Школа, которая учит не повторять
ошибки
Но не в задачах и уравнениях – а в
жизни и в отношениях с другими людьми
Предметное обучение – всего лишь повод
для погружения в этот многогранный мир отношений
с детьми – мир помощи, развития и поддержки. Это
принципиальная установка Центра
социально-психологической адаптации детей и
подростков “Генезис”.
Особенность нашего подхода состоит в том, что мы
все происходящее между уителем и ребенком, а
также между ребенком и миром рассматриваем через
призму навыков. Социальные умения и жизненные
навыки – основной предмет интересов «Генезиса»
сегодня.
Главные усилия педагогов и психологов, на наш
взгляд, должны быть направлены не на адаптацию
ребенка к современному обществу, а на то, чтобы
помочь ребенку прожить достойную, наполненную
смыслом жизнь.
Итак, школа прежде всего должна учить жизненным
навыкам.
В каждом возрасте жизнь ставит перед человеком
типичные задачи, которые требуют определенных
ресурсов. Это умение понимать и проживать
собственные чувства, ориентироваться в чувствах
и мотивах других людей, настаивать на своем или,
наоборот, уступать, отличать главное от
второстепенного, планировать и достигать
задуманного...
И мы можем научить этому ребенка. Как пережить
печаль, горе? Как реагировать на агрессию? Как
выразить симпатию?..
Все это может быть представлено в виде
традиционных, достаточно стандартных пошаговых
действий: первый шаг, второй, третий...
Если существует определенная, веками
наработанная культура, то почему бы не передать
ее детям?
У жизненных навыков есть своя разноуровневая
иерархия, которую тоже надо показать ребенку.
В экзистенциальном анализе Альфреда Лэнгле
выделяется четыре уровня человеческой
мотивации.
На самом глубоком базисном уровне ребенок (в
большей степени бессознательно) решает для себя
вопросы: могу ли я быть в этом мире? есть ли у меня
здесь место? могу ли я на что-нибудь опереться?
как я себя чувствую – защищенным или
беспомощным? доверяю ли я себе и миру?
На этом уровне требуются особенные навыки:
умение находить в жизни опоры, увидеть, что ты
принят и тебя любят. Ведь проблема не только в
том, что ребенок недополучил любви. Сложность
скорее в том, что многие дети не понимают, что они
любимы. И можно помочь ребенку осознать это. Для
людей очень важно, что количество воспринятой
любви увеличилось. Потому что это чувство
принятости дает силы жить без повышенной
тревожности и страха.
Потом, по прошествии многих лет, человек,
безусловно, поймет: да, моя мама любила меня. Но
что-то для этого прозрения можно сделать уже
сейчас.
Хорошо было бы, чтобы в пединститутах будущим
учителям давали бы методику работы с
неувереностью, со страхами, учили укреплять
решимость и мужество.
Второй уровень касается качества жизни. Нравится
ли мне моя жизнь? Что вызывает у меня радость, а
что отвращение?
Когда человек теряет чувствительность к этому,
его жизнь становится пустой и вызывает
депрессию.
Почему в школе зачастую создаются такие условия,
в которых игнорируется эмоциональное состояние
детей? Почему школьное обучение выстраивается
так, что в нем нет места наслаждению,
удовольствию, а есть только воля и
долженствование?
Школьное времяпровождение должно быть хоть в
чем-то приятным для учеников. Педагогу
непременно надо подумать и о том, что на его уроке
может понравиться детям. Курс «Как любить
учеников и свой предмет» есть во многих западных
странах.
Затем мы выходим на третий уровень: имею ли я
право быть самим собой? мое ли это?..
Есть много вещей, занятий, которые мне нравятся,
но я знаю, что некоторые из них мне подходят, а
другие не для меня. Научить детей разбираться в
этом, быть в доброжелательных отношениях с самим
собой – большое и важное дело. Четвертый уровень
в этом ряду – уровень смыслов.
В жизни случаются ситуации, в которых я задаю
вопрос: что есть мое будущее? Как я поступлю в
этой ситуации, так свое будущее и построю.
Моя ответственность – это то, как я услышу вызов
конкретной ситуации и отвечу на него.
Здесь мы ведем разговор о выборе, о решимости
действовать. Мы говорим: «Что я сейчас делаю, что
я могу сделать и нравится ли мне это?»
Мы хотим, чтобы дети были творческими и
активными, чтобы они совершали поступки, пускай
даже ошибаясь.
Конечно, можно возразить, что учить жизненным
навыкам – это вообще не задача школы. В конце
концов, жизнь – лучший учитель, и она сама все
расставит по своим местам.
Жизнь ставит перед человеком одну и ту же задачу
так долго, пока он не поймет то, что должен понять.
Метафорически это выражено в фильме “День
сурка”. Герой фильма множество раз просыпался в
одном и том же дне, пока не прожил его
по-настоящему, так, как должен был прожить.
И коль жизнь – лучший учитель, то, может быть, не
надо тянуть за уши этот тонкий процесс?
Наша позиция исходит из иного предположения:
возможно, все-таки надо. Понимая, что у каких-то
жизненных вопросов есть достаточно стандартные
решения, можно вместе с ребенком прорешать хотя
бы основные, простейшие задачи, чтобы он затем не
наступал на те же грабли...
Потому что, пока мы повторяем одни и те же ошибки,
крутясь, как заезженная пластинка, проходит
время нашей жизни.
Учителя хорошо знают, что первый класс
отличается от пятого, а пятый – от восьмого. У
каждого возраста существуют свои задачи. И если
мы не сформируем что-либо до третьего класса, то в
восьмом это может обернуться тяжелой проблемой
для ребенка.
А ведь если бы мы раньше научили детей
справляться с типичными трудностями, может быть,
перед нами открылись бы другие, более интересные
цели, о существовании которых они даже не
догадываются.
Конечно, коллектив единомышленников, создающий
школу по законам справедливости и достоинства,
будет более готов к реализации этого подхода. Но
здесь и один в поле воин. Учитель может
использовать предлагаемые нами знания и
технологии как на уроке, так и в своем
профессиональном общении. И если педагог сумеет
увидеть в жалобе ученика или в его “плохом”
поведении дефицит определенного навыка и
подскажет эффективный способ действия, он уже
сделает для этого ребенка очень и очень многое.
Светлана КРИВЦОВА,
научный руководитель Центра “Генезис”,
кандидат психологических наук
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|