Их единственная вина – беспомощность
Насилие в школе: как оградить от него
ребенка?
Вот он совсем малыш, вот подрос и уже
самостоятельно переходит дорогу по пути в школу.
А там жизнь подчас увлекательнее чем у Алисы в
стране чудес. Только не всегда рядом оказывается
та самая мудрая гусеница, которая вовремя скажет:
эй, не делай этого!
Как сделать так, чтобы ребенок не потерял
ощущение опоры и везде смог повести себя
уверенно и достойно? Об этом размышляют сегодня
участники конференции “Здравый смыл и
достоинство в школе. Жизненные навыки и умения в
образовании”, которую недавно провел Центр
социально-психологической адаптации детей и
подростков “Генезис”.
Евгений ЦЫМБАЛ, методист центра
“Озон”:
– Есть замечательный, но, к сожалению,
неизвестный многим педагогам и родителям Закон
“Об основных гарантиях прав российских
граждан”, в статье 6 которого сказано, что дети
пользуются всеми правами человека. То есть все,
что написано в Конституции об уважении, чести и
достоинстве, невмешательстве в частную жизнь, –
все это имеет отношение к детям.
А ведь именно эти права часто нарушаются теми,
кто, казалось бы, призван их защищать.
К сожалению, физическое насилие в семьях –
распространенный метод воздействия для
достижения значимых целей. И поэтому родители
зачастую не осуждают жесткое обращение учителей
с их детьми.
В качестве примера приведу несколько цитат из
реальной истории, произошедший с
второклассниками школы-интерната.
Сначала рассказ матери о воспитательнице,
которую привлекали к уголовной ответственности
за истязание. Вот что пишет о ней мать: “Она
по-матерински требовательна к своим
воспитанникам. Требует своевременного
выполнения уроков. Прививает детям этикет
поведения в общественных местах. Поэтому наш
класс всегда находится на первом месте по
дисциплине и культуре на фоне остальных
классов”.
Следующая цитата из ходатайства учителей: “В
классе и спальне, где живут наши дети, всегда
чисто и уютно. Все это делается руками
воспитательницы с помощью детей. За два года она
сумела привить нашим детям
санитарно-гигиенические навыки. С детьми
проводятся беседы по культуре поведения. И с ними
можно спокойно ехать в любом виде транспорта на
любое культурное мероприятие”.
А это выдержка из рассказа самой
воспитательницы: “У меня сейчас самый
дисциплинированный в школе класс. Добилась я
этого строгостью и наказанием тех, кто хулиганит.
Наказания применяю следующие: ставлю в угол,
иногда наказываю ремнем, шлепаю рукой по губам.
Также я говорю ребятам, чтобы они сами себя
наказывали. Те, кто хулиганит, хлопают себя по
губам, дерут за уши. Это применяется только к тем,
кто выводит меня из себя. После обеда, до того как
ребята ложатся спать, они все время заняты:
делают уроки, развиваются, учат стихи, читают.
Гуляют всегда вместе, разбившись по парам.
Когда мы проводили занятие, Н. стал мешать детям
делать уроки, начал хулиганить. Я сделала ему
замечание, но он не прореагировал. Тогда я
сказала, чтобы он стал посредине класса и
мальчики наказали Н. – потрепали его за уши. Я
называла мальчика, который подходил к Н. и трепал
его за уши. Потом я увидела, что из ушей пошла
кровь, и сказала, что хватит”.
Теперь о том, как описывает ситуацию сам
потерпевший.
“Воспитательница не разрешает нам играть в
игрушки. Можно сидеть и смотреть телевизор или
просто сидеть. Если кто-то начинает играть,
шуметь, воспитательница бьет его по рукам и по
щекам ладонью или линейкой. Может снять туфлю и
ударить ею по голове. Иногда бьет двумя ладонями
сразу по ушам. Это называется колокол.
Дома никто практически ничего не рассказывает,
так как боимся ее.
Раньше приносили в школу фишки, чтобы играть в
сотку, но воспитательница сказала, что это игра
от сатаны, и запретила нам приносить фишки”.
В чем же заключалось его хулиганство?
Оказывается, он принес в школу фишки для игры в
сотку, и это увидела воспитательница.
Мальчик пишет: “Она отобрала фишки, а затем
сказала, чтобы я стал посредине класса, и все
мальчики из нашего класса должны были подойти ко
мне и за эти сотки должны были драть меня за уши.
Все ребята подходили ко мне и дергали за уши.
Мне было очень больно, из ушей пошла кровь.
Когда все отодрали меня за уши, воспитательница
сказала: иди, смой свою кровь”.
Такое вот “воспитание”. А родители довольны, они
решили некоторые проблемы: дети стали скромными,
аккуратными. А когда воспитательницу отстранили,
родители даже выразили свое возмущение в
ходатайстве по поводу того, что “теперь дети
стали хуже себя вести”.
Татьяна КЛЕЙН, психолог-консультант центра
“Озон”:
– Когда мы провели семинар с учителями,
выяснилось, что педагоги и психологи часто
бывают растеряны в ситуации насилия над
ребенком. По разным причинам в поле зрения
специалистов зачастую попадает только одна из
сторон, участвующих в конфликте. И это не
обязательно насильник. Часто жертва становится
объектом внимания, причем внимания с негативной
окраской. То есть жертва виновата хотя бы в том,
что возникла такая ситуация и на школу легло
пятно.
Как правило, сложная ситуация возникает из-за
того, что ребенку недостает каких-то навыков в
той или иной области. Например, он застенчив или
неадекватно реагирует на агрессивные выпады. Но
не стоит сразу заниматься коррекцией поведения.
Сначала следует собрать информацию о том, каково
его состояние, как он сам оценивает случившееся.
Произошло это с ним впервые или типично для него?
Надо собрать информацию о том, кто пострадавшему
ребенку может быть опорой в семье, в школьном
коллективе.
Важный вопрос: какова роль классного
руководителя? Был ли он сторонним наблюдателем
или каким-то образом влиял на развитие конфликта?
К сожалению, часто родители убеждены в
безусловной правоте учителей. Занимая такую
позицию, родители как бы предлагают ребенку: “Ну
потерпи”.
Между тем ребенок до определенного возраста не
способен справиться с такими конфликтами, у него
недостает еще психологической силы, уверенности.
А взрослый – это тот человек, который должен
продемонстрировать, как нужно поступать, чтобы
ребенок научился умению выходить из трудной
ситуации.
Родители могут остановить развитие конфликта в
самом начале, если их научить наблюдать за
поведением ребенка и грамотно себя повести в
конфликтной ситуации. Многое зависит от того, как
отец или мама построит беседу с педагогом, как
поговорит с ребятами, которые негативно
воздействуют на их ребенка.
Дети очень хорошо понимают, стоит ли за
сверстником настоящая помощь взрослого. Иногда
они изучают реакцию сверстников: “А что будет,
если я двину тебе сейчас? Ага, кажется, сошло”.
А ведь порой бывает достаточно подойти и сказать
этому задире: ты вчера ударил моего сына, не делай
так больше, я тебе этого не позволю.
Мне известно много случаев, когда внимательным
родителям удавалось переломить ситуацию, их
ребенка оставляли в покое, он набирал силы и
потом говорил: мама, я теперь попробую
справляться со своими трудностями сам.
Альбина ЛОКТИОНОВА, детский психотерапевт:
– Какие же тонкие изменения в поведении ребенка
необходимо уметь наблюдать взрослым?
Получив
психологическую травму, ребенок либо
“закупоривается” в себе, либо, наоборот,
начинает выплескивать свои чувства наружу.
Как ведут себя закрытые дети? Они пытаются
справиться с отрицательными переживаниями и не
вступают во взаимодействие с другими детьми.
Проявляют клинические признаки депрессии,
обнаруживают недостаток спонтанности и игрового
поведения, постоянно держат себя под контролем.
Кажутся чрезмерно бдительными, настороженными,
пугливыми.
Они послушны и податливы. У них развиваются
фобические реакции в отношении нетипичных
раздражителей. Возникают проблемы со сном и
ночные страхи. Часто снятся кошмары, болит голова
или живот. Развиваются нарушения пищевого цикла.
Иногда наблюдается склонность к самоубийству,
часто случаются парезы.
Другие дети направляют свои отрицательные
эмоции во внешний мир: на сверстников, взрослых и
на предметы. Они могут быть враждебны, агрессивны
и деструктивны. Могут вести себя вызывающе, сами
провоцировать избиение или сексуальное
посягательство.
Например, девочка начинает носить очень короткие
юбки, краситься, любыми способами старается
привлечь к себе внимание. Возникают проблемы с
учебой.
Вообще любые изменения в поведении ребенка, во
внешнем виде, в самочувствии должны вызывать
настороженность и вопрос, с чем это связано.
Скажем, убийство или мучение животных является
просто криком о помощи. Для психики ребенка
животное – это часть его. И если он мучает
животное, то тем самым говорит о тех мучениях,
которые претерпевает.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|