Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №29/2001

Третья тетрадь. Детный мир

Их единственная вина – беспомощность

Насилие в школе: как оградить от него ребенка?

Вот он совсем малыш, вот подрос и уже самостоятельно переходит дорогу по пути в школу. А там жизнь подчас увлекательнее чем у Алисы в стране чудес. Только не всегда рядом оказывается та самая мудрая гусеница, которая вовремя скажет: эй, не делай этого!
Как сделать так, чтобы ребенок не потерял ощущение опоры и везде смог повести себя уверенно и достойно? Об этом размышляют сегодня участники конференции “Здравый смыл и достоинство в школе. Жизненные навыки и умения в образовании”, которую недавно провел Центр социально-психологической адаптации детей и подростков “Генезис”.

Евгений ЦЫМБАЛ, методист центра “Озон”:
– Есть замечательный, но, к сожалению, неизвестный многим педагогам и родителям Закон “Об основных гарантиях прав российских граждан”, в статье 6 которого сказано, что дети пользуются всеми правами человека. То есть все, что написано в Конституции об уважении, чести и достоинстве, невмешательстве в частную жизнь, – все это имеет отношение к детям.
А ведь именно эти права часто нарушаются теми, кто, казалось бы, призван их защищать.
К сожалению, физическое насилие в семьях – распространенный метод воздействия для достижения значимых целей. И поэтому родители зачастую не осуждают жесткое обращение учителей с их детьми.
В качестве примера приведу несколько цитат из реальной истории, произошедший с второклассниками школы-интерната.
Сначала рассказ матери о воспитательнице, которую привлекали к уголовной ответственности за истязание. Вот что пишет о ней мать: “Она по-матерински требовательна к своим воспитанникам. Требует своевременного выполнения уроков. Прививает детям этикет поведения в общественных местах. Поэтому наш класс всегда находится на первом месте по дисциплине и культуре на фоне остальных классов”.
Следующая цитата из ходатайства учителей: “В классе и спальне, где живут наши дети, всегда чисто и уютно. Все это делается руками воспитательницы с помощью детей. За два года она сумела привить нашим детям санитарно-гигиенические навыки. С детьми проводятся беседы по культуре поведения. И с ними можно спокойно ехать в любом виде транспорта на любое культурное мероприятие”.
А это выдержка из рассказа самой воспитательницы: “У меня сейчас самый дисциплинированный в школе класс. Добилась я этого строгостью и наказанием тех, кто хулиганит. Наказания применяю следующие: ставлю в угол, иногда наказываю ремнем, шлепаю рукой по губам. Также я говорю ребятам, чтобы они сами себя наказывали. Те, кто хулиганит, хлопают себя по губам, дерут за уши. Это применяется только к тем, кто выводит меня из себя. После обеда, до того как ребята ложатся спать, они все время заняты: делают уроки, развиваются, учат стихи, читают. Гуляют всегда вместе, разбившись по парам.
Когда мы проводили занятие, Н. стал мешать детям делать уроки, начал хулиганить. Я сделала ему замечание, но он не прореагировал. Тогда я сказала, чтобы он стал посредине класса и мальчики наказали Н. – потрепали его за уши. Я называла мальчика, который подходил к Н. и трепал его за уши. Потом я увидела, что из ушей пошла кровь, и сказала, что хватит”.
Теперь о том, как описывает ситуацию сам потерпевший.
“Воспитательница не разрешает нам играть в игрушки. Можно сидеть и смотреть телевизор или просто сидеть. Если кто-то начинает играть, шуметь, воспитательница бьет его по рукам и по щекам ладонью или линейкой. Может снять туфлю и ударить ею по голове. Иногда бьет двумя ладонями сразу по ушам. Это называется колокол.
Дома никто практически ничего не рассказывает, так как боимся ее.
Раньше приносили в школу фишки, чтобы играть в сотку, но воспитательница сказала, что это игра от сатаны, и запретила нам приносить фишки”.
В чем же заключалось его хулиганство?
Оказывается, он принес в школу фишки для игры в сотку, и это увидела воспитательница.
Мальчик пишет: “Она отобрала фишки, а затем сказала, чтобы я стал посредине класса, и все мальчики из нашего класса должны были подойти ко мне и за эти сотки должны были драть меня за уши. Все ребята подходили ко мне и дергали за уши.
Мне было очень больно, из ушей пошла кровь.
Когда все отодрали меня за уши, воспитательница сказала: иди, смой свою кровь”.
Такое вот “воспитание”. А родители довольны, они решили некоторые проблемы: дети стали скромными, аккуратными. А когда воспитательницу отстранили, родители даже выразили свое возмущение в ходатайстве по поводу того, что “теперь дети стали хуже себя вести”.

Татьяна КЛЕЙН, психолог-консультант центра “Озон”:
– Когда мы провели семинар с учителями, выяснилось, что педагоги и психологи часто бывают растеряны в ситуации насилия над ребенком. По разным причинам в поле зрения специалистов зачастую попадает только одна из сторон, участвующих в конфликте. И это не обязательно насильник. Часто жертва становится объектом внимания, причем внимания с негативной окраской. То есть жертва виновата хотя бы в том, что возникла такая ситуация и на школу легло пятно.
Как правило, сложная ситуация возникает из-за того, что ребенку недостает каких-то навыков в той или иной области. Например, он застенчив или неадекватно реагирует на агрессивные выпады. Но не стоит сразу заниматься коррекцией поведения.
Сначала следует собрать информацию о том, каково его состояние, как он сам оценивает случившееся. Произошло это с ним впервые или типично для него? Надо собрать информацию о том, кто пострадавшему ребенку может быть опорой в семье, в школьном коллективе.
Важный вопрос: какова роль классного руководителя? Был ли он сторонним наблюдателем или каким-то образом влиял на развитие конфликта?
К сожалению, часто родители убеждены в безусловной правоте учителей. Занимая такую позицию, родители как бы предлагают ребенку: “Ну потерпи”.
Между тем ребенок до определенного возраста не способен справиться с такими конфликтами, у него недостает еще психологической силы, уверенности. А взрослый – это тот человек, который должен продемонстрировать, как нужно поступать, чтобы ребенок научился умению выходить из трудной ситуации.
Родители могут остановить развитие конфликта в самом начале, если их научить наблюдать за поведением ребенка и грамотно себя повести в конфликтной ситуации. Многое зависит от того, как отец или мама построит беседу с педагогом, как поговорит с ребятами, которые негативно воздействуют на их ребенка.
Дети очень хорошо понимают, стоит ли за сверстником настоящая помощь взрослого. Иногда они изучают реакцию сверстников: “А что будет, если я двину тебе сейчас? Ага, кажется, сошло”.
А ведь порой бывает достаточно подойти и сказать этому задире: ты вчера ударил моего сына, не делай так больше, я тебе этого не позволю.
Мне известно много случаев, когда внимательным родителям удавалось переломить ситуацию, их ребенка оставляли в покое, он набирал силы и потом говорил: мама, я теперь попробую справляться со своими трудностями сам.

Альбина ЛОКТИОНОВА, детский психотерапевт:
– Какие же тонкие изменения в поведении ребенка необходимо уметь наблюдать взрослым?
Получив психологическую травму, ребенок либо “закупоривается” в себе, либо, наоборот, начинает выплескивать свои чувства наружу.
Как ведут себя закрытые дети? Они пытаются справиться с отрицательными переживаниями и не вступают во взаимодействие с другими детьми. Проявляют клинические признаки депрессии, обнаруживают недостаток спонтанности и игрового поведения, постоянно держат себя под контролем. Кажутся чрезмерно бдительными, настороженными, пугливыми.
Они послушны и податливы. У них развиваются фобические реакции в отношении нетипичных раздражителей. Возникают проблемы со сном и ночные страхи. Часто снятся кошмары, болит голова или живот. Развиваются нарушения пищевого цикла. Иногда наблюдается склонность к самоубийству, часто случаются парезы.
Другие дети направляют свои отрицательные эмоции во внешний мир: на сверстников, взрослых и на предметы. Они могут быть враждебны, агрессивны и деструктивны. Могут вести себя вызывающе, сами провоцировать избиение или сексуальное посягательство.
Например, девочка начинает носить очень короткие юбки, краситься, любыми способами старается привлечь к себе внимание. Возникают проблемы с учебой.
Вообще любые изменения в поведении ребенка, во внешнем виде, в самочувствии должны вызывать настороженность и вопрос, с чем это связано.
Скажем, убийство или мучение животных является просто криком о помощи. Для психики ребенка животное – это часть его. И если он мучает животное, то тем самым говорит о тех мучениях, которые претерпевает.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru