Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №29/2001

Третья тетрадь. Детный мир

Школа, которая учит не повторять ошибки

Но не в задачах и уравнениях – а в жизни и в отношениях с другими людьми

Предметное обучение – всего лишь повод для погружения в этот многогранный мир отношений с детьми – мир помощи, развития и поддержки. Это принципиальная установка Центра социально-психологической адаптации детей и подростков “Генезис”.
Особенность нашего подхода состоит в том, что мы все происходящее между уителем и ребенком, а также между ребенком и миром рассматриваем через призму навыков. Социальные умения и жизненные навыки – основной предмет интересов «Генезиса» сегодня.
Главные усилия педагогов и психологов, на наш взгляд, должны быть направлены не на адаптацию ребенка к современному обществу, а на то, чтобы помочь ребенку прожить достойную, наполненную смыслом жизнь.
Итак, школа прежде всего должна учить жизненным навыкам.
В каждом возрасте жизнь ставит перед человеком типичные задачи, которые требуют определенных ресурсов. Это умение понимать и проживать собственные чувства, ориентироваться в чувствах и мотивах других людей, настаивать на своем или, наоборот, уступать, отличать главное от второстепенного, планировать и достигать задуманного...
И мы можем научить этому ребенка. Как пережить печаль, горе? Как реагировать на агрессию? Как выразить симпатию?..
Все это может быть представлено в виде традиционных, достаточно стандартных пошаговых действий: первый шаг, второй, третий...
Если существует определенная, веками наработанная культура, то почему бы не передать ее детям?
У жизненных навыков есть своя разноуровневая иерархия, которую тоже надо показать ребенку.
В экзистенциальном анализе Альфреда Лэнгле выделяется четыре уровня человеческой мотивации.
На самом глубоком базисном уровне ребенок (в большей степени бессознательно) решает для себя вопросы: могу ли я быть в этом мире? есть ли у меня здесь место? могу ли я на что-нибудь опереться? как я себя чувствую – защищенным или беспомощным? доверяю ли я себе и миру?
На этом уровне требуются особенные навыки: умение находить в жизни опоры, увидеть, что ты принят и тебя любят. Ведь проблема не только в том, что ребенок недополучил любви. Сложность скорее в том, что многие дети не понимают, что они любимы. И можно помочь ребенку осознать это. Для людей очень важно, что количество воспринятой любви увеличилось. Потому что это чувство принятости дает силы жить без повышенной тревожности и страха.
Потом, по прошествии многих лет, человек, безусловно, поймет: да, моя мама любила меня. Но что-то для этого прозрения можно сделать уже сейчас.
Хорошо было бы, чтобы в пединститутах будущим учителям давали бы методику работы с неувереностью, со страхами, учили укреплять решимость и мужество.
Второй уровень касается качества жизни. Нравится ли мне моя жизнь? Что вызывает у меня радость, а что отвращение?
Когда человек теряет чувствительность к этому, его жизнь становится пустой и вызывает депрессию.
Почему в школе зачастую создаются такие условия, в которых игнорируется эмоциональное состояние детей? Почему школьное обучение выстраивается так, что в нем нет места наслаждению, удовольствию, а есть только воля и долженствование?
Школьное времяпровождение должно быть хоть в чем-то приятным для учеников. Педагогу непременно надо подумать и о том, что на его уроке может понравиться детям. Курс «Как любить учеников и свой предмет» есть во многих западных странах.
Затем мы выходим на третий уровень: имею ли я право быть самим собой? мое ли это?..
Есть много вещей, занятий, которые мне нравятся, но я знаю, что некоторые из них мне подходят, а другие не для меня. Научить детей разбираться в этом, быть в доброжелательных отношениях с самим собой – большое и важное дело. Четвертый уровень в этом ряду – уровень смыслов.
В жизни случаются ситуации, в которых я задаю вопрос: что есть мое будущее? Как я поступлю в этой ситуации, так свое будущее и построю.
Моя ответственность – это то, как я услышу вызов конкретной ситуации и отвечу на него.
Здесь мы ведем разговор о выборе, о решимости действовать. Мы говорим: «Что я сейчас делаю, что я могу сделать и нравится ли мне это?»
Мы хотим, чтобы дети были творческими и активными, чтобы они совершали поступки, пускай даже ошибаясь.
Конечно, можно возразить, что учить жизненным навыкам – это вообще не задача школы. В конце концов, жизнь – лучший учитель, и она сама все расставит по своим местам.
Жизнь ставит перед человеком одну и ту же задачу так долго, пока он не поймет то, что должен понять. Метафорически это выражено в фильме “День сурка”. Герой фильма множество раз просыпался в одном и том же дне, пока не прожил его по-настоящему, так, как должен был прожить.
И коль жизнь – лучший учитель, то, может быть, не надо тянуть за уши этот тонкий процесс?
Наша позиция исходит из иного предположения: возможно, все-таки надо. Понимая, что у каких-то жизненных вопросов есть достаточно стандартные решения, можно вместе с ребенком прорешать хотя бы основные, простейшие задачи, чтобы он затем не наступал на те же грабли...
Потому что, пока мы повторяем одни и те же ошибки, крутясь, как заезженная пластинка, проходит время нашей жизни.
Учителя хорошо знают, что первый класс отличается от пятого, а пятый – от восьмого. У каждого возраста существуют свои задачи. И если мы не сформируем что-либо до третьего класса, то в восьмом это может обернуться тяжелой проблемой для ребенка.
А ведь если бы мы раньше научили детей справляться с типичными трудностями, может быть, перед нами открылись бы другие, более интересные цели, о существовании которых они даже не догадываются.
Конечно, коллектив единомышленников, создающий школу по законам справедливости и достоинства, будет более готов к реализации этого подхода. Но здесь и один в поле воин. Учитель может использовать предлагаемые нами знания и технологии как на уроке, так и в своем профессиональном общении. И если педагог сумеет увидеть в жалобе ученика или в его “плохом” поведении дефицит определенного навыка и подскажет эффективный способ действия, он уже сделает для этого ребенка очень и очень многое.

Светлана КРИВЦОВА,
научный руководитель Центра “Генезис”,
кандидат психологических наук


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru