я пока не знаю. Но не писать же об этом
впрямую! А «вкосую» получилось нечто обтекаемое.
Что ж, лиха беда начало. То ли еще будет!
На этом уроке ребятам удалось воссоздать
классификацию типов чередования гласной в корне,
над параметрами которой при ее составлении они
ломали голову два предыдущих урока. На
последующих уроках будут отрабатываться навыки
пользования этой таблицей-инструкцией в полной
мере.
2. Краткая психолого-педагогическая
характеристика класса (кол-во слабоуспевающих,
сильных учащихся). Какие особенности учащихся
были учтены при планировании урока?
Вообще-то это вопрос не ко мне. В противном случае
зачем тогда в школе психолог?
«Слабые» учащиеся, «сильные» – это как
посмотреть и с кем сравнивать. Вон из соседнего
класса мальчик в Германию переехал. И пишет, что
стал отличником. А здесь еле с двойки на тройку
перебивался. Или Андрюшка из моего класса.
Безграмотный – жуть! Весь в отца. Но зато
старательный. Весь в мать. С доски срисовывал
первый, все тетрадки – просто загляденье (если,
конечно, закрыть глаза на ошибки). И что? «Слабо»
он успевает или «сильно»? А это – смотря ЧТО
успевает...
Но раз нужны цифры – получите. (Интересно, а куда
я тогда пристроила Андрюшку? Явно не в «очень».)
Слабоуспевающих – 3, вполне успевающих – 12, очень
успевающих – 5. При планировании урока были
учтены навыки групповой работы учащихся,
особенности ролевого поведения отдельных
учащихся при работе в малой группе, а также
темпоритм, необходимый для оптимальной
организации активной познавательной
деятельности учащихся.
3. Какова триединая дидактическая цель урока (ее
обучающий, развивающий, воспитательный аспект)?
Дать оценку успешности в достижении ТДЦ урока,
обосновать показатели реальности урока.
ДДТ, ДЦП... А тут еще ТДЦ. Жуть!
Был урок. Была жизнь. Что-то происходило,
крутилось, вертелось. Сложа руки никто не сидел.
Восемь раз (по числу этапов урока) полностью
меняли мизансцены – как тут соскучишься?
Проработка «стенки» («ПС» № 113, 1998), эстафета по
рядам, «деревья» («ПС» № 71, 1999), «одиночное
плавание» («ПС» № 98, 1998), «штопка» по парам,
«шифровка» по четверкам («ПС» № 7, 2000),
реконструкция таблицы «Типы чередований»,
сочинение по группам «дырявых» историй (из семи
предложений), где не должно быть больше двадцати
пяти дырок (десять из которых – на орфограмму
«Чередование гласной в корне») и обязательно
наличие сложносочиненного, сложноподчиненного и
бессоюзного сложного предложений («ПС» № 28, 1999)...
В общем, была жизнь. А раз так – то и все 133 зайца. А
тут всего-то одна ТДЦ, хоть и трехголовая. Но я
честно постаралась ее сформулировать. И,
признаться, не без некоторой пользы: во всяком
случае, я стала чувствовать себя вооруженной до
зубов.
А вот «обосновать показатели реальности урока» я
так и не смогла. До сих пор не могу взять в толк,
что от меня требовалось. Видать, на 14-й разряд я
все же не тяну.
Цель данного урока:
а) обучающий аспект – способствовать
закреплению и дальнейшему развитию навыков
совместной познавательной деятельности
учащихся; предоставить им возможность
опробовать свое понимание одной из труднейших
тем русской грамматики в различных видах
деятельности;
б) развивающий аспект – развитие речи учащихся в
совместной деятельности; развитие творческих
возможностей; развитие неординарного мышления;
в) воспитательный аспект – дать возможность
увидеть, услышать и принять другого человека в
совместной деятельности; расширение
дружественных контактов; углубление оптимизма и
равенства в рабочих партнерских отношениях.
4. Отбор содержания, форм, методов обучения в
соответствии с целями урока. Выделить главный
этап и дать его полный анализ, основываясь на
результатах обучения на уроке.
Формы и методы? Пожалуйста! Этого у нас сколько
угодно! Вот вам, чтоб неповадно было.
Формы и методы обучения выбраны в соответствии с
целью урока: эстафета, работа в парах и малых
группах, деловые контакты между группами, смены
мизансцен урока, использование театральных
упражнений в качестве тонусов («летает-не
летает», «руки-ноги», «встать по пальцам», «выход
ряда», «замри!»).
Главный этап урока – четвертый –
продемонстрировал успешность учащихся в
выполнении поставленной перед ними задачи,
понимание основ классификации, умение
практически использовать понимание темы, что и
было выявлено на этапах пятом и шестом.
5. Отбор дидактических материалов, ТОО, наглядных
пособий в соответствии с целями.
Наши рукотворные клеенки, деревья, паруса,
солнышки называть дидактическим материалом язык
как-то не поворачивается. Поэтому я нагло
написала:
Наглядные пособия изготовляются на уроке самими
учащимися.
6. Как организован контроль усвоения знаний,
умений и навыков учащихся? На каких этапах урока?
В каких формах и какими методами осуществлялся?
Как организовано регулирование и коррекция
знаний учащихся?
Контроль усвоения ЗУНов? Приплыли! Тут я совсем
рассвирепела и выдала такое, что до сих пор смех
разбирает.
А как лихо «коррекция знаний учащихся»
трансформировалась у меня в «корректное»
поведение учителя!
Контроль усвоения знаний, умений и навыков
учащихся осуществлялся на всех этапах урока
методами само- и взаимоконтроля учащихся и
корректного контроля за само- и взаимоконтролем
учащихся со стороны учителя.
7. Психологическая атмосфера на уроке и общение
учащихся и учителя.
Психологическая атмосфера на уроке
характеризовалась дружественностью, оптимизмом
и равенством как учащихся между собой, так и
между учащимися и учителем.
Вообще-то со стороны оно виднее.
8. Как вы оцениваете результаты урока? Удалось ли
реализовать поставленные задачи урока? Если не
удалось, то почему?
Результаты урока я оцениваю как хорошие.
Поставленные задачи удалось реализовать.
Нескромно, конечно. Негоже самого себя хвалить.
Но чего ждали составители этого вопросника?
Неужто каких-то откровений?
9. Наметить перспективы своей деятельности.
Перспективы своей педагогической деятельности я
вижу в углублении учебного материала за счет
дальнейшего налаживания деловых партнерских
отношений между учащимися в их совместной
деятельности.
Интересно, они что-нибудь в этом поняли? Или
присвоили мне разряд, не читая? Если так, то жаль.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|