Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №29/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

Вспомним об играх!

В зале имени Л.Выготского на семинаре «Дошкольник и игра: особенности игровой деятельности дошкольников и условия для ее стимулирования в детском саду» шел глобальный разговор на нешуточную тему: во что и как играют современные дети? Нужно ли учить их играть?
“Мы ничему не сможем научить наших детей, если они не будут видеть, как на их глазах со вкусом это же делают взрослые – играют или танцуют, поют или соревнуются, работают или учатся. Нужно, чтобы ребенок увлекся, глядя на нас с вами. Но наши дети играть перестали! –говорит директор Института психологии РГГУ Елена Кравцова. – И самое печальное в том, что уже выросло поколение взрослых, которые в детстве сами не умели играть, и сегодня детей воспитывают неигравшие педагоги – люди, по сути дела, не прошедшие важнейший период развития, не получившие важнейшей составляющей образования! Но все наслышаны о том, как это важно для ребенка, и потому учим детей играть. Вот так, например: посадили всех за парты, у каждого ребенка пупс в платьице и ванночка. По команде все снимают с пупса платье и кладут его в ванночку. Это совершенно серьезно называется обучающей игрой!»
А в школьном классе вице-президент Международной ассоциации развивающего обучения профессор Д.Б.Эльконин и председатель правления МАРО А.Б. Воронцов проводили встречу «Система развивающего обучения Эльконина–Давыдова в начальной школе». Споры между сторонниками этой системы и приверженцами традиционного образования о том, какой метод все-таки по-настоящему развивает ребенка и что понимать под этим развитием, в учительской среде продолжаются до сих пор.
Есть наглядный пример, демонстрирующий принципиальную разницу в развитии наших детей, – говорит ведущий. – Ответьте, пожалуйста, на вопрос: какой формы Земля? Сплюснутой сферы? Шара? Но ученик нашей школы не ответит сразу. Он переспросит, какое расстояние имеется в виду: ведь, например, из другой галактики Земля покажется точкой. Если же смотреть с десятого этажа – у нее будет форма неровной плоскости. И только наблюдая с определенных расстояний (их диапазон ограничен), мы зафиксируем форму шара, сдавленного с полюсов. Наш ученик понимает, что конкретное знание всегда относительно и мышление не существует вне зависимости от границ. Поэтому наши выпускники часто производят неадекватное впечатление на учителя, работающего в традиционной системе: наши дети всегда стараются уточнить, что имеет в виду учитель. И могут на экзамене заявить, что вопрос поставлен некорректно!
Слишком умный ребенок – тоже проблема! Ярко одаренный ученик в сельской школе – национальное достояние или семейное бедствие? Что делать с таким школьником, если в классе ему уже скучно, а одного отправлять учиться в город дорого и страшно? Эта проблема стала стимулом для развития дистанционного образования в Норвегии. Сегодня эта страна, изрезанная фиордами, стала мировым лидером в компьютерном обучении: до центров цивилизации не наездишься, а учиться надо. Это, конечно, пример для России, но если ждать, пока мы повально обзаведемся компьютерами, может вырасти не одно поколение. И эту проблему наши педагоги пытаются решать, как всегда, на пальцах, без высоких технологий.
В Сыктывкаре, например, есть Республиканский очно-заочный лицей-интернат для одаренных детей из сельской местности при Государственном педагогическом институте Республики Коми, его стенд на экспозиции размещался под грифом «Одаренные дети». Старшеклассники, конечно, взрослые люди, тем более если они вундеркинды, но в таком возрасте надолго оставлять дом – небольшая радость, это не идет на пользу ни здоровью, ни учебе, ни настроению. И в лицее-интернате нашли выход: здесь собирают ребят три раза в год на сессии по десять дней каждая. Здесь их принимают и кормят бесплатно, остается найти не очень большие деньги на дорогу. Остальное время ребята учатся дома.

В разделе «Инновационные и экспериментальные образовательные центры» были представлены семь школ и детских домов из Москвы, Междуреченска Кемеровской области, Тамбовской области и Великого Новгорода. Маловато, если учесть, что в глянцевом буклете выставки заявлены принципиально новый формат и приоритетность показа программ образования. Приоритетным на выставке, к сожалению, оказался показ детской одежды под оглушительный аккомпанемент попсы, делавший серьезный разговор даже с микрофоном почти невозможным.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru